Современные варианты организационных структур появились благодаря переходу от индустриальной парадигмы построения общества к информационной. При формировании нового общества происходит радикальное изменение материального производства, мировоззрения, быта и образования, искусства и культуры. При этом меняются не только формы, но и содержание деятельности.
Информационное общество предъявляет новые требования к проектированию организаций и, как следствие, – к структурным моделям организаций. Прогресс информационных технологий разрушил замкнутость организаций, что сразу повлекло за собой снижение эффективности тех из них, которые использовали замкнутые и формализованные структурные построения. Усиливаются взаимозависимость и взаимодействие между производителями и потребителями на рынках. Структуру организации в настоящее время стал во многом определять конкретный рынок.
Переход к современным методам управления неразрывно связан с сетевыми компаниями, сетевыми организационными структурами. Сетевая структура организации предполагает, что компания поручает многие основные функции независимым контрагентам, а сама принимает форму небольшой головной организации, координирующей их деятельность. Сетевую организацию можно изобразить в виде узла или центра, окруженного сетью сторонних специалистов (рис. 4.9). Бухгалтерский учет, проектирование, производство, дистрибуция и другие функции поручаются сторонним организациям. Между ними и центральным офисом устанавливаются электронные связи. С помощью компьютерных сетей и Интернета организации могут обмениваться данными и информацией настолько легко и быстро, что разрозненная система поставщиков, производителей, сборщиков и дистрибьюторов и внешне, и внутренне напоминает единую компанию.
Основа сетевой структуры – компания получает возможность сфокусировать усилия на том, что она «умеет» лучше всего делать, а выполнение остальных необходимых функций поручит фирмам, обладающих соответствующими отличительными компетенциями. В результате компания добивается более высоких результатов деятельности с использованием меньшего объема ресурсов.Во многом схожим с сетевым является так называемый модульный подход, когда производственная компания приобретает у поставщиков не отдельные детали, а готовые узлы изделия, из которых ее немногочисленные рабочие собирают продукцию. Лидерами по применению модульного подхода являются автомобильные компании GeneralMotors, Ford, Volkswagen и Daimler Chrysler.
![]() |
Рис. 4.9. Сетевая структура корпоративного управления
Основное преимущество сетевой структуры заключается в ее конкурентоспособности в глобальном масштабе. Даже небольшая сетевая организация имеет возможность стать по-настоящему глобальной, использовать огромный ресурсный потенциал. Кроме того, сетевая структура позволяет организации в полной мере воспользоваться преимуществами гибкости рабочей силы и широкого выбора. И наконец, уровень гибкости определяется минимальным числом менеджеров, так как отсутствует необходимость во вспомогательных специалистах и администрации. Сетевая организация имеет обычно 2-3 уровня иерархии, а в традиционных структурах их 10 и более.
Среди основных недостатков сетевых структур необходимо отметить отсутствие непосредственного контроля, когда менеджеру узловой компании приходится полагаться на контракты, координацию, переговоры и электронные сообщения. Не менее значимой проблемой является возможность нежелательной утраты организационных частей. Если субподрядчик не справляется с условиями поставок, отходит от дел или его предприятие терпит банкротство, штаб-квартира на время утрачивает возможности ведения бизнеса. Существенно повышается степень неопределенности, так как поставки товаров и услуг находятся вне сферы непосредственного контроля менеджера. В такого рода организациях возникают проблемы с лояльностью сотрудников компании, которые знают, что менеджер может отказаться от их услуг в пользу внешних поставщиков.
Еще одной из новых форм организационных структур является виртуальная организация, которая представляет собой компанию с относительно слабыми взаимосвязями и прозрачными границами. При этом специалисты собираются вместе для осуществления конкретного проекта и по достижению намеченных целей такая организация, как правило, ликвидируется. Виртуальная организация состоит из небольшого числа штатных сотрудников. Для выполнения проектов (разработка рекламной кампании, нового программного продукта и т.п.) она привлекает сторонних специалистов, которые не становятся частью организации, а образуют самостоятельную временную группу. Виртуальный подход применяется для того, чтобы тот или иной проект могли бы разработать и реализовать лучшие в своих областях специалисты, что избавляет организацию от необходимости «взращивания» собственных талантов. Особенно широко виртуальную структуру используют в информационном.
В виртуальной организации команды-группы обладают полной свободой действий и принятия решений в определенных рамках и с учетом заранее установленных целей. Группа сама контролирует деятельность и поведение своих членов.
