В | США | Южная и Центральная Америка. | Западная Европа | Центральная Европа | Африка | Япония | Другие страны Тихоокеанского региона |
Из | - | - | - | - | - | - | - |
США | - | 8,7 | 9,4 | - | 0,4 | 1,3 | 4,3 |
Канада | 77,9 | 0,5 | 0,5 | - | - | - | 0,1 |
Мексика | 66,4 | 7,3 | 9,6 | - | 1,0 | 1,9 | - |
Южная и Центральная Америка | 134,3 | - | 12,8 | - | 1,7 | 0,2 | 1,4 |
Западная Европа | 30,5 | 1,7 | - | 10,5 | 8,2 | 0,3 | 2,7 |
Бывший СССР | 1,1 | 2,2 | 92,8 | 35,6 | 0,8 | 0,3 | 4,2 |
Ближний Восток | 104,4 | 28,4 | 213,4 | 16,1 | 32,8 | 209,6 | 290,9 |
Северная Африка | 14,4 | 1,5 | 98,9 | 4,0 | 4,3 | 0,9 | 2,0 |
Западная Африка | 70,3 | 14,2 | 38,4 | 0,1 | 1,6 | 1,0 | 25,7 |
Итого импорт | 499.30 | 64.50 | 475.80 | 66.30 | 50.80 | 215.50 | 331.30 |
То, что ОПЕК обладает реальной возможностью диктовать мировые цены на нефть, является следствием нескольких факторов. Во-первых, страны, входящие в нефтяной картель, обладают богатейшими запасами нефти, на их долю приходится более трех четвертей всех доказанных мировых запасов.
Нефть: доказанные запасы (млрд. т)
Страна | ||||
Северная Америка | 57,1 | 97,8 | 85,2 | 85,1 |
Южная и Центральная Америка | 25,3 | 67,8 | 86,2 | 89,5 |
Европа | 27,4 | 20,3 | 20,2 | 20,7 |
Страны бывшего Советского Союза | 71,0 | 58,5 | 65,4 | 65,4 |
Ближний Восток | 369,6 | 571,6 | 676,9 | 673,7 |
Тихоокеанский регион | 40,0 | 45,0 | 42,3 | 43,1 |
Итого, в т.ч. | 648,3 | 917,9 | 1046,2 | 1052,9 |
OPEC | 441,8 | 673,9 | 797,1 | 800,5 |
Non-OPEC | 135,5 | 185,4 | 183,8 | 187,1 |
Во-вторых, на сегодняшний день ОПЕК добывает около 24 млн баррелей сырой нефти в день, обеспечивая около 40% мирового предложения.
Динамика суммарного производства нефти странами ОПЕК (за исключением Ирака)
В 1997-1999 гг., млн барр./сут.
1997 год | 26,3 |
1998 год | 25,7 |
1999 год | 22,5 |
Квота | 22,0 |
Нефть: добыча (млн. т)
- | Изменения в 1998 г. по отношению к 1997 г. | Доля данных в общей сумме, 1998 г. | |||
Северная Америка | 661,0 | 671,3 | 667,0 | -0,6% | 19,0% |
Южная и Центральная Америка | 314,3 | 332,3 | 343,3 | 3,3% | 9,7% |
Европа | 327,6 | 327,8 | 325,1 | -0,8% | 9,3% |
Бывший Советский Союз | 353,5 | 361,0 | 361,3 | 0,1% | 10,3% |
Ближний Восток | 994,6 | 1037,9 | 1096,8 | 5,7% | 31,1% |
Африка | 357,9 | 372,5 | 360,1 | -3,3% | 10,2% |
Тихоокеанский регион | 362,6 | 367,0 | 365,4 | -0,4% | 10,4% |
Итого в Мире, в т.ч. | 3371,5 | 3469,8 | 3518,9 | 1,4% | 100,0% |
OPEC | 1370,8 | 1433,6 | 1480,0 | 3,2% | 42,1% |
Non-OPEC | 1647,1 | 1675,1 | 1677,6 | 0,1% | 47,7% |
В третьих, себестоимость добычи нефти на месторождениях ОПЕК существенно ниже, чем в других регионах планеты. Так, в странах Персидского Залива, стоимость добычи одного барреля составляет всего около одного доллара.
|
Важное значение имеет также то, что ОПЕК может довольно легко изменять уровень добычи нефти как в сторону уменьшения так и увеличения. По оценкам EIA (Energy Information Administration), без привлечения существенных инвестиций, нефтяной картель может увеличить добычу нефти до 35 млн барр./сут. При этом вложения в увеличение уровня добычи на 1 барр./сут. составляют всего около 2,8 долл.
История "злодеяний" ОПЕК
Отказ от Бреттон-Вудской валютной системы и последующее ослабление курса американского доллара в начале 70-х привели к тому, что ОПЕК постепенно стал увеличивать давление на западные страны, активно участвовавшие в разработке своих месторождений на Ближнем Востоке. В октябре 1971 года ОПЕК одобрил план, согласно которому в собственности членов картеля закреплялось 25 % доли в концессиях, принадлежавших ранее западным компаниям. При этом к 1983 году предусматривалось увеличение доли до 51 %. Постепенно почти все страны -участники ОПЕК национализировали нефтяной бизнес на своих территориях.
|
В октября 1973 года началась четвертая Арабо-Израильская война. В ответ ОПЕК сначала сократил, а затем и вовсе наложил эмбарго на экспорт нефти союзникам Израиля. В первую очередь это касалось США, затем санкции были распространены на Голландию, Португалию, Родезию и ЮАР. Первый нефтяной кризис продолжался пять месяцев вплоть до 18 марта 1974 года, пока действовало эмбарго картеля против США. За это время цены взлетели с 4,5 до 12 долларов за баррель.
Второй кризис, разразившийся в 1979 году был еще опасней. В Иране произошла революция, а с 1 апреля ОПЕК увеличил цены на 14,5 %. Это привело к тому, что рыночная цена выросла до 14,6 долл. за баррель. С июля картель повысил цены еще на 15 %. Затем последовал захват Ираном западных заложников и разрыв отношений с США. В то же время действия Саудовской Аравии привели к росту цен с 19 до 26 долл. за баррель. В 1980 году ситуацию обострила Ирано-Иракская война. Смесь Saudi Light выросла до 34 долларов за баррель, достигнув своего исторического максимума.
После этого на нефтяном рынке в течении 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть. Однако когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти – до 18 млн барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. Ее результатом стало то, что в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза – с 27 до 12 долл. за баррель.
Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции “Буря в пустыне”, завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны, продолжающейся по сей день.
|
Современная ситуация.
После кризиса в ЮВА 1997г. произошел обвал фондовых рынков по всему миру. Однако ОПЕК не обратил внимание на тревожные симптомы. Более того, на ноябрьской встрече было решено увеличить производство на 10 % - до 27,5 млн. барр./сут. Вся несвоевременность этого шага проявилась в 1998 году, когда рост предложения нефти на фоне сокращения ее потребления в Азии привел к увеличению промышленных запасов нефти и обвалу цен.
В течение целого года ОПЕК не мог переломить ситуацию, и это поставило под сомнение само существование картеля. Дважды – в марте и июне ОПЕК принимал решение о сокращении производства, однако низкая дисциплина внутри организации существенно подорвала доверие рынка. К декабрю 1998 года цены опустились до 10 долларов за баррель, а промышленные запасы в США достигли 330 млн. баррелей.
Лишь в марте 1999 года картель не только принял решение о сокращении добычи, но и сумел его исполнить. Снижение добычи нефти с 25,5 млн барр./сут. до почти 23-х, наряду с восстановлением экономик стран Юго-восточной Азии сделали свое дело
Практически весь год после исторического решения цены на нефть непрерывно росли, причем если в феврале 1999 года Brent стоил около 10 долл. за баррель, то в марте 2000 – все 30. Ситуация 1998 года изменилась на прямо противоположную. Экспортеры получили достаточную компенсацию за понесенные убытки, тогда как сегодняшние высокие цены угрожают экономикам развитых стран – импортеров нефти, которые стали прилагать титанические усилия для снижения цен на нефть.
В первую очередь это касается США, западной Европы и Японии. Угроза роста инфляции уже привела к увеличению учетных ставок. Индекс Dow Jones Industrial за последние несколько месяцев потерял около 13 %, опустившись ниже 10000 пунктов. По мнению многих специалистов, если на предстоящем 27 марта саммите нефтяных министров не будет принято решение о существенном увеличении экспортных квот, ситуация может привести к непредсказуемым последствиям.
Переговорные усилия ведущих индустриальных стран начали приносить плоды. Вначале, Мексика и Норвегия объявили, что поднимут свои квоты нефтедобычи, независимо от решения ОПЕК 27 марта. Затем, последовало совместное заявление Саудовской Аравии, Мексики и Венесуэлы о том, что эти страны на совещании ОПЕК будут добиваться увеличения общей квоты на 1 млн. баррелей в день. Однако по оценке инвестиционного банка Merrill Lynch для приведения рынка в равновесие к концу года квоту необходимо увеличить минимум на 2,5 млн. баррелей в день. Так что положение на рынке нефти будет зависеть от размера повышения квот, а существенного падения цен пока не ожидается. Совещание ОПЕК откроется в Вене 27 марта (на следующий день после президентских выборов в России).
Вероятно, с апреля общий объем поставок ОПЕК, а также индивидуальные квоты поставок стран ОПЕК и Мексики будут увеличены на 28 %, а во втором квартале, если обстановка на нефтяном рынке не улучшится, ОПЕК увеличит поставки еще на 500 тыс. бар. в день. В любом случае окончательное решение появится 27 марта. Однако, по мнению аналитиков нефтяного рынка, независимо от того, какое решение примут страны ОПЕК на конференции в Вене, ценовая картина рынка до середины года существенно не изменится. Запасы бензина в индустриально развитых странах сейчас настолько малы, что даже если поставки во втором квартале и возрастут в тех объемах, которых добиваются США, цены на нефть и бензин до конца лета все равно сохранятся на высоком уровне.
По появившейся в ряде СМИ информации ОПЕК, по всей вероятности, согласится увеличить объем добычи нефти на 2-2,5 млн. баррелей в день. Источник в самом ОПЕК сообщил, что организация намерена официально одобрить повышение квот добычи на 1 млн. баррелей в день, а затем в качестве уступки «давлению рынка» добавить к этой цифре еще от 1 до 1,5 млн. баррелей ежедневных поставок.
Ряд членов ОПЕК уже подняли объемы своей нефтедобычи выше установленного количества. Однако обсуждение этой проблемы среди стран — участниц организации экспортеров нефти пока не закончено. По оценкам Energy Information Administration, для того чтобы стабилизировать рынок, ОПЕК необходимо поднять уровень добычи на 2,3 млн. барр./сут., так как увеличение добычи нефти на 1 млн барр./сут. кардинально не изменит ситуацию: цены останутся достаточно высокими, а промышленные запасы – низкими. На цифре в 2,5 млн. последние месяцы активно настаивали США, при этом ОПЕК пыталась сопротивляться: до последнего времени. Самый высокий объем дополнительного экспорта, который обсуждался министрами энергетики стран ОПЕК, составлял лишь 1,7 млн. баррелей. Однако в конечном итоге, если верить СМИ, ОПЕК сдалась.
По мнению большинства зарубежных экспертов, процесс выравнивания баланса спроса и предложения и формирования на его основе стабильных и разумных цен еще только начинается. Сколько времени он продлится, сказать пока сложно. Но совершенно ясно, что решающая роль в этом будет принадлежать ОПЕК, международный авторитет которой за последний год неизмеримо вырос. Он будет укрепляться и дальше, но только при соблюдении двух важнейших условий - сохранении единства и наличии четкой продуманной программы действий. И в этом плане ближайшими задачами ОПЕК видятся, во-первых, разработка механизма присоединения Ирака (производство которого растет достаточно динамично) к общим усилиям по стабилизации рынка и, во-вторых, заблаговременное планирование постепенной отмены введенных ограничений.