Ход образовательной деятельности




Материал на конкурс методических разработок

«Секреты мастерства»

Непрерывная образовательная деятельность

По развитию речи в подготовительной к школе группе

На тему «Моя семья»


Автор- составитель:

ТрушниковаАлександра Александровна,

воспитательвысшей квалификационной категории

д. Ичетовкины, 2022г.

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
1) активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
2) совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
3) упражнять в образовании притяжательных прилагательных и согласование их с существительными;

4) развивать понимание логико-грамматических конструкций;

5) формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
6)воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям, желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: альбомы с фотографиями членов семьи, генеалогическое дерево от каждой семьи,семейное фото, тучки, мнемотаблица.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; чтение пословиц; совместная работа с родителями по составлению семейного древа.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент.
Воспитатель: дорогие ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
Только глазки мы откроем,
Только личико умоем,
Мамино лицо родное
— С добрым утром, — скажет нам.
— С добрым утром, мама, папа!
— Здравствуйте, в саду ребята,
— Солнце, небо и зверята
— Утра доброго всем вам!(Слайд 2)
Воспитатель: сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
У меня есть цветик - семицветик, на каждом лепестке для вас загадка.
1 лепесток.
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)
2 лепесток.
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
3 лепесток
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
4 лепесток
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
5 лепесток
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
6 лепесток
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)

 

7 лепесток
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Дети вы догадались о чём у нас сегодня пойдёт речь?
Посмотрите пожалуйста на доску и отгадайте ребус.(Слайд 3)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья) (Слайд 4)
Дети, а что такое семья? (высказывание детей)
Воспитатель: я прочитаю вам стихотворение, которое называется:

«Семья – большое счастье».

У каждого на свете
Должны быть папа с мамой -
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.
У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры…
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.
У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог -
Родимая семья!
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье -
Подарок самый-самый!
(Слайд 5)
Вводная беседа.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас. (Слайд 6-8)
Воспитатель: Дети,назовите, пожалуйста, какие пословицы вы знаете о семье.
Пословицы:
*Коли вся семья вместе,так и душа на месте.
*Семья в куче – не страшна и туча.
*Семья без детей – что цветок без запаха.
*Полна хата детей,так и счастливо в ней.
*В семье разлад,так и дому не рад.
*Не будет добра,коли в семье вражда.
*Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.(Слайд 9)
Развитие лексико-грамматических категорий.
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Поиграем в игру:«Назови родственников» (игра с мячом.) (Слайд 10)
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.
Дидактическая игра «Подбери признаки»
- А какие же они, родные и дорогие нам люди? Расскажите о своих родственниках, какие они?
- Посмотрите это кто? (Слайды 11-16)
Подберите, как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть.)
Папа - строгий, умный, сильный:
А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.


Физкультминутка:
Раз, два, три,четыре (хлопки)
Кто живёт у нас в квартире?
Раз,два, три,четыре,пять
Всех могу пересчитать
Папа, мама, бра,сестрёнка
Кошка Мурка,два котёнка
Мой щегол,сверчок и я,
Вот и вся наша семья.
Составление рассказа по мнемотаблице (4-6 человек).

План рассказа (Слайд 17)

1.Ребёнок (твоё имя)

2.Три человека (именародителей)

3.Молоток (профессия папы)

4. Фартук (профессия мамы)

5. Клубок (бабушка и дед)

6. Рука(кто помогает тебе).


Игра: «Старше- младше». (Составление сложносочинённых предложений с союзом «а»)
Папа старше сына,а сын младше папы.
Внук младше дедушки,а дедушка старше внука.
Дедушка старше сына,а сын младше дедушки.
Мама старше дочки,а дочь младше мамы.
Дочь младше папы,а папа старше дочери.
Бабушка старше мамы,а мама младше бабушки.


Игра: «Чья, чьё»(образование притяжательных прилагательных и согласование их с существительными)
Эта чья юбка? (Эта юбка мамина).
Это чьи брюки? (Папины).
Это чьё платье? (Бабушкино).
Это чья рубашка?(Дедушкина).
Беседа по фотографиям.
Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение:
Есть в доме любом семейный альбом,
Как в зеркале мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.(Слайды 18 - 22)
У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого? (Бабушки и дедушки.) Затем фотографии мам, пап, детей.
- В каждой семье есть фотографии, на которых запечатлены моменты вашей жизни. У кого то они хранятся вот в таких (показывает) альбомах, у кого-то в компьютере. А сейчас поиграем в игру:
«Какая ваша семья» (Слова прикрепляются в виде вырезанных из бумаги сердечек) (родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая)
- Как вы думаете, что разрушает семью?
Ссоры, обиды, непонимание, невнимание, непослушание, лень, неправильные поступки (Слайды 23-24)
Игра: «Радость или огорчение? »
В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (чёрный?)
Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
- Вы съели на завтрак всю кашу
- Вы подрались с братом.
- Разбросали по комнате все игрушки
- Помогли маме вымыть посуду
- Нагрубили бабушке
- Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
- Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
- Порвали новую книжку
- Хорошо вели себя в детском саду
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких.

И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
Итог занятия.
Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Конечно же, чтобы семья жила дружно и счастливо, надо друг друга понимать и друг другу помогать.

Рефлексия

- У меня есть корзина. Мы с вами попробуем собрать в неё все добрые дела, которые мы выполняем дома. (Дети по очереди передают корзину друг другу и называют доброе дело.)

- Вот такая у нас образовалась добрая семья.


Вывод: цели и образовательной деятельности достигнуты. Это подтвердила проведенная с детьми рефлексия. Дети о проведенном занятие поделились с родителями, что было отмечено родителями в беседе на страничке ВКонтакте

 

 

Литература:

1.КомароваТ. С., ВераксаН. Е., ВасильеваМ. А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.«Развитие связной речи»

3. Интернет - ресурсы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: