Орнамент нам привычен и мы его почти не замечаем. Повторяет одни и те же элементы изображения, отделяет или обозначает границы, края, линии, разделяющие сюжеты или функции.
Орнамент – это последовательность знаков и в этом смысле – язык. Не зря в нем есть и ритм, и музыка...
Очень важно, что орнамент – для красоты, для гармонизации, для хорошего вкуса и выраженного стиля.
Орнамент каждый понимает по-своему и, в результате, получается ОР-НА-МЕНТ – произведения-открытия, рассказывающие истории, иногда – полезные в быту.
Орнамент- неизменный участок нашей повседневной жизни, вечный спутник человека и человечества. Мы видим его на вещах, которые нас окружают, и на самих себе, повсюду. Узоры на ковре и скатерти, на мебели и на нашей одежде. Иными из них мы любуемся, они могут поражать воображение, радовать, другие же воспринимаем мимоходом, видим не видя, не ощущая их как произведения искусства.
Орнамент – «украшающее» искусство, и поэтому в нем обычно не ищут глубокой содержательности. Между тем он, как и любое искусство, по-своему воплощает мировосприятие художника и всего общества, народа и эпохи. Воплощает непосредственно и ярко, не в символах, а в живом ощущении красоты и порядка, гармонической целостности мира. Это чувство мировой гармонии, составляющее образный смысл орнамента, выражается не только выбором и трактовкой декоративных мотивов, но и всем строем узора, ритмами орнаментальной сетки, ее ясностью или запутанностью, строгостью или непринужденностью.
Орнамент - художественное украшение, узор, построенные на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы.
Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Однако ритм свойственен не только движению, но и статичному предмету. Например, в архитектурных сооружениях, ритмичное распределение окон по вертикали и горизонтали. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамент на обоях, на коврах, на тканях. Особенно яркое проявление ритма мы можем наблюдать в животном и растительном мире.
Когда мы смотрим на неподвижное изображение на том или ином сооружении (орнаментальный фриз) или на предмете (орнамент на вазе), с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз наш как бы следует за этим размерным повтором элементов.
Закономерное чередование объемов, членений поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы — все это используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д.
Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Развитие по вертикали во многом снимает композиционные сложности: как правило, изменения по вертикали сами по себе способствуют возникновению зрительного завершения. Если же ритм развивается по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции. Частые членения в горизонтальном направлении, как и в вертикальном, могут создавать впечатление беспокойства. Членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.
В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.
Ритм как одно из важнейших выразительных средств композиции участвует не только в построении изображения, но и зачастую придает содержанию определенную эмоциональность.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства.
Выразительные средства орнамента: цвет, фактура, ритм, симметрия, линия.