Первая половина 1990-х годов: типовые АИС для учета.




Информатизация музея: история

 

Информационный кризис охватил во второй половине двадцатого века практически все виды человеческой деятельности; общество же отреагировало на этот процесс широким внедрением информационных технологий в самых различных сферах, в том числе – и в сфере культуры.

Первые неуверенные попытки модернизировать технологию работы с коллекциями стали предприниматься еще в 1960- годы, музейными работниками и учеными из научно-исследовательских вычислительных центров. В результате совместных действий удалось с помощью мощных вычислительных машин получить экспериментальные каталоги по небольшим музейным коллекциям. Постепенно необходимость перемен стала осознаваться и широким кругом специалистов, занятых социокультурной деятельностью. Наиболее ярко это проявилось в Декларации, приня­той в 1984 году на международной музейной конференции в Квебеке ("Квебекская декларация: основные принципы новой музеологии", Квебек, 13 октября 1984г.). В этом документе декларировалось:

"В современном мире, который стремится использовать для сво­его развития все средства, музеи должны выйти за пределы тради­ционных задач и функций: идентификации, консервации и просвещения и перейти к осуществлению более широких программ, которые по­зволят им активнее участвовать в жизни общества и полнее интег­рироваться в окружающую среду. Чтобы достичь этого и вовлечь по­сетителей в свою деятельность, музеи все чаще обращаются к принципу междисциплинарности, к применению в культурно-просветительской деятельности новейших методов коммуникации и современных форм работы с населением».

Новое понимание миссии музея и самой сущности музейной деятельности потребовало поиска новых подходов, новых методов и средств, направленных на совершенствование информационной деятельности музеев, и важнейшая роль в реализации этих новых целевых установок была отведена информационным технологиям, и за полвека музеи прошли долгий путь «от машинных каталогов до сети культурного наследия».

Основные этапы развития информатизация музеев в России

Конец 1970-х - 1980-х годов.

Именно в это время, с опозданием примерно на 15 лет по сравнению с зарубежными коллегами, российские музеи начали использовать компьютеры для решения своих специфических задач. Идею использования компьютера в отечественном музее впервые озвучил директор Государственного Эрмитажа Борис Борисович Пиотровский, в 1975 году предложивший применить компьютерную технологию для обработки некоторых коллекций иузея. Используя ЭВМ «МИР-2».

В самом начале 1980-х годов в Государственном Русском музее были установлены терминалы, подключенные к мощной вычислительной машине «Cyber», размещенной в ВЦ АН СССР. Это позволило группе специалистов Государственного Русского музея под руководством Юрия Алексеевича Асеева приступить к работам по созданию базы данных о коллекции русской живописи музея. В 1981 году под руководством заведующего отделом Востока Государственного Эрмитажа Владимира Григорьевича Луконина и при участии автора был выполнен экспериментальный проект создания базы данных и получения машинных каталогов по сасанидским монетам. Описание носило научный характер, содержало более 100 признаков, для многих из которых была разработана система специальных словарей. Проводились отдельные работы и в других музеях, однако все они велись спонтанно и носили локальный характер.

К планомерным работам по созданию информацион­ных систем о памятниках истории и культуры в СССР приступили с начала 1980-х годов, когда в структурe Научно-исследовательского центра по комплексным проблемам управления и развития отраслями культуры Министерства культуры СССР была создана целевая группа квалифицированных специалистов - системотехников, программистов, музейщиков. Получив доступ к зарубежным публикациям, группа провела тщательный анализ опыта применения компьютеров для обработки и хранения данных о культурном наследии в европейских странах и США. В 1985 г. по поручению Министерства культуры СССР была разработана Концепция Автоматизированной информационной системы о памятниках истории и культуры СССР «АИС-ПАМЯТНИК», содержащая предложения по использованию компьютерных технологий в сфере культурного наследия, как по недвижимым памятникам, так и по музейным коллекциям.

Первоначально созданием и внедрением автоматизированных систем занимались крупные музеи, имеющие хорошую материальную и финансовую базу и обладающие серьезным интеллектуальным потенциалом. Одним из первых в стране приступил к планомерной работе по компьютеризации Центральный музей Революции CCCP.

В это же время активизируется работа и в других музеях: в Государственном Русском музее, в Государственном Эрмитаже. Вскоре интерес к применению компьютеров для обработки данных о коллекциях стали проявлять не только крупные столичные музеи, но и небольшие региональные.

Первая половина 1990-х годов: типовые АИС для учета.

Можно считать, что с начала 1990-х годов начался новый этап информатизации музеев. В стране создаются профессиональные коллективы, ориентированные на разработку типовых аппаратно-программных комплексов для автоматизации учетно-фондовой работы в музее. Именно в эти годы появляются первые версии автоматизированных информационных систем для музеев: АБД «МУЗЕЙ» была разработана в ГПИ «ГИПРОТЕАТР» Минкультуры СССР и внедрялась в музеях союзного значения; коллектив Главного вычислительного центра Минкультуры РФ (ГИВЦ) предложил музейному сообществу систему «АИС-МУЗЕЙ», а команда специалистов ОАО «АльтСофт» - Комплексную Автоматизированную Музейную Информационную Систему «КАМИС».

Первоначально все эти системы были ориентированы на создание текстовых баз данных, содержащих описания музейных предметов и на решение задач учетно-хранительского характера. Автоматизированные рабочие места (АРМ) для музейных сотрудников, входящие в АИС-МУЗЕЙ и КАМИС, активно внедряются в музеях по всем регионам России. АРМ становится рабочим инструментом для музейного специалиста, постепенно исчезает элемент недоверия к техническим новинкам, свойственный многим гуманитариям (в России в середине 1990-х г. компьютеризировано около 200 музеев).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: