Имущественный комплекс – одно из новых (для отечественного права) понятий, получивших закрепление в новейшем российском законодательстве. Причем, речь идет именно о гражданско-правовом понятии, а не о простом терминологическом обозначении традиционных, давно известных институтов и конструкций.
Понятие "имущественный комплекс" раскрыто в статье 132 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), согласно которому в имущественный комплекс как составные части входят все виды имущества, включая права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.
Важнейшим видом имущественного комплекса является предприятие. Определение предприятия как объекта гражданского оборота дано в Гражданском кодексе РФ:
«Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью» (ст.132 ГК РФ).
Предприятие как объект имущественных прав, как объект гражданского оборота является не просто абстрактным набором «вещей» или их совокупностью. Предприятие – прежде всего имущественный комплекс, в состав которого входят наряду с недвижимостью (прежде всего земельными участками и их частями, зданиями, сооружениями) и движимостью (оборудование, инвентарь, сырье, готовая продукция) входят обязательственные права требования и пользования, долги (обязанности), а также некоторые исключительные права – на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права. К примеру, в государствах с устоявшимся правопорядком и традициями в состав предприятий нередко включают так называемую «клиентелу», право на возобновление найма недвижимости, шансы и др., то есть устойчивые хозяйственные связи с потребителями их продукции или услуг, которые нередко могут иметь решающее значение в условиях конкурентного рыночного хозяйства.
Предприятием признается только тот имущественный комплекс, который используется для осуществления предпринимательской деятельности.
В данный комплекс, в принципе, входит вся совокупность имущества, предназначенного для деятельности предприятия.
Имущество юридических лиц подпадает под общие нормы закона, регулирующие содержание права собственности, основания его возникновения и прекращения. Порядок непосредственного управления и распоряжения имуществом юридического лица определяется его учредительными документами.
Объектом права собственности юридического лица может быть любое не изъятое из оборота имущество. Имущество, ограниченное в обороте, может принадлежать юридическому лицу только при наличии соответствующего разрешения. Определенное влияние на объекты, которые могут находиться в собственности юридических лиц, оказывает наличие у некоторых из них специальной правоспособности (ст. 43 ГК). По общему правилу количество и стоимость имущества юридического лица не ограничиваются.
Право собственности отдельных юридических лиц. Право собственности хозяйственных обществ и товариществ. Имущество хозяйственного общества или товарищества состоит из формируемого его учредителями (участниками) уставного (складочного) капитала и имущества, возникшего по иным основаниям (сделки и пр.).
Управление и распоряжение имуществом товарищества осуществляют полные товарищи, а управление и распоряжение имуществом общества — специально создаваемые органы общества.
В отношении обществ установлены минимальный размер уставного капитала, а также обязательные фонды целевого назначения (например, резервный фонд). Если на конец финансового года стоимость чистых активов общества становится меньше минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
При выходе из товарищества или общества (кроме акционерного общества) участнику выдается или выплачивается причитающаяся ему доля имущества общества или товарищества и соответственно уменьшается стоимость имущества юридического лица. Выход акционера из акционерного общества возможен только путем отчуждения акции другому акционеру или третьему лицу. В результате стоимость имущества акционерного общества не уменьшается.
Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов в процессе ликвидации хозяйственного товарищества или общества, распределяется между его участниками пропорционально их долям. Законом предусматривается круг лиц, обладающих преимущественным правом на получение причитающейся им доли имущества, оставшегося после ликвидации соответствующего юридического лица (например, вкладчики в коммандитном товариществе). [500]
Право собственности производственных и потребительских кооперативов. Как производственный, так и потребительский кооператив является собственником принадлежащего ему имущества. Кооперативу на праве собственности может принадлежать любое имущество, не изъятое из оборота, а имущество, ограниченное в обороте, — с соблюдением установленных ограничений. Потребительский кооператив как некоммерческая организация обладает специальной правоспособностью (ст. 43 ГК), что несколько ограничивает перечень имущества, которым он может обладать на праве собственности.
Управление и распоряжение имуществом кооператива осуществляют специально создаваемые органы управления кооператива.
Собственностью кооператива является формируемый его членами паевой фонд, а также имущество, приобретенное кооперативом по иным основаниям. В законе или уставе кооператива может быть предусмотрено создание различных целевых фондов, в том числе неделимых (например, создание резервного фонда в производственном кооперативе). При выходе из кооператива члену выплачивается стоимость его пая или выдается имущество, соответствующее стоимости пая. Оставшееся после ликвидации кооператива имущество распределяется между его членами.
Право собственности некоммерческих организаций. Собственностью некоммерческих организаций является имущество, переданное им их учредителями (участниками), а также имущество, приобретенное по иным основаниям. Указанные организации вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество только в соответствии с целями их деятельности, определенными в учредительных документах.
На собственность большинства некоммерческих организаций их учредители (участники) не имеют никаких прав. Исключение составляют ассоциации и союзы юридических лиц, а также рассмотренные выше потребительские кооперативы. Участники ассоциаций и союзов юридических лиц имеют право на получение части имущества, оставшегося после ликвидации таких объединений, хотя по общему правилу имущество, оставшееся после ликвидации некоммерческой организации (например, общественного объединения или фонда), расходуется на цели, для достижения которых она была создана.
Отдельно рассмотрим важное для нас право государственной и муниципальной собственности.
Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или субъектам Российской Федерации.
Особенности права государственной собственности:
• субъектом права собственности является само государственное образование, а управление и распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом осуществляют органы государственного управления, а также специально уполномоченные юридические и физические лица;
• полномочия собственника государство осуществляет в основном путем издания правовых актов;
• Российская Федерация может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе и изъятое из оборота, а субъекты Российской Федерации — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности Российской Федерации (например, ядерного оружия); существуют способы приобретения права собственности, характерные только для государства: национализация, конфискация, реквизиция, иные случаи принудительного возмездного изъятия имущества, налогии.
Присущее только государственной собственности основание прекращения права собственности — приватизация, то есть отчуждение имущества из государственной (а также муниципальной) собственности в собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном законом. Две части государственной собственности: Распределенное государственное имущество, то есть собственность государства, закрепленная за государственными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; в отношении этого имущества правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению ограничены; нераспределенное государственное имущество (казна).
Муниципальная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям: городским, сельским поселениям и пр. (понятие муниципального образования дано в ст. 1 в законодательстве о местном самоуправлении).
Отдельно, в рамках темы нашей работы, стоит остановиться на проблеме функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-03 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» конкретизирует нормы ГК РФ о правовом положении государственных и муниципальных унитарных предприятий, порядке создания, реорганизации и ликвидации, статусе собственников имущества этих хозяйствующих субъектов, а в отдельных случаях — вносит в Кодекс соответствующие изменения и дополнения.
Практически повторяя положения Кодекса, Закон определяет унитарное предприятие как коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Отмечается, что имущество унитарного предприятия может принадлежать на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается. В отличие от ранее действовавшего правила статья 114 Кодекса Закон запрещает унитарным предприятиям создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
Закон устанавливает виды унитарных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие, а также унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.
Закон устанавливает перечень обстоятельств, при которых могут учреждаться государственные и муниципальные унитарные предприятия. В целом они охватываются публичными, общесоциальными интересами. Так, например, государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена; необходимости осуществления деятельности в целях обеспечения продовольственной безопасности государства; необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности России; необходимости производства видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Казенное предприятие, в частности, может быть создано в случае, если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования; при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации; необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач. Решение об учреждении унитарного предприятия и его устав должны определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.
Следует также отметить, что сам термин «предприятие» достаточно часто применяется для обозначения не только к объектам права (то есть к имущественному комплексу), но и к некоторым видам юридических лиц, являющихся субъектами гражданского правооборота. Так, ГК признает одним из видов юридических лиц государственные, муниципальные, а также казенные предприятия (статьи 113-115 ГК РФ). Одновременно тот же термин применяется для обозначения определенного вида объектов права. Именно в этом смысле идет речь о предприятии в статье 132 ГК РФ.
Предприятие представляет собой, по существу, некую производственную единицу, наделенную гражданской правоспособностью и действующую на рынке. Происходит это, прежде всего потому, что наше государство не всегда способно использовать известные организационно-правовые формы юридических лиц (например, форму акционерных обществ) для организации управления имуществом, находящимся в публичной собственности. Именно в результате этого и появилась достаточно искусственная правовая конструкция предприятия как субъекта права.
Ввиду того, что любые права, в том числе и входящие в только что указанный перечень, могут принадлежать только тем, кого законодатель рассматривает в качестве субъекта, совершенно очевидно, что имеются ввиду прежде всего предприятия, признаваемые юридическими лицами, то есть государственные и муниципальные, а также казенные унитарные предприятия.
Причем данное образование – предприятие, не включено органично и полноценно в экономическую систему, в ее гражданский оборот. Конечно, ГК РФ предполагает принятие Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в котором будут содержаться нормы, регулирующие деятельность предприятий как юридических лиц, в том числе связанные с наделением этих субъектов имуществом, с повышением эффективности управления, ответственностью и др.
Следует также отметить, что государство в настоящее время пошло по пути сокращения числа – государственных унитарных предприятий.
Предприятие является само по своей сути является объектом прав на имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц, но при этом они продолжают оставаться объектами права собственности их учредителей. Следовательно, предприятие, как непосредственно имущественный комплекс (и как объект оборота), ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, то есть собственником себя самого. Из этого можно сделать вывод, что лишено всякого основания мнение о возможности права собственности «трудовых коллективов», «права собственности работников» и «их коллективной собственности» на какую бы то ни было часть имущества предприятия. Все это имущество остается собственностью учредителя.