Повышение стрессоустойчивости вожатого в ДОЛ




Аннотация. Статья посвящена анализу вопроса повышения стрессоустойчивости вожатого в работе с детьми в детском оздоровительном лагере, а так же во взаимодействии с сотрудниками учреждения и родителями воспитанников. В ней раскрывается значение термина «стрессоустойчивость», рассматриваются факторы, определяющие данное понятие. Особое внимание в данной статье обращено на способы повышения стрессоустойчивости и борьбы с выгоранием.

Ключевые слова: вожатый, детский оздоровительный лагерь, стрессоустойчивость, эмоциональное выгорание, стресс.

Работа в ДОЛ-это не только веселье и общение. Это ещё и стресс. Для человека, который решил стать вожатым, смена привычной обстановки, появление новых людей в его жизни, выход из «зоны комфорта» является неким внутренним напряжением. Особенно это касается тех, кто никогда не работал вожатым в детском оздоровительном лагере.

Стоит отметить, что впервые термин «вожатый» появился в 1922 году. Это связано с появлением первой пионерской организацией в СССР. Вожатый советского времени должен был иметь политические знания. Он активно их распространял среди молодёжи. Сегодня вожатый-это специалист, имеющий психолого-педагогические знания, умения и навыки. Ведь такая профессия, прежде всего, связана с общением с людьми разного возраста. Именно поэтому вожатый должен обладать стрессоустойчивостью. Что понимают под данным термином?

Некоторые учёные рассматривают стрессоустойчивость в качестве психофизиологической сопротивляемости нервной системы. А в рамках отечественной психологии (А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. В. Давыдов и др.) сложилось представление о стрессоустойчивости, как о профессиональной характеристике, специфической составляющей личности специалиста.

Л. А. Китаев-Смык считает, что существуют факторы, которые определяют стрессоустойчивость. Данные факторы можно объединить в четыре группы: биологические, личностные, социальные и когнитивные.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности организма, тип высшей нервной деятельности, возрастные и половые особенности.

К личностным особенностям можно отнести склонность к агрессии и гневу, тревожность, самооценку и направленность личности. Как правило, склонные к гневу, раздражительности люди более подвержены влиянию стресса, также как и люди, склонные к переживанию.

К социальным факторам можно отнести социальные условия труда и ближнее социальное окружение. А когнитивные (познавательные) факторы включают в себя уровень сензитивности (чувствительности в процессе индивидуального опыта, типа нервной системы, скорости образования ассоциативных связей в коре больших полушарий головного мозга), а также умение анализировать своё состояние и факторы внешней среды.

Тесно с термином «стресс» связано и такое понятие как «синдром эмоционального выгорания». Человек может чувствовать усталость, головные боли, могут быть проблемы с ЖКТ и многое другое. Да и в целом в результате длительного воздействия стрессовой ситуации происходит физическое и психическое истощение, что сказывается на иммунной системе человека.

Поэтому необходимо повышать стрессоустойчивость вожатых и других работников детского оздоровительного лагеря. Для этого можно проводить около трёх-четырёх раз в неделю тренинги и развлекательные программы. Комплексное развитие навыков стрессоустойчивости вожатых помогает не только защитить их нервы и здоровье, но и значительно увеличить эффективность работы.

Так же можно использовать различные конструктивные методы борьбы с выгоранием, например, применять богатый арсенал психотерапии и всевозможных психотренингов и игротехник. Чаще всего используются ролевые игры, тренинг толерантности (терпимости к раздражающим факторам), ситуативный тренинг, просто вечерние вожатские посиделки.

Ещё один способ-конструктивная оценка. Взрослые, как и дети, нуждаются в том, чтобы их работу кто-то оценил. На предприятиях для этого используется целая технология «ассесмента» персонала. Там учитывается личностный потенциал, возможности для той или иной деятельности, аттестуются объективные результаты труда и субъективные отзывы коллег, руководства, а главное - клиентов. В случае с вожатыми в первую очередь желательно отмечать справедливость, уважительное отношение к детям, творческий подход, способность заинтересовать аудиторию, стремление к сотрудничеству, а не противостоянию с детьми.

Одним из методов профилактики эмоционального выгорания является релаксация-состояние мышечного расслабления.

Неплохим способом справиться со стрессом может быть «выход» эмоций. Нужно дать себе возможность «выпустить пар».

Обязательно нужно следить за своим здоровьем и здоровьем напарника. По необходимости, следует друг друга сменять. Если есть нуждаемость в ночных подготовках к мероприятиям нужно чередоваться с напарником.

И, конечно же, не стоит забывать об отдыхе. В течение рабочего дня необходимо выделять небольшие передышки (5-10 минут) для успокоения.

Таким образом, труд вожатого в детском оздоровительном лагере сопровождается высокой физической, интеллектуальной и эмоциональной напряженностью, требует глубоких психолого-педагогических знаний, отличается высокой ответственностью за жизнь и безопасность ребенка, за его интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное развитие.

В процессе такой работы вожатый взаимодействует не только с детьми, но и с другими работниками, а так же с родителями воспитанников. И довольно-таки часто в процессе общения, организации досуга детей возникают стрессовые ситуации, а длительное их воздействие приводит к профессиональному эмоциональному выгоранию. Однако этого можно избежать, если вовремя и правильно оказывать поддержку сотрудникам лагеря. Для этого существуют тренинги и развлекательные программы, направленные на повышение стрессоустойчивости и решения различных конфликтных ситуаций. Также следует чередовать отдых с трудовой деятельностью, заботиться о своём здоровье.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: