Таблицу можно заполнять вместе с детьми в процессе урока, или предложить в качестве самостоятельного домашнего задания




Примечание: Говоря о предназначении иконы, мы упомянули о «поклонении». Это обстоятельство вводит в заблуждение некоторых представителей иных конфессий. «В Библии говорится «Не сотвори себе кумира»! Нельзя поклоняться творению рук человеческих!» — не устают повторять они. Однако между иконой и идолом существует целый ряд радикальных различий:

l Идолы — это нечто созданное фантазией человека / Икона изображает лишь тех, кто являл себя людям (святые, Богородица, Господь жили на Земле)

l Идолы — это объект поклонения / Икона даёт возможность через образ поклониться Первообразу. Христианин во время молитвы поклоняется не доске и краскам, но тому, кто изображён на иконе.

Кроме того, возможность поклонения иконе была заповедана Самим Иисусом Христом через созданную чудесным образом первую икону — «Спас Нерукотворный».

Основные иконописные сюжеты

Иконография Спасителя

Велико разнообразие сюжетов древнерусской иконописи. Однако можно без труда заметить, что все они делятся на две большие группы:

1) «Портретная» икона: изображающая отдельных святых, ангелов, Богородицу или Самого Господа.

2) «Сюжетная», или «Праздничная», икона: рассказывающая о том или ином событии Священной истории.

 

«Портретные» иконы, в свою очередь, делятся по способу изображения фигуры на:

1) оглавные — когда на иконе изображён только лик.(икона «Спас Нерукотворный»);

2) оплечные — фигура изображена по плечи. («Ангел Златые Власы» икона XII век);

3) поясные — фигура изображена по пояс;

4) ростовые — фигура изображена в полный рост; это может быть отдельно стоящая фигура или несколько фигур;

5) житийная икона — фигура изображена в окружении клейм (небольших прямоугольников по краю иконы), которые показывают основные события из жития святого.

Но все подобного рода классификации на самом деле вещи второстепенные. Нам важно не то, как — по пояс или в полный рост — изображён на иконе святой, а какой богословский смысл раскрывает эта икона. Недаром же икону называют «Богословием в красках».

Среди всех иконописных образов особое место в жизни православного человека занимают иконы Спасителя. Среди них традиционно выделяют следующие иконографические типы:

1) «Спас Нерукотворный» («Убрус» и «Чрепие»)

2) «Господь Вседержитель» («Пантократор»)

3) «Господь на престоле»

4) «Спас в Силах»

5) «Спас Эммануил»

 

 

Спас Нерукотворный

Из всех образов Спасителя, Нерукотворный — самый древний. Первая подобная икона появилась ещё во времена Земной жизни Спасителя. О том, как это произошло, свидетельствует само название иконы. Священное Предание сохранило для нас память об этом событии

 

История Нерукотворного образа Спасителя [1]

С 8 по 45 год по Р.Х. правителем Озроэны — небольшого государства в западной части Месопотамии со столицей Едессой — был Авгарь V Чёрный. Такое прозвище он получил по названию «чёрной» проказы — тяжкого недуга, которым страдал. От своих подданных он узнал, что недалеко от его государства проповедует удивительный Чудотворец, исцеляющий одним словом своим. Авгарь посылает ко Христу (именно Он был тем Чудотворцем) своего слугу, придворного живописца Ананию, с просьбой приехать в его страну и поселиться при дворе.

Анания по прибытии на место, сделав несколько безуспешных попыток передать письмо окружённому массой народа Господу, и так же безрезультатно пытаясь сделать рисунок Его Лика, наконец, был сам приглашён к Спасителю через апостола Фому. Господь отказал царю Едессы в личном посещении, но, чувствуя отчаянный призыв человека о помощи, пообещал очистить его от тяжкой и позорной болезни. Христос, омыв лицо, отёрся чистым платом (убрусом), на котором отобразился Его Лик: непостижимым образом вода, пропитавшая ткань, превратилась в краски. Убрус он передал через Ананию Авгарю, и царь Озроэны чудесным образом исцелился.

Видя свидетельство Великой милости Божией к раскаявшемуся и возопившему о помощи грешнику, Авгарь стал впоследствии ревностным последователем Христа и подданных своих привёл к христианству. Сам же Образ был прикреплён на «Доску негниющу» и помещён в специальную нишу над городскими вратами.

Когда один из последующих правителей вернулся к язычеству, образ пришлось скрыть — замуровать в нише. И место это, вначале тщательно оберегаемое христианами через четыре столетия забылось. В 545 году, во время осады Едессы войсками персидского царя Хазроя, едесскому епископу Евлавию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток Пресветлого лика на глиняной доске (чрепие), закрывавшей Святой Убрус. После этого чудесного обретения теперь уже двух Нерукотворных образов и молебна перед ними войска неприятеля неожиданно сняли осаду и спешно покинули пределы страны

 

В православной иконописной традиции прослеживается два основных вида изображений Нерукотворного образа:

1) Спас на убрусе (или «Убрус»)

2) Спас на чрепии (или «Чрепие»)

Оба иконографических типа представляют собой оглавное изображение Спасителя. С иконы на нас смотрит Лик человека средних лет, с тонкими одухотворёнными чертами лица, с бородой, разделённой надвое, с длинными, слегка вьющимися волосами, разделёнными на прямой пробор. Вокруг головы — нимб — символ святости. В отличие от нимбов святых, нимб Спасителя имеет вписанный в него крест. Этот элемент содержится только в иконографии Спасителя. По сторонам от нимба, на фоне, помещается сокращённое именование Спасителя — IC ХС.

В отличие от «Чрепия», в иконе «Спас на убрусе» лик Спасителя изображён на фоне платка, верхние концы которого завязаны узлами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: