Реабилитация правополушарности




Синергия

Настроив полушария на синхронную работу, мы получаем эффект синергии, который можно представить в виде формулы «1+1=11». Термин «синергия» обозначает особый эффект, когда результат от взаимодействия полушарий мозга существенно превосходит простую сумму результатов работы каждого полушария по отдельности.

Эффект синергии можно наблюдать на примере рук. Человек мало что может сделать одной рукой, в то время как использование их обеих значительно расширяет возможности. Очевидно, что в данной ситуации сумма единиц не равна двум. Совместная работа двух рук приводит к абсолютно новому качеству. А вот ещё один показательный пример: оркестр способен сыграть произведение, которое каждый отдельный музыкант исполнить не в состоянии.

Чтобы даже неспециалист мог легко понять важность одновременной работы полушарий головного мозга, необходимо сначала разобраться, за что отвечает каждое из них.

Характеристики левополушарного мышления

Левое полушарие мозга отвечает за рациональность, аналитику, внимание к деталям, практичность. Человек с ведущим левым полушарием любит всё планировать, систематизировать и логически выстраивать; предпочитает точные правила и конкретные описания; решения принимает, основываясь на фактах и проверенных данных. Он обрабатывает информацию последовательно, изучая её по частям, и только потом складывают полученные знания в целостную картину. Левое полушарие командует правой половиной тела: когда мы поднимаем левую руку, это означает, что команда поднять её поступила из правого полушария.

Характеристики правополушарного мышления

Человек, у которого преобладает правополушарное мышление, часто использует интуитивный подход к решению жизненных проблем и профессиональных задач. Логику такая личность подключает в ситуациях крайней необходимости. Для правополушарного человека имеют ценность высокие идеалы и нравственные ориентиры, он склонен принимать решения, опираясь на чувства. Такой человек способен рождать уникальные идеи, создавать нечто новое, прекрасное.

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Правое полушарие командует левой половиной тела.

Именно в правом полушарии мозга скрыт колоссальный потенциал. Ещё великий Эйнштейн говорил: «Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир».

Однобокое образование

Мы живём в обществе, в котором больше ценится логическое мышление. Наша образовательная система построена так, чтобы развивать преимущественно левополушарное мышление, которому легче научить, практически полностью игнорируя развитие правополушарных навыков. Это выражено в том, что детей и студентов учат лишь запоминать и воспроизводить информацию в рамках учебной программы, максимум – мыслить логически, и очень мало уделяют внимание развитию образного мышления, воображения, фантазии, интуиции, творчества. Вырастая, дети становятся обычными «стандартными» взрослыми. Такой подход значительно ограничивает процесс развития личности, делает его односторонним. Логика левого полушария без правого оказывается ущербной.

В книге А.Л. Сиротюк "Обучение детей с разным типом мышления" говорится о том, что чем больше усилий приложено в процессе воспитания к доминированию логико-знакового мышления (левополушарное образование), тем больше усилий потребуется в дальнейшем для преодоления его ограниченности. Иными словами, для того чтобы раскрепостить образное мышление и высвободить творческие силы, надо заняться переделкой того, что было заложено в детстве. А перевоспитывать, как известно, сложнее, чем воспитывать.

Уже при рождении человека существуют предпосылки к функциональной асимметрии головного мозга. Но исследования подтвердили, что развитие того или иного полушария, несмотря на генетическую предопределённость к доминированию, связано с особенностями образования и развития. То есть врожденные предпосылки — это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития. Именно поэтому образование должно строиться с учётом преобладающего у детей образного мышления. А наиболее прогрессивно и целесообразно развитие обоих полушарий мозга.

Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта, и люди, которые одновременно задействуют обе части своего мозга, всегда показывают наилучшие результаты. «Равнополушарное» мышление - физиологическая основа общей одаренности.

Реабилитация правополушарности

В настоящее время, с ростом самосознания людей, ситуация изменилась и на смену периоду пренебрежительного отношения к правому полушарию пришёл период его полной реабилитации и всяческого восхваления. Всем стало ясно, что полноценная работа правого полушария в гармонии с левым чрезвычайно важна для становления и развития полноценной, творческой личности.

К примеру, способность образно и комплексно мыслить, быстро генерировать идеи – важнейшие навыки современного топ-менеджера, который работает зачастую в условиях хаоса и стресса. Крупнейшие компании не пренебрегают развитием интуитивно-сенсорного мышления своих сотрудников, в том числе и руководящего состава. Следовательно, правополушарное мышление следует развивать для того, чтобы преуспеть и улучшить качество жизни.

Хорошо, если родители водят ребенка на развивающие занятия. Но и тогда добиться одновременной работы обоих полушарий сложно, т.к. на большинстве занятий уделяется внимание только одному полушарию мозга: левому, если речь идет о развитии логического мышления и улучшении навыков речи, или правому, если занятия творческие – рисование, музыка, пение,...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: