Особенности следственной и согласительной процедур.




Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств такого урегулирования. Согласно ст. 33 Устава ООН, государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». Под обследованием Устав ООН имеет в виду следственные комиссии, то есть следственную процедуру, а под примирением — согласительные комиссии.

Обследование (следственная процедура). Это средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Для осуществления процедуры обследования стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию, иногда во главе с представителем третьего государства или международной организации. Следственная комиссия должна учреждаться на основании специального соглашения между спорящими сторонами. В соглашении определяются подлежащие расследованию факты, порядок и срок образования комиссии, объем полномочий ее членов, а также место пребывания комиссии, ее право перемещаться, срок, в который каждая спорящая сторона должна будет представить свое изложение фактов, и т.д. Результаты работы комиссии фиксируются в докладе, который должен ограничиваться лишь установлением фактов. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

Примирение (согласительная процедура). Как средство мирного урегулирования споров примирение, в отличие от обследования» включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций для сторон. При применении согласительной процедуры стороны, как и в случае с обследованием, образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, которая и вырабатывает свои рекомендации.

Выводы согласительной комиссии носят факультативный характер, то есть не являются юридически обязательными для сторон, участвующих в споре. Наиболее подробно порядок создания и функционирования согласительной комиссии изложен в Акте о мирном разрешении международных споров 1928 года, пересмотренном ГА ООН в 1949 г..

ОБЩИЙ АКТ о мирном разрешении международных споров 26 сентября 1928 г. с поправками, внесенными ГА ООН 28 апреля 1949 г.

Глава 1. О согласительной процедуре

Статья 1

Споры всякого рода между двумя или несколькими сторонами, присоединившимися к настоящему Общему акту, которые не могли бы бьпь разрешены дипломатическим путем, будут, за исключением возможных оговорок, предусмотренных в ст. 39, подлежать согласительной процедуре на условиях, предусмотренных в настоящей главе.

Статья 2

Споры, указанные в предшествующей статье, будут переданы постоянной или специальной согласительной комиссии, образованной тяжущимися сторонами.

Статья 3

По просьбе, направленной для этой цели одною из договаривающихся сторон какой-либо другой стороне, должна быть образована, в шестимесячный срок, постоянная согласительная комиссия.

Статья 4

При отсутствии иного соглашения заинтересованных сторон, согласительная комиссия будет составлена следующим образом:

1. Комиссия будет состоять из 5 членов. Стороны назначат каждая по одному члену, который может быть избран из числа граждан соответствующей стороны. Три др. члена комиссии будут избраны с общего согласия из числа граждан третьих держав. Эти последние (члены комиссия) должны быть различного гражданства, не иметь постоянного местожительства на территории заинтересованных сторон и не состоять на их службе. Из их числа стороны назначают председателя комиссии.

2. Члены комиссии будут назначаться на 3 года. Они могут быть переизбираемы.

Статья 7

1. Дела в согласительной комиссии будут возбуждаться путем заявления, направленного председателю обеими сторонами, действующими по взаимному соглашению, или, при отсутствии такового, тою или другою из сторон.

2. Заявление будет содержать, после краткого изложения предмета спора, приглашение комиссии предпринять все необходимые меры, способные привести к соглашению.

3. Если заявление исходит от одной из сторон, то оно будет немедленно сообщаться ею другой стороне.

Статья 10

Работы согласительной комиссии будут публичными только в силу решения, принятого комиссией с согласия сторон.

Статья 12

При отсутствии иного соглашения сторон, решения согласительной комиссии будут приниматься по большинству голосов и комиссия может принимать решения по существу спора только при наличии всех ее членов.

Статья 15

1. Согласительная комиссия будет иметь задачей выяснить спорные вопросы, собирать для этой цели путем следствия или иными путями всё потребные материалы и стараться привести стороны к соглашению. Она может, после рассмотрения дела, сообщить сторонам условия разрешения вопроса, представляющиеся ей подходящими, и назначить им срок, в течение которого они должны высказаться.

2. По окончании своих работ комиссия составит протокол, констатирующий, смотря по обстоятельствам, либо что стороны пришли к разрешению вопроса и, в надлежащем случае, содержащий условия разрешения, либо что стороны не могли быть приведены к соглашению. В протоколе не будет указываться, были ли решения комиссии приняты единогласно или по большинству голосов.

3. Работы комиссии должны быть, если только Стороны не согласились иначе, окончены в течение шестимесячного срока, считая со дня, когда спор был представлен комиссии.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.zakroma.narod.ru/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: