а) теплые и взаимные отношения между супругами;
б) в наше время особую роль играет материальная обеспеченность семьи;
в) брак, ориентированный больше на мнения окружающих, чем на собственные отношения;
г) другое;
Как вы относитесь к межнациональным бракам?
а) положительно;
б) считаю, что такие браки недолговечны;
в) считаю, что брак есть брак, каким бы он не был;
В чем вы видите основные проблемы межнациональных браков?
а) в непонимании, упреках со стороны общества, родителей, родных;
б) в противности национальных, религиозных традиций и обычаев;
в) не вижу никаких проблем;
Готовы ли вы сами осуществить брак с лицом другой национальности?
а) да, если между нами существуют взаимопонимание, любовь;
б) только преследуя свои выгоды;
в) нет;
Как вы думаете, влияет ли поддержка со стороны друзей и родных на взаимоотношение между членами разнонациональной семьи?
а) безусловно, влияет, т.к. семья строится на понимании и любви не только ее членов, но и окружающих;
б) скорее влияет;
в) нет, нисколько, семья-это обособленная единица общества;
Считаете ли вы, что на образование разнонациональной семьи сказывается финансовое положение обеих сторон?
а) нисколько, семья, в первую очередь, строится на любви и понимании;
б) может быть;
в) затрудняюсь ответить;
В чем вы видите положительные стороны межнациональных браков?
а) в традиционной насыщенности;
б) положительная сторона всех браков одна - рождение новой семьи, ячейки общества;
в) затрудняюсь ответить;
г) самые одаренные и красивые дети у родителей разных национальностей;
Чьим мнением вы руководствуетесь при выборе пары для брака?
а) личным мнением;
|
б) мнением родных и близких;
в) стараюсь совмещать мнения;
Анкета с результатами
№ вопроса | вопрос | варианты ответа | Кол-во ответов | процентное выражение |
Состоите ли вы в браке? | а) да; | 53% | ||
б) нет; | 47% | |||
Если да, то в каком браке: | а) в межнациональном; | 36% | ||
б) в однонациональном; | 64% | |||
Что для вас является показателем успешного брака? | а) теплые и взаимные отношения между супругами; | 56% | ||
б) в наше время особую роль играет материальная обеспеченность семьи; | 12.5% | |||
в) брак, ориентированный больше на мнения окружающих, чем на собственные отношения; | 19% | |||
г) другое; | 12.5% | |||
Как вы относитесь к межнациональным бракам? | а) положительно; | 33% | ||
б) считаю, что такие браки недолговечны; | 38% | |||
в) считаю, что брак есть брак, каким бы он не был; | 29% | |||
В чем вы видите основные проблемы межнациональных браков? | а) в непонимании, упреках со стороны общества, родителей, родных; | 37% | ||
б) в противности национальных, религиозных традиций и обычаев; | 19% | |||
в) не вижу никаких проблем; | 44% | |||
Готовы ли вы сами осуществить брак с лицом другой национальности? | а) да, если между нами существуют взаимопонимание, любовь; | 65% | ||
б) только преследуя свои выгоды; | 0% | |||
в) нет; | 35% | |||
Как вы думаете, влияет ли поддержка со стороны друзей и родных на взаимоотношения между членами разнонациональной семьи? | а) безусловно, влияет, т.к. семья строится на понимании и любви не только ее членов, но и окружающих; | 64% | ||
б) скорее влияет; | 27% | |||
в) нет, нисколько, семья-это обособленная единица общества; | 9% | |||
Считаете ли вы, что на образование разнонациональной семьи сказывается финансовое положение обеих сторон?? | а) нисколько, семья, в первую очередь, строится на любви и понимании; | 55% | ||
б) может быть; | 27% | |||
в) затрудняюсь ответить; | 18% | |||
В чем вы видите положительные стороны межнациональных браков? | а) в традиционной насыщенности; | 30% | ||
б) положительная сторона всех браков одна - рождение новой семьи, ячейки общества; | 44% | |||
в) затрудняюсь ответить; | 6% | |||
г) самые одаренные и красивые дети у родителей разных национальностей; | 20% | |||
Чьим мнением вы руководствуетесь при выборе пары для брака? | а) личным мнением; | 60% | ||
б) мнением родных и близких; | 9% | |||
г) стараюсь совмещать мнения; | 31% |
|
Анализ работы
В ходе социологического опроса было опрошено 30 респондентов, из них 14 человек – люди, уже образовавшие семью, 16 – люди, не состоящие в браке.
38 % опрошенных считают, что межнациональные браки недолговечны, 33% относятся положительно, а 19% респондентов считают, что брак есть брак, каким бы он не был.
На вопрос, в чем вы видите основные проблемы межнациональных браков, 44% опрошенных ответили, что не видят никаких проблем, 37% ответили – в непонимании, упреках со стороны общества, родителей, родных, остальные 19% видят проблемы таких браков в противности национальных, религиозных традиций и обычаев. По результатам исследования можно заметить, что некоторые участники опроса, которые выделяют проблемы межнациональных браков, все же готовы осуществить брак с лицом другой национальности, по их мнению, для сплоченной семьи, укрепленной поддержкой со стороны родных и близких, где царит гармония и любовь, решение вышесказанных проблем не составляет особого труда.
|
Некоторые социологи утверждают, что межнациональные браки менее устойчивы. Но данные переписи населения, социологических опросов показывают, что межнациональные браки даже более устойчивы, чем однородные. Межнациональные браки чаще встречаются среди городского населения, в районах нового освоения. Видимо, это связано с миграцией молодого населения и ослаблением влияния старших, которые почти всегда в этих вопросах консервативны.
Если рассмотреть межнациональные браки с иностранным партнером, то можно выделить следующие проблемы таких браков: разность территориально-государственных целостностей, к которым принадлежат брачные партнеры, делает такой межнациональный брак сложным явлением, при котором образ жизни двух индивидов распространяется на два общества: российское и общество страны супруга. Данное обстоятельство характеризуется наличием двух главных моментов. Во-первых, с точки зрения юридических норм, межнациональный брак усложняется особенностями пересечения границы, гражданством, видом на жительство. Постоянное соблюдение правовых указаний ограничивает, во многом, действия супругов и помещает их супружескую жизнь в довольно узкие рамки законодательных соблюдений. Во-вторых, с учетом социально-личностных характеристик, наиболее сильно выражена зависимость от места происхождения человека, которая проявляется во многих аспектах его индивидуальной жизнедеятельности в рамках супружества и затрагивает его психологические, культурные и нравственные особенности как личности, сформировавшейся в общественной среде конкретного государства. Безусловно, сказываются различия приобретенных в процессе социализации и усвоенных индивидом ценностей, норм, установок, представлений, образцов поведения, присущих данному обществу страны происхождения человека, которые потом находят свое отражение во взаимоотношениях супругов в межнациональном брачном союзе. Супружеские отношения в таких браках связаны с большим различием в психологических и жизненных стандартах.
Существуют мнения, что межнациональный брак меняет национально-культурное начало супругов под влиянием объективных и субъективных факторов, и ставит их в условия разрешения проблемы этнической идентификации посредством индивидуальных уступок и конкретных социально-обусловленных действий для обеспечения функционирования брачных отношений.
Еще одним, не менее важным компонентом социальной природы межнациональных браков выступает религия. Различия в веровании, в религиозном сознании и установках заложены в супружеских отношениях, и их проявления зависят от степени религиозности супругов, внутреннего состояния веры каждого из них, насколько она важна для них. Религиозный фактор является в некоторых ситуациях главенствующим показателем, что может даже помешать заключению брака. Например, в "Своде законов Российской империи" прямо указывалось на то, что "лицам православного и римско-католического исповеданий запрещалось вступать в брак с нехристианами" [7, 367]. Рассматривая религию в качестве удовлетворения духовной потребности личности, следования религиозным традициям, необходимо это обязательно учитывать супругами в брачном союзе и воспринимать веру партнера, его религиозные чувства серьезно, потому что религиозные убеждения - это довольно сильное, внутреннее восприятие мира человеком, что практически, оно не подвержено изменениям.
Статистика, как известно, знает все. И про межнациональные браки тоже. Исследования показывают, что женщины несколько осторожнее относятся к самой возможности таких браков, нежели мужчины. Давно отмечено, что мужчины и женщины разных национальностей неодинаково часто вступают в межнациональные браки. У коренных народов Средней Азии и Кавказа такие браки часто заключают мужчины. Еще не так давно, лет 40 назад, практически не вступали в национально-смешанные браки женщины коренных национальностей в республиках Средней Азии, а в последние десятилетия число национально-смешанных браков с их участием постоянно увеличивается. В этих республиках среди женщин, вступивших в межнациональные браки, преобладают русские, украинки, белоруски. Еще статистика утверждает, что в межнациональные браки часто вступают люди более взрослые, чем в однонациональные. Таким образом, здесь прослеживается определенная закономерность: в однонациональные браки значительно чаще вступают ровесники. К ровесникам мы отнесли женихов и невест, разница в возрасте которых не превышала двух лет. Разновозрастные браки, где жених заметно старше невесты или невеста старше жениха, чаще встречаются среди межнациональных. И совершенно четко прослеживается взаимосвязь: чем выше уровень образования и культуры человека, тем терпимее он относится к межнациональным бракам.
В опросах в социологических сайтах мнения также разделились, можно привести следующие высказывания участников по данной проблеме:
" Прекрасно, когда одна культура ассимилируется с другой. Думаю, такой брак учит человека лучше понимать других, делает его более терпимым к представителям иных национальностей, более богатым духовно. Узнавая лучше другого человека, ты лучше познаешь самого себя. Это сродни изучению иностранных языков: чем лучше ты знаешь чужой язык, тем глубже узнаешь свой собственный".
"Я думаю что люди, состоящие в межнациональных или межконфессиональных браках - это люди, за которыми будущее. Это люди, которые не зацикливаются на границах, обычаях, религиях и на мнении окружающих. Любящие всегда найдут общий язык, создадут свои обычаи и вообще не надо подстраиваться под этот изменчивый мир".
"Не судите так узко! Будьте толерантнее, учитесь видеть в человеке личность, а не цвет кожи или национальность".
"Я б ни за что не смог жениться на представительнице другой расы, а тем более, на приверженке другой веры. Это ведь разные обычаи, традиции и т.п. А по каким традициям должна будет пройти свадьба? А какой веры будет ребенок? А каким именем его назвать? Вот что-нибудь сделаешь, а по их обычаям это плохо, вот и начнется какая-нить кампания против тебя со стороны нерусских родственничков. Я осуждаю такие браки".
"Есть мнение, что люди заключают такие браки в интересах личного счастья, а не сохранения своего этноса, дескать, последнее - вторично. Но разве может состояться это счастье вне кровных интересов своего народа? Расул Гамзатов проповедовал советскую мораль, но и говорил, что нации нет у крыс, лошадей, однако у людей она должна быть! Я глубоко уважаю стремление татар, евреев, узбеков к этнической самобытности, даже - автаркии, и мне одновременно жаль, что русские и украинцы склонны в основной массе толерантно относиться к морали кровосмешения".
"Межнациональные браки - это плохо, т.к. идет размытие наций и гибель языков и национальных культур".
"Любой брак – это уже столкновение разных культур. У одних принято свет выключать вечером, у других принято, чтобы была полная иллюминация. У одних все праздники проходят с родственниками, у других вообще не принято с ними видеться. Теперь представьте, какие сложности возникают, если соединяются люди разных стран и разных национальностей. Пока нет детей, они еще как-то уживаются, но потом начинаются проблемы".
Есть мнения, что негативное отношение к таких видам браков, возникло с националистической рознью, возникшей уже с постсоветских времен.