Внутренний контроль осуществляется в целях обеспечения:
а) эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности, эффективности управления активами и пассивами Банка, включая их сохранность;
б) достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической, налоговой и иной отчетности для внешних и внутренних пользователей, а также информационной безопасности;
в) соблюдения законодательства, нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных и внутренних документов Банка;
г) исключения вовлечения Банка и участия его сотрудников в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России.
Организация системы внутреннего контроля в Банке осуществляется в соответствии с Положением о системе внутреннего контроля Банка, Положением о Службе внутреннего аудита, Положением о Службе внутреннего контроля Банка, Порядком проведения мониторинга системы внутреннего контроля Банка, Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, Инструкцией о внутреннем контроле Банка как профессионального участника рынка ценных бумаг, Правилами внутреннего контроля депозитарных операций Банка, Порядком взаимодействия отдельных контролирующих органов и служб Банка между собой и с аудиторскими организациями, документами, регулирующими осуществление валютного контроля в Банке, положениями о системе оценки и управления рисками, присущими деятельности Банка.
Внутренний контроль в Банке в соответствии с полномочиями, определенными Уставом и внутренним Положением о системе внутреннего контроля Банка, осуществляют следующие субъекты системы внутреннего контроля:
- Общее Собрание акционеров и иные органы ПАО «Татфондбанк», специальные должностные лица и службы Банка, в том числе:
• Ревизионная комиссия, функции которой регламентируются учредительными документами и Положением о Ревизионной комиссии, утверждаемым Общим Собранием акционеров Банка;
• Совет директоров Банка, функции которого регламентируются Уставом Банка и Положением о Совете директоров, утверждаемым Общим Собранием акционеров Банка;
• Президент Банка - специальное должностное лицо, назначаемое Советом директоров из числа его членов и ему подотчетное. Президент Банка является неисполнительным директором (не являющимся членом Правления) и осуществляет свои функции на основании Положения о Президенте Банка;
• Комитеты Совета директоров Банка (по стратегии и корпоративному управлению, по аудиту и рискам, по кадрам и вознаграждениям) - специальные постоянно действующие органы, создаваемые Советом директоров. Каждый Комитет Совета директоров действует в соответствии с Положением, утверждаемым Советом директоров Банка;
• Корпоративный секретарь Банка - специальное должностное лицо, назначаемое Советом директоров и ему подотчетное, осуществляющее свои функции на основании Положения о Корпоративном секретаре Банка, утверждаемого Советом директоров Банка;
• Аппарат Совета директоров - структурное подразделение Банка, созданное по решению Совета директоров и осуществляющее свою деятельность в соответствии с Положением об Аппарате Совета директоров Банка.
• Исполнительные органы управления – Председатель Правления и Правление Банка, функции которых регламентируются действующим законодательством, Уставом Банка и Положением об исполнительных органах, утверждаемым Общим Собранием акционеров Банка.
- Структурные подразделения и сотрудники, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами Банка, в том числе:
• Служба внутреннего аудита – структурное подразделение Банка, основными задачами которого является проведение независимой и объективной проверки и оценки систем управления, внутреннего контроля и управления рисками и предоставлению рекомендаций по подтверждению их адекватности Советом директоров и исполнительным руководством Банка, а также рекомендаций по улучшению качества и повышению эффективности функционирования этих систем Служба внутреннего аудита. Действует под непосредственным контролем Совета директоров Банка. Положение о службе внутреннего аудита утверждается Советом директоров Банка;
• Служба внутреннего контроля – структурное подразделение Банка, ответственное за организацию эффективной системы управления возникающими в деятельности Банка регуляторными рисками (рисками возникновения у Банка убытков из-за несоблюдения федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, внутренних документов Банка, обязательных для Банка стандартов и правил саморегулируемых организаций, а также – в результате наложения санкций и (или) применения иных мер воздействия со стороны надзорных органов). Деятельность службы внутреннего контроля регламентируется нормативными документами Российской Федерации, Положением о данном структурном подразделении, а также должностными инструкциями сотрудников;
• Подразделение по финансовому мониторингу – структурное подразделение Банка, ответственное за реализацию внутренних организационных мер в целях противодействия (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и «Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ПАО «Татфондбанк»;
• Контролер Банка как профессионального участника рынка ценных бумаг (Контролер Банка) – лицо, ответственное за осуществление внутреннего контроля деятельности Банка на рынке ценных бумаг и ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Банка России, внутренних документов Банка. На Контролера могут быть также возложены иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и «Инструкцией о внутреннем контроле Банка как профессионального участника рынка ценных бумаг», утверждаемой Советом директоров Банка. Контролер Банка назначается и освобождается от должности по решению Совета директоров Банка и подотчетен ему. Под руководством Контролера Банка в Банке создано структурное подразделение – Отдел контроля за деятельностью на рынке ценных бумаг;
• Юридическое управление – структурное подразделение Банка, ответственное за правовое обеспечение эффективного функционирования структурных подразделений Банка с целью минимизации рисков. Деятельность юридического управления регламентируется Положением о юридическом управлении, а также должностными инструкциями сотрудников юридического управления;
• Служба безопасности Банка – структурное подразделение Банка, ответственное за осуществление контроля за соблюдением внутренних документов Банка, регламентирующих экономическую и физическую безопасность деятельности Банка, включая планы мероприятий на случаи нештатных ситуаций, за защитой информации и сохранностью материальных активов. Деятельность службы безопасности регламентируется Положением о службе безопасности Банка;
• Главный бухгалтер Банка и его заместители – сотрудники Банка, ответственные за обеспечение достоверности, полноты, объективности учета и отчетности Банка (финансовой, бухгалтерской, статистической, налоговой и иной отчетности), представляемой внешним и внутренним пользователям, деятельность которых, в том числе и по осуществлению контроля, регламентируется их должностными инструкциями, действующим законодательством Российской Федерации, Учетной политикой Банка и другими внутренними документами Банка;
• Руководители и главные бухгалтеры (их заместители) филиалов Банка, деятельность которых регламентируется их должностными инструкциями, положениями о филиалах Банка, а также внутренними документами Банка;
• Специальные комитеты и комиссии (Кредитные комитеты, Комитет по управлению активами и пассивами, Технологический комитет, Комитет по продуктам и продажам, Комитет по информационной безопасности, Комитет по проблемным активам, Тендерный комитет, Социальный комитет, Комитет по рискам, ревизионная комиссия и др.), создаваемые на постоянной основе, деятельность которых регламентируется внутренними документами, утверждаемыми органами управления Банка в соответствии с разграничением их полномочий;
• Специальные комиссии, создаваемые на временной основе по распоряжению (приказу) Председателя Правления Банка для проведения инвентаризаций, ревизий, тематических проверок, служебных расследований и т.п.;
• Аппарат Правления - структурное подразделение Банка, созданное с целью обеспечения эффективности принятия и исполнения управленческих решений, осуществляющее свою деятельность в соответствии с Положением об Аппарате Правления Банка, утверждаемым Председателем Правления Банка;
• Департамент рисков – структурное подразделение, созданное с целью создания общебанковской системы управления рисками как неотъемлемой части системы управления и контроля Банка, а также иные полномочия по осуществлению внутреннего контроля в соответствии с внутренним документом Банка, регламентирующим деятельность данного структурного подразделения, утверждаемым Председателем Правления Банка;
• руководители структурных подразделений, ответственные за осуществление деятельности возглавляемых ими структурных подразделений, деятельность которых регламентируется их должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях, а также внутренними документами Банка;
• прочие сотрудники Банка, осуществляющие контрольные функции в соответствии с полномочиями, определенными их должностными инструкциями, а также внутренними документами Банка.
Информация о наличии комитета по аудиту совета директоров (наблюдательного совета) эмитента, его функциях, персональном и количественном составе:
Комитет по аудиту и рискам (далее - Комитет) является специальным постоянно действующим органом и создается Советом директоров Банк для изучения состояния дел по отдельным наиболее важным вопросам своей компетенции и их предварительного рассмотрения.
Комитет действует в рамках полномочий, предоставленных ему Советом директоров Банка в соответствии с Положением о Комитете по аудиту и рискам Совета директоров Банка.
Целью создания Комитета являются повышение эффективности систем внутреннего контроля, аудита и управления рисками Банка, обеспечение выполнения управленческих и контрольных функций Совета директоров в вопросах функционирования данных систем.
Деятельность Комитета направлена на решение следующих задач:
1) Обеспечение постоянного контроля со стороны Совета директоров за деятельностью исполнительных органов Банка и обеспечение эффективного взаимодействия членов Совета директоров с менеджментом Банка по вопросам компетенции Комитета.
2) Оценка эффективности и адекватности систем внутреннего контроля, аудита и управления рисками Банка, участие в формировании системы риск-ориентированного внутреннего контроля Банка.
3) Выработка и представление рекомендаций Совету директоров, исполнительным органам и подразделениям Банка по вопросам, входящим в компетенцию Комитета.
В ходе своей деятельности на Комитет возложено исполнение следующих основных функций:
1) анализ и оценка исполнения политики Банка в области внутреннего контроля и управления рисками;
2) рассмотрение стратегии управления рисками и капиталом Банка, в том числе в части обеспечения достаточности собственных средств (капитала) и ликвидности на покрытие рисков как в целом по Банку, так и по отдельным направлениям его деятельности, а также подготовка предложений по утверждению порядка управления наиболее значимыми для Банка рисками и контроль за реализацией указанного порядка;
3) контроль за обеспечением полноты, точности и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее раскрытием в соответствии с требованиями законодательства и внутренними документами Банка, участие в рассмотрении существенных вопросов и суждений в отношении этой отчетности;
4) контроль за соблюдением законодательных и нормативно-правовых требований, эффективностью управления регуляторным риском в Банке;
5) взаимодействие с ревизионной комиссией, аудиторами Банка, выработка совместных рекомендаций по существенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности Банка;
6) анализ отчетов и заключений, предложений и рекомендаций ревизионной комиссии, аудиторских организаций и контролирующих служб Банка, подготовка рекомендаций в отношении планов проверок, а также инициирование внеочередных и целевых проверок;
7) контроль за обеспечением соблюдения в Банке принципа разделения критических полномочий (распределения обязанностей, обеспечивающего исключение ситуаций, когда сфера ответственности сотрудника допускает конфликт интересов);
8) подтверждение наличия фактов манипулирования показателями отчетности или иных недобросовестных действий со стороны руководящих работников Банка, которые могут служить основанием для возвращения Банку неправомерно полученных средств;
9) контроль за соблюдением информационной политики Банка.
Количественный и персональный Состав Комитета:
Советом директоров Комитет по аудиту и рискам Совета директоров определен в количестве 5 человек, в следующем составе:
- Белгородский Александр Владимирович;
- Волков Данил Вертолиевич;
- Мусин Фарит Шагитович;
- Слесаренко Александр Степанович;
- Терехов Алексей Геннадьевич (председатель).
Информация о наличии отдельного структурного подразделения (подразделений) эмитента по управлению рисками и внутреннему контролю (иного, отличного от ревизионной комиссии (ревизора), органа (структурного подразделения), осуществляющего внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента), его задачах и функциях:
Департамент рисков – является самостоятельным структурным подразделением. Руководитель подразделения по управлению рисками назначается и освобождается от занимаемой должности с учетом законодательных и нормативных требований к его квалификации и деловой репутации.
Долгосрочными целями Подразделения является эффективное осуществление возложенных на него функций в сфере:
- разработки методов и инструментов идентификации, оценки и управления кредитными и функциональными рисками Банка, в т.ч. банковской группы;
- внедрения новых технологий и подходов к оценке рисков Банка, в т.ч. банковской группы;
- расчета, анализа, оценки и управления рыночными и операционными рисками, в т.ч. банковской группы;
- мониторинга, анализа, оценки и управления рисками кредитования физических лиц;
- мониторинга, анализа, оценки и управления рисками кредитования юридических лиц;
- мониторинга, анализа, оценки и управления рисками кредитования финансово-кредитных организаций – контрагентов / потенциальных контрагентов Банка;
- создания общебанковской системы управления рисками с целью недопущения финансовых потерь Банка;
- подготовки и предоставления достоверной и полной отчетности по рискам руководству Банка и заинтересованным подразделениям.
Краткосрочные цели устанавливаются исполнительными органами управления Банка и/или высшим руководителем, курирующим деятельность Подразделения.
Основные задачи:
- достижение поставленных перед ним целей;
- активное и эффективное участие в решении задач Банка;
- организация работы по разработке и внедрению основных процедур по управлению рисками, информационной системы по управлению рисками;
- своевременное обеспечение руководства Банка и заинтересованных подразделений Банка риск-отчетностью.
Функции:
В части Управления методологии, моделирования и риск-отчетности совершать операции (оказывать услуги, выполнять работы):
- разработка внутренних нормативных документов Банка, в т.ч. банковской группы, регламентирующих порядок выявления и оценки кредитных рисков, расчета РВП и РВПС, лимитирование операций, организацию бизнес-процессов с учетом риска Банка;
- разработка внутренних нормативных документов Банка, в т.ч. банковской группы, регламентирующих порядок выявления и оценки функциональных рисков, выявления и противодействия внутреннему и внешнему мошенничеству;
- участие в разработке внутренних документов Банка, в т.ч. банковской группы, касающихся управления кредитными и функциональными рисками, в том числе для реализации ВПОДК;
- осуществление методологической поддержки подразделений Банка, в т.ч. банковской группы по вопросам, касающимся управления кредитными и функциональными рисками;
- разработка и внедрение финансовых риск-моделей для анализа клиентов и контрагентов Банка;
- проведение валидации финансовых риск-моделей и скоринговых моделей, применяющихся для анализа клиентов и контрагентов Банка;
- оценка структурной ликвидности (матрица фондирования, ГЭП ликвидности);
- оценка рисков кредитования связанных с Банком сторон;
- участие в проведении стресс-тестирования Банка;
- разработка мероприятий и рекомендаций по снижению кредитных и функциональных рисков, в том числе для реализации ВПОДК;
- представление руководству Банка, в т.ч. банковской группы, предложений по вопросам развития и совершенствования процедур управления рисками, в том числе для реализации ВПОДК;
- участие в разработке и внедрении новых методов анализа, применяемых в финансово-банковской системе;
- изучение новых методов управления рисками и внедрение в работу Подразделения наиболее эффективных методов и технологий, в том числе для реализации ВПОДК;
выполнение прочих функций, обусловленных целями и задачами, поставленными перед Подразделением руководством Банка.
В части Управления функциональных рисков совершать операции (оказывать услуги, выполнять работы):
- участие в разработке локальных нормативных актов Банка по вопросам оценки, управления и контроля за рыночными и операционными рисками;
- оценка фондовых рисков по позициям, инструментам и портфелям в целом;
- оценка процентного, валютного, рыночного и операционного рисков;
- оценка и мониторинг рисков вложений в субфедеральные и муниципальные образования (текущий мониторинг субъектов Федерации);
- мониторинг финансовых рынков и макроэкономических индикаторов (прогнозы экономических тенденций развития и рекомендации по работе с различными финансовыми инструментами, подготовка аналитических материалов);
- сбор информации и подготовка аналитических обзоров по отраслям экономики;
- оценка риска концентрации вложений и обязательств по отраслям экономики;
- расчет и оценка валютного, процентного и фондового рисков в соответствии с МСФО;
- разработка и усовершенствование методов расчета и оценки рыночных и операционных рисков, в соответствии с рекомендациями Базельского Комитета;
- изучение изменений, происходящих на финансовых рынках, и других внешних и внутренних фактов, которые могут оказывать влияние на показатели деятельности Банка;
- составление управленческой отчетности по рыночным и операционным рискам;
- разработка, внедрение и поддержка на соответствующем уровне положений по анализу и расчету рыночных и операционных рисков;
- разработка мероприятий по снижению рыночных и операционных рисков;
- ежедневный расчет величины рыночного риска для расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) Банка (Н1);
- представление руководству предложений по вопросам развития и совершенствования процедур управления рыночными и операционными рисками;
- осуществление сбора и анализа данных о финансовых и материальных потерях вследствие операционного риска в разрезе основных направлений деятельности;
- изучение новых методов управления операционными рисками и принятие мер по внедрению в работу Подразделения наиболее эффективных методов и технологий;
- обеспечение консультативной помощи клиентам и сотрудникам банка в рамках компетенции Подразделения;
- подготовка проектов положения о Подразделении и должностных обязанностях работников Подразделения;
- расчет размера операционного риска для расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) Банка (Н1);
- разработка, актуализация и администрирование базы данных операционных рисков.
В части Управления кредитных рисков совершать операции (оказывать услуги, выполнять работы):
- проведение андеррайтинга участников кредитной сделки по программам кредитования для физических лиц;
- проведение андеррайтинга предмета залога по ипотечным программам кредитования для физических лиц;
- оптимизация процесса рассмотрения кредитных заявок по программам кредитования для физических лиц
- реализация политики Банка в сфере кредитования физических лиц;
- мониторинг уровня кредитного риска розничных клиентов;
- анализ пакета документов, поступающих по кредитной заявке;
- проверка и анализ информации по кредитной истории клиента в Бюро кредитных историй;
- проверка действительности паспортов потенциальных заемщиков (поручителей и других участников сделки) на информационном сайте Федеральной миграционной службы РФ при наличии технической возможности;
- проведение анализа кредитоспособности и достоверного расчета платежеспособности (скоринга) потенциальных заемщиков, поручителей и других участников сделки - физических лиц;
- проведение анализа представленного обеспечения по кредитам физических лиц;
- принятие решений о предоставлении физическим лицам кредитов уполномоченными сотрудниками Подразделения в пределах установленных лимитов;
- подготовка заключения и решения о выдаче кредита на кредитный комитет Банка;
- участие в разработке методических рекомендаций по вопросам андеррайтинга заемщиков - физических лиц и других участников сделки;
- составление внутренней отчетности, касающейся Подразделения, в т.ч.: отчет по замечаниям в разрезе кредитных специалистов, отчет по среднему времени рассмотрения заявок, отчет отказных заявок в разрезе продуктов и кодов отказа;
- выполнение внутренних планов, установленных начальником Управления кредитных рисков, директором Департамента рисков;
- выполнение организационных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением заседаний кредитных комитетов;
- соблюдение требований Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- участие в разработке локальных нормативных актов Банка по вопросам оценки, управления и контроля за рисками корпоративных клиентов;
- мониторинг кредитного риска корпоративных клиентов (кредитные заемщики, эмитенты ценных бумаг, страховые компании);
- мониторинг кредитного риска групп корпоративных клиентов;
- оценка рисков концентрации по обязательствам и вложениям в ценные бумаги корпоративных клиентов – контрагентов (группам взаимосвязанных клиентов);
- оценка рисков концентрации по типам обеспечения по кредитным вложениям;
- оценка рисков в части кредитных вложений и вложений в ценные бумаги корпоративных клиентов в соответствии с МСФО;
- формирование предложений, направленных на снижение уровня кредитных рисков по корпоративным клиентам - контрагентам;
- составление управленческой отчетности по рискам корпоративных клиентов;
- осуществление анализа деятельности корпоративных клиентов - контрагентов;
- участие в разработке, внедрении и поддержке на соответствующем уровне методики по анализу и расчету лимитов на корпоративных клиентов;
- участие в процессе лимитирования операций:
- а) выработка предложений по вопросам лимитирования операций с финансово-кредитными организациями и страховыми компаниями;
- б) формирование и актуализация лимитной базы;
- в) непрерывный мониторинг действующих лимитов на предмет их актуальности и экономической целесообразности;
- осуществление расчета и предложение на утверждение и/или пересмотр лимита, установленного на определенного корпоративного клиента;
- разработка мероприятий по снижению кредитных рисков корпоративных клиентов - контрагентов;
- представление руководству предложений по вопросам развития и совершенствования процедур управления рисками корпоративных клиентов;
- участие в разработке локальных нормативных актов Банка по вопросам оценки, управления и контроля за рисками финансово-кредитных организаций;
- мониторинг кредитного риска финансово-кредитных организаций;
- оценка рисков в части кредитных вложений и вложений в ценные бумаги финансово-кредитных организаций в соответствии с МСФО;
- оценка рисков концентрации по обязательствам и вложениям в финансово-кредитные организации;
- формирование предложений, направленных на снижение уровня кредитных рисков по финансово-кредитным организациям - контрагентам;
- составление управленческой отчетности по рискам финансово-кредитных организаций;
- осуществление анализа деятельности финансово-кредитных организаций;
- участие в разработке, внедрении и поддержке на соответствующем уровне методики по анализу и расчету лимитов на финансово-кредитные организации;
- осуществление расчета и предложение на утверждение и/или пересмотр лимита, установленного на определенную финансово-кредитную организацию;
- разработка мероприятий по снижению кредитных рисков финансово-кредитных организаций;
- представление руководству предложений по вопросам развития и совершенствования процедур управления рисками финансово-кредитных организаций.
Решением Правления Банка от 19.09.2014г. (протокол № ПП-515), путем реорганизации Управления комплаенс-контроля, созданного решением Правления Банка (протокол № 29 от 11 февраля 2011г.), создана Служба внутреннего контроля.
Служба внутреннего контроля - структурное подразделение Банка, основной задачей которого является организация эффективной системы управления возникающими в деятельности Банка регуляторными рисками.
Функции Службы внутреннего контроля определены в Положении ЦБ РФ от 16.12.2003г. N 242-П «Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». Основными функциями Службы внутреннего контроля являются:
- выявление комплаенс-риска, то есть риска возникновения у Банка убытков из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов Банка, стандартов саморегулируемых организаций (если такие стандарты или правила являются обязательными для Банка), а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов (далее - регуляторный риск);
- учет событий, связанных с регуляторным риском, определение вероятности их возникновения и количественная оценка возможных последствий;
- направление в случае необходимости рекомендаций по управлению регуляторным риском руководителям структурных подразделений Банка и Председателю Правления Банка;
- координация и участие в разработке комплекса мер, направленных на снижение уровня регуляторного риска в Банке;
- мониторинг эффективности управления регуляторным риском;
- участие в разработке внутренних документов по управлению регуляторным риском;
- мониторинг регуляторного риска, в том числе анализ внедряемых Банком новых банковских продуктов, услуг и планируемых методов их реализации на предмет наличия регуляторного риска;
- выявление конфликтов интересов в деятельности Банка и его работников, участие в разработке внутренних документов, направленных на его минимизацию.
Службу внутреннего контроля возглавляет руководитель, который назначается и освобождается от должности приказом Председателя Правления, по согласованию с кадровой службой Банка и службой безопасности Банка. В своей деятельности руководитель Службы внутреннего контроля подчинен и подотчетен Председателю Правления Банка
Информация о наличии у эмитента отдельного структурного подразделения (службы) внутреннего аудита, его задачах и функциях:
Одним из субъектов системы внутреннего контроля является Служба внутреннего аудита (СВА), которая образована на основании решения Правления Банка (протокол № 515 от 19 сентября 2014 г.), на базе Службы внутреннего контроля, созданной Приказом Председателя Правления Банка № 242 от 20 ноября 1997 года в целях осуществления внутреннего контроля и содействия органам управления Банка в обеспечении его эффективного функционирования. СВА контролирует соблюдение сотрудниками Банка действующего законодательства, нормативных актов и внутрибанковских положений, обеспечивает надлежащий уровень надежности Банка.
Деятельность СВА регламентируется Положением о Службе внутреннего аудита, утвержденным Советом директоров Банка (протокол заседания Совета директоров № 11/2014 от 05.12.2014 г.).
Служба внутреннего аудита действует под непосредственным контролем Совета директоров Банка. Руководитель Службы внутреннего аудита подотчетен Совету директоров Банка и Президенту Банка. Назначается (освобождается) на должность Председателем Правления Банка на основании решения Совета Директоров. Кандидатура Руководителя Службы внутреннего аудита представляется на рассмотрение Совета Директоров Председателем Правления Банка, с учетом рекомендаций Комитета по аудиту и рискам, Комитета по кадрам и вознаграждениям Совета директоров Банка, а также с учетом законодательных и нормативных требований к его квалификации и деловой репутации Служба внутреннего аудита отчитывается о своей деятельности перед Советом директоров Банка не реже двух раз в год. Структура и численный состав СВА утверждается Председателем Правления Банка по согласованию с Советом директоров Банка.
Иные подразделения Банка не могут функционально подчиняться руководителю Службы внутреннего аудита. Совмещение служащими службы внутреннего аудита (включая руководителя и его заместителей) своей деятельности с деятельностью в других подразделениях Банка невозможно.
Основными функциями СВА являются:
- проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля в целом, выполнения решений органов управления Банка: Общего Собрания акционеров, Совета директоров, исполнительных органов Банка;
- проверка эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками, установленных внутренними документами Банка (методиками, программами, правилами, порядками и процедурами совершения банковских операций и сделок, управления банковскими рисками), и полноты применения указанных документов;
- проверка надежности функционирования системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа и (или) использования, с учетом мер, принятых на случай нестандартных и чрезвычайных ситуаций в соответствии с планом действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности Банка в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций;
- проверка и тестирование достоверности, полноты и своевременности бухгалтерского учета и отчетности, а также надежности (включая достоверность, полноту и своевременность) сбора и представления информации и отчетности;
проверка применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества Банка;
- оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых Банком операций и других сделок;
- проверка процессов и процедур внутреннего контроля;
- проверка деятельности Службы внутреннего контроля и Департамента рисков Банка;
- подготовка обязательной отчетности в территориальное учреждение Банка России по вопросам организации внутреннего контроля в Банке;
- подготовка уведомлений в территориальное учреждение Банка России о существенных изменениях в системе внутреннего контроля (в том числе о внесении изменений в Положение о Службе внутреннего аудита, о назначении (освобождении) на должность руководителя (его заместителей) Службы внутреннего аудита);
- другие вопросы, предусмотренные внутренними документами Банка.
Сведения о политике эмитента в области управления рисками и внутреннего контроля, а также о наличии внутреннего документа эмитента, устанавливающего правила по предотвращению неправомерного использования конфиденциальной и инсайдерской информации:
Политика Банка в области управления рисками направлена на формирование целостной системы, адекватной характеру и масштабам деятельности Банка, профилю принимаемых им рисков и отвечающей потребностям дальнейшего развития бизнеса. Управление рисками основано на ряде принципов, в том числе ответственности бизнес-подразделений за принимаемые риски, принципе независимости функции риск-менеджмента и комплаенс-контроля, принципе планирования рисков в рамках бюджета и бизнес-плана, принципе соблюдения регуляторных требований, а также принципе коллегиальности принятия решений по рискам и их строгом документировании.
Основные принципы управления рисками закреплены во всех действующих внутренних документах Банка и являются обязательными для исполнения всеми заинтересованными структурными подразделениями. Функции управления риском разделены между органами, которые являются ответственными по установлению политики и процедур управления риском, включая установление лимитов, и подразделениями, функциями которых является осуществление этой политики и процедур, включая контроль за рисками и лимитами на постоянной основе.
В области внутреннего контроля политика Банка направлена на повышение эффективности управления Банком посредством своевременного выявления нарушений в деятельности Банка (в том числе отклонений от запланированных результатов) и незамедлительного принятия соответствующих корректирующих действий по их устранению и недопущению подобных нарушений в дальнейшем, а так же своевременной адаптации Банка к изменениям во внутренней и внешней среде, обеспечения устойчивого положения Банка на рынке в условиях конкуренции и его развития.
Основные внутренние документы Банка в области управления рисками и внутреннего контроля:
- Политика оценки и управления рисками Банка;
- Политика управления операционными рисками Банка;
- Политика оценки и управления ликвидностью Банка;
- Политика управления регуляторными рисками ПАО «Татфондбанк»;
- Лимитная политика Банка;
- Политика предотвращения мошенничества в Банке;
- Положение о системе управления риском потери деловой репутации ПАО «Татфондбанк»;
- Положение о системе управления рыночными рисками ПАО «Татфондбанк»;
- Положение о порядке формирования резервов на возможные потери Банка;
-Положение о порядке формирования резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности;
- Положение по оценке кредито