МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ГОРИЗОНТ»
Методическая разработка
Лепка дымковского сувенира на мастер-классе
Педагог дополнительного образования
Черкасова Ирина Юрьевна
Объединение «Народные промыслы»
МАОУ ДО "ДЮЦ "Горизонт" г. Протвино
Введение
На мастер – класс по изготовлению КОЗЛИКА – СВИСТУЛЬКИ приглашаются посетители выставки желающие научиться лепить дымковскую свистульку. Возраст и степень подготовки не важны, слепить свистульку смогут, и взрослые, и дети начиная с младшего школьного возраста. Материал по изготовлению козлика - свистульки даётся максимально доступно и просто. Младшим школьникам педагог помогает сделать отверстия для свистка, так как они ещё не изучали по школьной программе градусы углов.
В методической разработке представлен один из способов изготовления свистка.
Время занятия 2 учебных часа.
Тема мастер - класса:
Лепка сувенира: Дымковский козлик - свистулька
Цель:
- Привлечь к интересной познавательной деятельности.
- Познакомить с работой кружка «Керамическая игрушка».
- Познакомить с историей возникновения свистульки.
- Дать представление о характерных особенностях работы с глиной.
- Дать теоретические и практические знания по изготовлению свистульки-козлика.
Задачи:
Обучающие
- Формировать навыки работы с глиной.
- Познакомить с различными инструментами и приспособлениями для работы с глиной.
- Дать практические навыки по лепке и изготовлению свистульки - козлика.
Воспитательные
- Воспитывать эстетический вкус и аккуратность.
Развивающие
|
· Развивать мелкую моторику.
· Развивать творческое воображение.
- Развивать интерес и потребность к пополнению знаний.
Оборудование и материалы:
- Дощечки для лепки
- Образец сувенира: козлик -свистулька
- Стеки
- Баночка для воды
- Глина
- «Пичужки» - палочки для изготовления свистка
- Транспортир
- Схемы лепки
- Схемы изготовления свистка
- Иллюстрации дымковских сувениров-свистулек
История возникновения и развития глиняной свистульки.
Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В дальнейшем, когда обрядовое значение свистульки утратило смысл, ее развитие пошло по двум направлениям.
Первое - это распространенный во многих странах мира духовой музыкальный инструмент окарuна со свистковым устройством яйцевидной или сигарообразной формы имеет до десяти отверстий для изменения высоты звуков в регистрах от сопрано до контрабаса.
Второе направление - народная игрушка, где свистулька может быть самостоятельным образом в виде птицы, козлика или какого-нибудь ещё зверька.
Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания.
Если внимательно рассмотреть работы старых и современных российских и зарубежных мастеров, можно увидеть огромное разнообразие свистковых устройств. Это зависит от "пичужки" - стека для прокалывания отверстий в свистульках.
"Пичужку" каждый мастер делает себе сам. Поэтому сколько мастеров, столько и инструментов; сколько промыслов, столько и приемов.
|
Успех в изготовлении свистульки приходит тогда, когда человек четко представляет природу возникновения звука.
Канал-сопло выводится на острый язычок. Последовательность изготовления отверстий для воздуха может быть любой. Важно получить в сечении четкую кромку, острый язычок и входной канал, на него направленный. Если нет засора (кусочков глины в канале и в выходном отверстии) и все сделано правильно, то звук будет четкий и звонкий.
Бывает и так, что звука не получается. Тогда надо настраивать свистульку, пока не получится чистый звук. Наиболее распространенные ошибки начинающих - это неверное направление входного канала, притупленный язычок, размазанная или рваная кромка на выходе из канала. Опыт обычно приходит с практикой.
Глиняная свистулька может стать маленьким произведением искусства.
И стар и млад находят в работе с глиной отдушину. Советуем и вам приобщиться к этому удивительному ремеслу.
Ход занятия:
Шаг 1 Подготовка глины к работе. Для изготовления козлика возьмём примерно половину брикета пластичной голубой глины (500 гр.). Проверим пластичность: раскатаем кусочек глины в колбаску и согнём, если глина не треснула, то она пластична и готова к работе. А если на сгибе есть трещины. То эта глина не готова к работе и её надо размять с водой.