Характерной чертой этого типа является благословляющий жест одной руки и закрытая или открытая книга, которую Он держит в другой.
Существуют оплечные, ростовые, но чаще встречаются поясные изображения иконографического типа «Вседержитель».
Спаситель облачен в характерную мужскую одежду античного периода: хитон — нижняя одежда в виде рубахи красного цвета (символ пролитой Христом крови за грехи мира), на правом плече вертикальная золотая нашивка — клав — отличительный знак римских граждан. В одежде Христа этот знак является символом чистоты и непорочности. Поверх хитона надет гиматий — верхняя одежда в виде плаща, представляющего собой прямоугольный кусок ткани. У Христа он синий, — как символ Его Божественной природы.
Естественно, вокруг головы — тот же крестчатый нимб, что и в Нерукотворном образе.
Книга, которую Господь держит в левой руке, имеет очень широкое символическое трактование: это и книга Жизни, в которую вписаны имена спасённых; это и книга судеб всего мира, созданного Богом и им же хранимого, это и апокалиптическая «Книга за семью печатями»; это, конечно, и само Евангелие. Если книга открыта, то в ней мы обязательно сможем прочитать цитату из Священного Писания.
Богословский смысл иконы заключается в том, что Господь предстаёт перед нами как Промыслитель о мире, Вершитель судеб этого мира, Податель Истины, к Которому устремлены с надеждой и верой взоры людские.
Именно икону Пантократора мы, в большинстве случаев, видим по правою сторону от Царских врат иконостаса. Именно Вседержитель взирает на нас со свода центрального купола, где традиционно помещают эту икону, выполненную в технике мозаики или фрески.
Господь на престоле
Царь царей и грозный судия — таким изображён Христос в этой иконе. Этому иконографическому типу присущи все элементы иконографии Вседержителя, однако дополнительный смысл придаёт иконе изображение престола, на котором восседает Спаситель.
Престол — символ не только царственной власти Христа, но и всей Вселенной, всего видимого и невидимого мира, которым Он управляет.
Господь на небесах поставил престол Свой и Царство Его всеми обладает. Пс. 102, 19.
В большинстве случаев Христа в иконах этого типа изображают в традиционных одеждах: красный хитон и синий гиматий. Однако встречаются иконы «Спас на престоле», где Господь облачён в архиерейские одежды. Такая иконография получила название «Великий Архиерей». Основная богословская мысль, которую они выражают, — это то, что Христос — Глава Церкви.
Спас в силах
Икона «Спас в силах» — это целый богословский трактат в красках. В основу иконографии положены тексты Священного Писания: видения пророка Иезекииля и Откровения Иоанна Богослова, в которых можно встретить описания и Сидящего на престоле, и бесплотных сил.
Почти всю плоскость иконной доски занимает красный четверик (четырёхугольник или квадрат с вытянутыми углами), который в церковном искусстве, как и само число 4, всегда является символом земли. Ведь только на земле имеется четыре времени года, четыре стороны света, четыре измерения (высота, ширина, глубина и время) — в мире Небесном всё устроено по другим законам.
По четырём концам квадрата помещены символы евангелистов: ангел — Матфей; лев — Марк; телец — Лука; орёл — Иоанн. Это знак того, что Евангелие распространено было на четыре стороны света. Но животные имеют ещё одно значение: они являются символическим олицетворением различных аспектов отображения Христа в Четвероевангелии: Ангел (существо с человеческим лицом) означает Боговоплощение; лев — Царственную власть Сына Божия; телец — жертву Спасителя; орёл — духовное видение.
В красный четверик вписан овал (фигура без конца и начала) — символ бесконечности, духовного мира. Всё пространство овала заполнено изображениями шестикрылых ангелов с человеческими лицами. Овал расположен как бы поверх четверика, поскольку духовный мир выше земного.
Однако поверх овала мы видим изображение ещё одного четырёхугольника — ромба красного или пурпурного цвета… Это тоже символ Земли, — но Земли, преображённой вторым пришествием Спасителя. В этом ромбе помещено изображение Спасителя, восседающего на престоле. У подножия престола можно различить изображения таинственных сил бесплотных в виде загадочных крылатых колец, покрытых очами, о которых упоминает пророк Иезекииль: «А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх полны были глаз». (Иез. 1, 18).
Христа, как правило, изображают в традиционной одежде: красный хитон и синий гиматий, но нередко — и в однотонных светло-желтых одеждах со складками, прочерченными золотыми штрихами — ассистами — символами сияния нетварного Божественного света. В левой руке Спасителя книга, правая — в благословляющем жесте.
Икона «Спас в силах» показывает Господа во всей полноте Его силы и славы, как Владыку Неба и Земли в момент, когда Он сядет на престоле судить живых и умерших. При этом тема Страшного суда в иконе совсем не пугает, не навевает мысль о безнадёжности бытия. Ведь Грозный Судия — это Тот, кто ещё раньше жизнь Свою отдал ради нашего спасения
Спас «Эммануил»
«Эммануил» означает «С нами Бог». Имя это впервые упоминается в пророчестве Исайи о приходе в мир Спасителя: «…се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14)
В наше время Спас «Эммануил» — довольно редко встречающаяся икона, хотя иконография сложилась ещё в первые века Христианства. На иконе Спаситель изображён в отроческом возрасте.
Иконография Богородицы
Если внимательно посмотреть Месяцеслов Русской Православной Церкви, мы заметим, что на большинство дней года выпадают праздники в честь чудотворных икон Божьей Матери, коих насчитывается более двухсот. Однако большинство из них по способу изображения можно разделить на три иконографических типа:
1) Умиление (по-гречески Елеуса);
2) Путеводительница (Одигитрия);
3) Молящаяся (Оранта).
Эти типы иконографии Богородицы олицетворяют собой ступени спасения падшего человечества: Умиление — Боговоплощение; Одигитрия — указание пути ко спасению; Оранта — моление о спасении каждого члена Церкви.
Рассмотрим каждый из этих типов.
Умиление (Елеуса)
(иконы «Владимирская»; «Достойно есть»; «Толгская»; «Донская»…)
Пожалуй, самый распространённый и по-особому любимый тип икон Божьей Матери. Их отличительной чертой является взаимоприкосновение ликов Богородицы и Младенца. На первый взгляд, икона может показаться сценой взаимного ласкания Матери и Дитя. На такое восприятие настраивает и русифицированное название — «Умиление», которое является не совсем точным переводом греческого «Елеуса». Это слово точнее было бы перевести как «Милующая» и, второе значение, «Молящая». И вот мы уже видим, как Мать склонилась к Сыну, моля Его о спасении человечества, а Он, обращаясь к Ней, отвечает Ей и миру Своей Милостью.
Ещё одно символическое значение икон этого типа — соединение земного и небесного, выраженное в сопряжении нимбов Матери и Богомладенца. Это зримое выражение идеи соединения Христа и Церкви Христовой.
Иконы типа «Елеуса», как правило, поясные. Голову, плечи и всю фигуру Богородицы покрывает мафорий — большой четырёхугольный плат. Мафорий, как правило, изображают красным с примесью коричневого (символ человеческой природы Девы Марии). Звёзды на мафории имеют два значения: 1) символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве»; 2) символ Святой Троицы. Причем во многих иконах фигура младенца закрывает одну звезду, символизируя тем самым Боговоплощение Второго Лица Святой Троицы.