В большинстве виртуальных организациях обмен данными и информацией осуществляется электронным способом, хотя и не исключается проведение встреч, необходимых для координации усилий. Практика показывает, что некоторые организации проектируют свои офисы так, чтобы у виртуальных сотрудников было свое рабочее место, где они могли бы при необходимости работать. В связи с этим в дизайне офисных помещений наблюдаются две тенденции: хотелинг,или организация офиса по образу гостиницы, где работники периодически делят между собой единое рабочее пространство, и свободная плакировка, когда рабочие места распределяются в порядке прихода сотрудников на работу. Также при необходимости «кабинет» можно устроить и в офисе у клиента, используя портативные компьютеры и сотовые телефоны.
Основное преимущество виртуального подхода заключается в том, что компания имеет возможность привлечь к проекту профессионалов. Многие из них ставят свободное время и независимость выше стабильной занятости и дохода. Для них участие в деятельности виртуальных организаций – это возможность выбора наиболее интересных проектов. Также необходимо отметить гибкость и скорость реакции виртуальных организаций на внешние изменения. Как и сетевые структуры, они могут стать глобальными организациями, используя ресурсы, знания и опыт со всего мира.
Главные недостатки виртуальных организаций – ограниченность контроля над деятельностью работников и размытость ее границ. Также дополнительные требования предъявляются к менеджерам, которым постоянно приходится вступать в контакты с новыми людьми, воспринимать новые идеи, анализировать новые проблемы. Менеджеры виртуальных организаций должны не только разбираться в современных технологиях, но и уметь решать задачи коммуникативного и мотивационного характера.
К многомерным организациям относятся организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции (как бы в трех измерениях) (рис. 4.10):
- обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;
- производят продукт (услуги) для конкретного потребительского сегмента или территориального рынка;
- обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции.
Такие автономные группы имеют статус центров прибыли,а в отдельных случаях могут быть самостоятельными компаниями, деятельность каждого из которых измеряется получаемой прибылью. При этом прибыль является лишь необходимым условием развития бизнеса, а главная цель состоит в развитии организации в целом и каждого ее члена в отдельности. Данная модель создает свободный рынок внутри организации, который не исключает возможностей экономии на масштабе деятельности. Отношения членов автономной группы с руководством организации и ее подразделениями напоминают отношения с клиентами.
![]() |
Рис. 4.10. Структура многомерной организации
Характерные особенности многомерных организаций:
- подразделения сами разрабатывают свои бюджеты, руководство инвестирует в них средства;
- отсутствует двойное подчинение как в матричной модели;
- во взаимосвязях автономных групп отсутствует необходимость проведения каких-либо реорганизаций, подразделения можно просто создавать, ликвидировать или модифицировать;
- каждая часть организации может быть полностью автономной и заниматься выполнением всех функций, связанных с производственно-рыночной деятельностью;
- основной показатель эффективности работы автономных групп – получаемая прибыль, что облегчает анализ и контроль за их деятельностью.
Эдхократические организации – это организации, использующие высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы (рис. 4.11). Они применяется в условиях нестандартных и сложных работ. Эдхократия, означающая одновременно и управленческий стиль, и организационный дизайн, основывается на компетентности исполнителей. Контроль в управлении поддерживается посредством установления целей. Выбор средств их достижения относится к компетенции исполнителей, при этом каждый работник такой организации отвечает непосредственно за свои действия. Риск и вознаграждение распределяются между участниками группы.
.
Рис. 4.11. Структура эдхократической организации
Особенности данных организаций:
- работа в высокотехнологических областях, требующая высокой квалификации, творчества и инновационного потенциала;
- преобладание неформальных горизонтальных связей;
- отсутствие жёсткой привязки человека к выполнению какой-либо одной функции;
- право принятия решений, основанное на экспертных знаниях;
- разделение риска и вознаграждения между участниками трудового процесса;
- отсутствие контроля за непосредственной работой специалиста (кроме финансового).
Идея эдхократической структуры управления возникла в 40-х гг. XX века и впервые была применена фирмой «Хью-летт-Паккард». Однако примеру этой фирмы начали следовать только в последнее время. Данную структуру сегодня используют прежде всего научные и технологические организации, продуктом деятельности которых являются информационные технологии и интеллектуальная собственность, например НИИ биологии и неорганической физики, Майкрософт и т.д. Также эдхократические организации эффективны при реализации творческих проектов (кино, рекламы, телевизионных проектов, шоу, театральных постановок), внедрении новых технологий, в антикризисном управлении.
Предпринимательские организации – это организации, которые характеризуются малым количеством уровней управления, гибкостью и сетевым принципом построения (рис. 4.12). Ключевыми факторами структуры таких организаций являются люди и их квалификация, при этом индивидуальная компетентность важнее организационной компетентности. Предпринимательские организации ориентированы на рост, и мотивация их деятельности основывается на поиске возможностей достижения результата, а не на необходимости использования ресурсов. Главная обязанность руководства предпринимательской организации – поддержка работников, делающих бизнес, а не контроль, как в традиционных организациях.
Рис.4.12. Предпринимательская структура организации
Предпринимательские организации имеют следующие особенности:
- малое число иерархических уровней управления, значительная гибкость и сетевое построение;
- ориентация на потребителя;
- изменение функций руководства, которое поддерживает усилия предпринимательских ячеек, осуществляющих бизнес-деятельность;
- предпринимательские звенья (ячейки) сами выбирают вид деятельности, определяют цели, способы, средства деятельности; изучают потребности рынка и конкурентной среды, анализируют внешние факторы;
- ресурсы организации находятся в распоряжении предпринимательских ячеек;
- консультанты (бизнес-тренеры) оказывают помощь в организации бизнес-процессов;
- возрастает роль индивидуального профессионализма.
Итак, предпринимательские организации основываются на индивидуальной инициативе, а не на координации, как это имеет место в большинстве традиционных организациях. За последние 20–30 лет крупные зарубежные компании в сфере бизнеса, такие, как IBM, Johnson and Johnson, Microsoft и др., прошли путь от традиционного предпринимательства к внутреннему предпринимательству и, наконец, к созданию предпринимательских организаций.
Организации предпринимательского типа, построенные на принципах рыночной ориентации, являются наиболее перспективными формами организаций, которые находят применение во всех областях и сферах общественного воспроизводства.
Партисипативные организации – это организации, ориентированные на участие работников в процессе управления. Это позволяет всем членам организации непосредственно участвовать в принятии решений, касающихся их работы, а также в процессе постановке целей, решении тактических и оперативных задач. Работники обладают правом выдвигать предложения, вырабатывать пути решения проблем, выбирать окончательное решение. При этом обеспечивается более полная мотивированность их труда, формируется чувство собственника. В таких организациях работники могут участвовать в принятии решений,
Партисипативные структуры распространяются на некоторые подразделения или отдельные уровни управления организацией. При этом создаются специальные структурные органы, которые способны эффективно решать определенную задачу. Примером практического применения подобных структурных подразделений могут быть так называемые хозрасчетные или конфликтные комиссии в России, комитеты по набору кадров в рабочие группы в США, кружки качества в Японии.
Организация, ориентированная на рынок, представляет собой комбинацию вышерассмотренных новых типов структур, которая может быть описана следующим образом. По характеру взаимодействия с внешней средой (т.е. рынком) это – органический тип организации, быстро адаптирующийся к происходящим вне нее изменениям. По характеру взаимодействия частей внутри организации это либо развитая дивизиональная, либо реальная матричная структура. И наконец, по характеру взаимодействия индивида с организацией это – индивидуалистский тип.
Появление подобной схемы было обусловлено тем, что ранее созданные структуры не успевали за изменениями окружающей среды. Современный рынок порождает совершенно новую среду функционирования организации в целом, что влечет за собой появление организационных структур, ориентированных на рынок. Например, современный рынок состоит не из массы одинаковых потребителей, а из миллионов индивидуальностей. Эта особенность заставляет организацию максимально дифференцироваться. Таким образом, от организации сегодня требуется наличия трех главных качеств: гибкости, адаптивности и инновационности.
Существуют различные варианты структурных схем организаций, ориентированных на рынок. Например, матричное построение структуры подобных организаций (отличающееся от традиционной матричной схемы), как раз и отражает замену жесткой иерархии на определенное число автономных формирований.
Особое значение в рыночно ориентированных схемах придается распределению прав и ответственности. На верхнем уровне управления сохраняется столько прав, сколько необходимо для обеспечения максимально эффективного выполнения работы. Главной задачей руководства при этом становится определение политики, общих правил деятельности. Действия руководства в этом направлении включают формирование организационной культуры, развитие информационных систем и измерение результатов выполнения работы. При этом происходит общее сокращение аппаратного персонала, связанное с передачей административных функций рабочим группам.
Принципиальным отличием данного типа организации от других является то, что если в предыдущих случаях непосредственно вокруг рынка группировалась только часть организации, то в данном случае речь идет о группировании всех частей организациивокруг рынка или рынков.
Процесс глобализации влияет на проектирование компаний, формирование структур управления, объединение или разделение функций в них. Таким образом, изменяются не только сами компании, став организациями «без внутренних перегородок», компаниями-сетями, но и традиционные связи и взаимоотношения между компаниями, что способствует возникновению компаний «без границ», т.е. сетей компаний.