РЕЧЕВАЯ КАРТА
Логопедического обследования при дизартрии
1.Фамилия, имя ребенка
2.Дата рождения
3.Домашний адрес
4. № детского сада
5. Жалобы родителей
![]() |
6. Краткие анамнестические данные
- Лепет
- Гуление
- Первые слова, фразы
- Вскармливание (грудное, искусственное)
- Особенности питания
7. Состояние общего слуха
Неврологический статус
8. Состояние мимической мускулатуры (в покое)
- выраженность носогубных складок, их симметричность
- характер линии губ, их плотность смыкания
9. Особенности строения речевого аппарата
- лицо
- губы
- зубы
- язык, небо
10. Состояние артикуляционной моторики
- движение губ
- движение нижней челюсти
- движение языка
- мягкое небо
- наличие глоточного рефлекса
![]() | |||
![]() |
11. Общее звучание речи (просодическая сторона)
- голос
- выразительность речи:
- темп (медленный, быстрый)
- ритм (ритмично, неритмично)
- интонация (выразительная или монотонная)
12. Состояние дыхания
13. Состояние общей моторики
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
14. Состояние мелкой моторики
![]() | |
![]() | |
![]() |
15. Произношение
- Гласные звуки:
- Свистящие звуки:
- Шипящие звуки:
- Аффрикаты:
- Сонорные звуки:
- Звонкие-глухие
- Твердые-мягкие
- Другие звуки
16. Слоговая структура слова
![]() | |
![]() | |
![]() |
17. Фонематический слух
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
18. Грамматический стой речи
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
19. Активный словарь
![]() | |||
![]() |
20. Связная речь
|
![]() |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
21. Работоспособность,внимание,интеллект
Заключение
![]() | ||
![]() | ||
![]() |
Дата
Логопед
![]() |
План работы
РЕЧЕВАЯ КАРТА
логопедического обследования при стертой дизартрии
(рекомендации для обследования и заполнения речевой карты)
1.Фамилия, имя ребенка
2.Дата рождения
3.Домашний адрес
4. № детского сада
5. Жалобы родителей
![]() |
6. Краткие анамнестические данные:
- роды: норм., стремит.,затяжные,слабость, стимуляция,асфиксия,травмы
- Гуление,лепет, первые слова, фразы
- раннее психомоторное развитие (удержание головы,сидеть, стоять, ходить)
- Вскармливание (грудное, искусственное)
- Особенности питания (сосал активно или вяло, как жует и глотает твердую и жидкую пищу)
7. Состояние общего слуха
8.Неврологический статус (отмечается поражение чер.-мозговой иннервации; наличие парезов, гиперкинезов, синкинезий, саливации)___________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Состояние мимической мускулатуры:
- выраженность носогубных складок, их симметричность (в покое)
-
- характер линии губ, их плотность смыкания, умение удерживать рот закрытым, умение зажмуривать глаза, хмурить, поднимать брови, есть ли синкинезия (сопутствующие непроизвольные движения) -
- 1.Поднять брови (удивление) 2.Прищурить глаза (яркое солнце)
- 3.Плотно сомкнуть веки (темно) 4.Сжать губы. 5.Надуть щеки.
- 6.Придать губам положение – игра на дудочке. 7.Вытянуть губы на звук О.
|
- 8.Оскал (заборчик). 9.Вытянуть губы для свиста.
- Общая хар-ка: мимика живая, вялая, напряженная, гримасничанье, амимичная, спокойная, дифференцированная или нет.
![]() | |
![]() |
9. Особенности строения речевого аппарата:
- лицо (симметричное, ассиметричное)
- губы (растянуты, толстые, тонкие, тонус, подвижность)
- зубы (прикус, посадка зубов, редкие мелкие, кариозные или норма)
![]() |
- язык (массивный, маленький, узкий, короткая или массивная подъязычная уздечка, напряженный или норма)
- мягкое небо (укороченное, раздвоенное, норма)
- твердое небо (высокое,узкое, расщелина…)
10. Состояние артикуляционной моторики
- движение губ (оскал, смычка, вытягивание на И, О. У,)- диапазон движений невелик, чрезмерное напряжение мышц, истощенность движений, тремор, саливация.
- движение нижней челюсти (часто не могут нижнюю челюсть опускать(открыть, закрыть рот, подвигать челюстью вправо, влево,имитация жевательных движений) –
-
![]() |
- движение недостаточного объема, содруж. движения, тремор, саливация, выполнение
-
-
- правильное)
- движение языка (вперед-назад, вправо-влево – цианичность языка (посинение), неуклюж, медленно, неточно, удерживание в определенном положении, истощенность движений, гиперкинезы, саливация, девиация языка (отклонение в строну при высовывании)
- (высовывание узкого, широкого языка, удержание позы до 5; покусывание кончика языка, упр. «часики», «качели, «горка», «вкусное варенье», «лошадка»
- каждое движение повторяется 3 раза.
|
- мягкое небо (поднимается ли небная занавеска при звуке «а» (рот широко отк-
- рыт), покашлять с открытым ртом(язык на нижней губе)
![]() |
- наличие глоточного рефлекса (дотронуться до небной занавески (если есть рвотный рефлекс – хорошо)
- произвольное или непроизвольное движение органов артикуляции
(шпателем до кончика языка)
Движения выполняются в полном объеме, правильно, истощаемость движений, движения выполняются в неполном объеме, замедленном темпе с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации, удерживание позы не удается, движения не выполняются, переключаемость быстрая, медленная, отклонения языка в сторону, моторная напряженность, растормож-ть.
11. Общее звучание речи (просодическая сторона
- голос(гнусавый, тихий, громкий, хриплый, неумение говорить шепотом, саливация, истощаемый, имеется ли носовой оттенок)
- выразительность речи:
- темп (медленный, быстрый, норма)
- ритм (ритмично, неритмично, растянутый,скандированный,)
- интонация (выразительная или монотонная)
12. Состояние дыхания (поверхностное, неровное, вдох короткий или выдох короткий, учащенное, замедленное, свободное, затрудненное)
13. Состояние общей моторики (нарушены или сохранены стороны общей моторики; достаточен ли объем движений (при различных нагрузках и многократном повторении); истощаемость движений, могут ли появляться содружественные движения, слюнотечение; могут ли присесть, поднять руки, прыгать на одной ноге, стоять на одной ноге с закрытыми глазами – руки в сторону)
![]() |
14. Состояние мелкой моторики (отмечается плавное, точное и одновременное выполнение проб, напряженность, скованность движений, нарушение темпа выполнения (не под счет логопеда), нарушение переключения от одного движения к другому, наличие синкинезии, гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы, невыполнение движения). Все упражнения выполняются вначале по показу, затем по словесной инструкции.-Удерживание ладони с растопыренными пальцами на одной руке, на обеих руках; Одна рука –ладонь, другая – кулак. Менять ладонь –ребро – ребро; «Пальчики здороваются» с большим пальцем на одной руке, затем на обеих вместе.
Удержание ладони со сближенными пальцами под счет от 1 до 15.
Выставить первый и пятый палец (от 1 до 15) на одной руке, на другой руке, на обеих вместе.
Показать второй и третий палец на обеих руках одновременно (5-8 раз).
Сложить первый и второй палец в кольцо (5-8 раз).
Положить вторые пальцы на третьи и наоборот (5-8 раз).
Сжать кулак, разжать;
Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить (5-8раз).
![]() |
15. Произношение звуков (изолированно, в слогах и словах, в самостоятельной речи, многократное повторение звуков, (использовать специально подобранные предметные и сюжетные картинки с исследуемым звуком в начале, середине и конце слова, отмечается отсутствие, искажение(межзубное, боковое, горловое), замена(например:ж-заменяется м\з с, ч-зам. на ть), смешение(изолированно говорит оба звука, а в речи смешивает: часы-тясы))
- Гласные звуки (а,о,у,э,и,ы)
- Свистящие звуки(с,сь,з,зь,):
- Шипящие звуки (ш,ж,щ)
- Аффрикаты (ц,ч)
- Сонорные звуки (р,рь,л,ль,м,мь,н,нь)
- Глухие и звонкие (п-б,т-д,к-г,ф-в)
- Твердые и мягкие (пь-бь,ть-дь,кь-гь,фь-вь)
-
Другие звуки:
16. Слоговая структура слова (картинный материал по О.Б. Иншаковой)
(вначале предлагаются картинки, затем отраженное произношение слов, отмечается, что легче выполнить ребенку, произношение каких структур сформировано)
- слова предлагать от легкого к сложному
- Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры, для повторения предлагаются следующие предложения:
- Петя пьет горькое лекарство
На перекрестке стоит милиционер
Космонавт управляет космическим кораблем
1. Изолированные слова:
С 4-5 лет – дом, снег, мостик, крыша, каша, хлеб, кошка, капуста, помидоры
С 5 лет – помидоры, сквозняк, сковорода, температура, свисток, скворечник, милиционер, аквариум, лекарство, простокваша, подснежник
2. Предложения (с 5 лет)
Мальчики слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.
Регулировщик стоит на перектестке.
(сокращение слогов, антиципации (уподобление слогов - табуретка – татаетка,) итерации (добавление слогов, звуков-тырава), перестановка слогов и звуков,
парафазии (замены), элизии (пропуски),
персеверации (отсроченное повторение),
контаминации (часть одного слова заменяется частью другого)
17. Фонематический слух(способность дифференцировать звуки: звонкий-глухой
твердый-мягкий, свистящий-шипящий.
- повторение серий из двух, из трех слогов (с 4 лет-па-ба…,мя-ма… ба-на…),(с 6 лет- ка-га, са-ша,…ба-па-ба,са-ша-ся, ша-ща-ша …)
- показ картинок типа «почка-бочка», том-дом, кора-гора, ленок-венок,
- сова-софа,галка-гайка, гроза-глаза,рама-яма…
- составление предложений с этими словами.
- Фонематический анализ: с 4 лет- выделение звука из слова (есть ли звук М в словах: мышка рама дерево…); с 5 лет- выделение первого ударного гласного звука в словах; с 6 лет- выделение первого согласного звука в словах, последнего, определение места звука в слове…
- (Отмечается способность к простым и сложным формам фонематического анализа, уровень развития фонематических представлений, возможность дифференциации звуков)
18. Грамматический стой речи
1.Употребление сущ. в им.п. ед. и мн. числа (стол-столы…)
2.Сущ. в косвенных падежах без предлога (У меня нет…)
3.Сущ. род.п. мн.ч. (много чего? – стол-столов…)
4.Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами (в,на,под,за,
над,перед,около)
5.Согласование прилагательных с сущ. в ед.ч.
6.Согласование сущ. с числительными 2, 5 (два дома, пять домов)
7.Образование сущ. с ум.ласкательными суффиксами.
8.Образование прилагательных: (с 6 лет)
-относительных (из чего сделано)
-притяжательных (чей?чья?чье?)
9.Образование приставочных глаглов (с 6 лет) ходит-уходит-приходит….
![]() |
1 уровень ОНР –почти полное отсутствие словесных форм общения, отсутствие грамматических связей слов, пользуются жестами.
2 уровень ОНР – речь аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушена фраза. Предлоги употребляют редко, в основном одни существительные.
3 уровень ОНР – пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Синтаксическая конструкция фраз бедная.
![]() |
19. Словарь
1.Назвать картинки по темам (игрушки, посуда и т.д.)
2.Обобщающие понятия (назвать одним словом группу предметов)
3.Части тела, части предметов: 5лет- голова, ноги, руки, нос, рот, шея,грудь, живот; 6лет-локоть, колено, пальцы,ноготь.
4.Название профессий
5. Глаголы (при ответах на вопросы: 5лет- что ты делаешь, кто как передвигается, кто как кричит; 6лет- кто какие звуки издает, кто что делает- с использований профессий)
6.Прилагательные (названия цветов с 4лет-основные цвета, с 5лет- оттенки цветов, формы – с 5лет)
7.Подбор антонимов (добро-зло, высокий-…,хороший-…, давать-…),(с 6 лет)
объем словаря, его соответствие возрасту
![]() |
19.Связная речь
- перессказ (для 4-5 лет)
- рассказ по картинке или по серии картинок (для 6 лет)
Наличие речевых штампов (речь пустая, без содержательная, часто не соотносится с выполнением действия). Связное речевое высказывание отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, отражается внешняя сторона явлений и не учитываются существенные признаки, причинно-следственные отношения.
20. Особенности психологических проявлений: (повышенная утомляемость, низ-
кая работоспособность, неустойчивое внимание, низкий интеллектуально – познавательный уровень, задержка психического развития)
![]() |
Заключение: ОНР 2ур.,обусловленное стертой дизартрией,
(варианты заключений) ФФН, осложненное стертой дизартрией,
ФН, осложненное стертой дизартрией,
ОНР 2 ур., стертая дизартрия при ЗПР; ОНР 3ур.,стертая дизартрия, заикание.