Сущность, понятие и общие принципы управления имущественным комплексом.




Имущественный комплекс – одно из новых (для отечественного права) понятий, получивших закрепление в новейшем российском законодательстве. Причем, речь идет именно о гражданско-правовом понятии, а не о простом терминологическом обозначении традиционных, давно известных институтов и конструкций.

Понятие "имущественный комплекс" раскрыто в статье 132 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), согласно которому в имущественный комплекс как составные части входят все виды имущества, включая права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

Важнейшим видом имущественного комплекса является предприятие. Определение предприятия как объекта гражданского оборота дано в Гражданском кодексе РФ:

«Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью» (ст.132 ГК РФ).

Предприятие как объект имущественных прав, как объект гражданского оборота является не просто абстрактным набором «вещей» или их совокупностью. Предприятие – прежде всего имущественный комплекс, в состав которого входят наряду с недвижимостью (прежде всего земельными участками и их частями, зданиями, сооружениями) и движимостью (оборудование, инвентарь, сырье, готовая продукция) входят обязательственные права требования и пользования, долги (обязанности), а также некоторые исключительные права – на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права. К примеру, в государствах с устоявшимся правопорядком и традициями в состав предприятий нередко включают так называемую «клиентелу», право на возобновление найма недвижимости, шансы и др., то есть устойчивые хозяйственные связи с потребителями их продукции или услуг, которые нередко могут иметь решающее значение в условиях конкурентного рыночного хозяйства.

Предприятием признается только тот имущественный комплекс, который используется для осуществления предпринимательской деятельности.

В данный комплекс, в принципе, входит вся совокупность имущества, предназначенного для деятельности предприятия.

Имущество юридических лиц подпадает под общие нормы за­кона, регулирующие содержание права собственности, основания его возникновения и прекращения. Порядок непосредственного управления и распоряжения имуществом юридического лица оп­ределяется его учредительными документами.

Объектом права собственности юридического лица может быть любое не изъятое из оборота имущество. Имущество, огра­ниченное в обороте, может принадлежать юридическому лицу только при наличии соответствующего разрешения. Определен­ное влияние на объекты, которые могут находиться в собственно­сти юридических лиц, оказывает наличие у некоторых из них спе­циальной правоспособности (ст. 43 ГК). По общему правилу ко­личество и стоимость имущества юридического лица не ограни­чиваются.

Право собственности отдельных юридических лиц. Право соб­ственности хозяйственных обществ и товариществ. Имущество хо­зяйственного общества или товарищества состоит из формируемого его учредителями (участниками) уставного (складочного) капитала и имущества, возникшего по иным основаниям (сделки и пр.).

Управление и распоряжение имуществом товарищества осу­ществляют полные товарищи, а управление и распоряжение иму­ществом общества — специально создаваемые органы общества.

В отношении обществ установлены минимальный размер устав­ного капитала, а также обязательные фонды целевого назначения (например, резервный фонд). Если на конец финансового года стоимость чистых активов общества становится меньше мини­мального размера уставного капитала, общество подлежит ликви­дации.

При выходе из товарищества или общества (кроме акционер­ного общества) участнику выдается или выплачивается причита­ющаяся ему доля имущества общества или товарищества и соот­ветственно уменьшается стоимость имущества юридического ли­ца. Выход акционера из акционерного общества возможен только путем отчуждения акции другому акционеру или третьему лицу. В результате стоимость имущества акционерного общества не уменьшается.

Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов в процессе ликвидации хозяйственного товарищества или общества, распределяется между его участниками пропорци­онально их долям. Законом предусматривается круг лиц, облада­ющих преимущественным правом на получение причитающейся им доли имущества, оставшегося после ликвидации соответству­ющего юридического лица (например, вкладчики в коммандитном товариществе). [500]

Право собственности производственных и потребитель­ских кооперативов. Как производственный, так и потребитель­ский кооператив является собственником принадлежащего ему имущества. Кооперативу на праве собственности может принад­лежать любое имущество, не изъятое из оборота, а имущество, ог­раниченное в обороте, — с соблюдением установленных ограни­чений. Потребительский кооператив как некоммерческая органи­зация обладает специальной правоспособностью (ст. 43 ГК), что несколько ограничивает перечень имущества, которым он может обладать на праве собственности.

Управление и распоряжение имуществом кооператива осущест­вляют специально создаваемые органы управления кооператива.

Собственностью кооператива является формируемый его чле­нами паевой фонд, а также имущество, приобретенное кооперати­вом по иным основаниям. В законе или уставе кооператива может быть предусмотрено создание различных целевых фондов, в том числе неделимых (например, создание резервного фонда в произ­водственном кооперативе). При выходе из кооператива члену выплачивается стоимость его пая или выдается имущество, соответ­ствующее стоимости пая. Оставшееся после ликвидации коопера­тива имущество распределяется между его членами.

Право собственности некоммерческих организаций. Соб­ственностью некоммерческих организаций является имущество, переданное им их учредителями (участниками), а также имущес­тво, приобретенное по иным основаниям. Указанные организации вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество только в соответствии с целями их деятельности, оп­ределенными в учредительных документах.

На собственность большинства некоммерческих организаций их учредители (участники) не имеют никаких прав. Исключение составляют ассоциации и союзы юридических лиц, а также рас­смотренные выше потребительские кооперативы. Участники ас­социаций и союзов юридических лиц имеют право на получение части имущества, оставшегося после ликвидации таких объеди­нений, хотя по общему правилу имущество, оставшееся после ли­квидации некоммерческой организации (например, общественно­го объединения или фонда), расходуется на цели, для достижения которых она была создана.

Отдельно рассмотрим важное для нас право государственной и муниципальной собственности.

Государственная собственность — это имущество, принад­лежащее на праве собственности Российской Федерации или субъектам Российской Федерации.

Особенности права государственной собственности:

• субъектом права собственности является само государствен­ное образование, а управление и распоряжение принадлежа­щим ему на праве собственности имуществом осуществляют органы государственного управления, а также специально уполномоченные юридические и физические лица;

• полномочия собственника государство осуществляет в основ­ном путем издания правовых актов;

• Российская Федерация может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе и изъятое из оборота, а субъек­ты Российской Федерации — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственно­сти Российской Федерации (например, ядерного оружия); существуют способы приобретения права собственности, ха­рактерные только для государства: национализация, конфиска­ция, реквизиция, иные случаи принудительного возмездного изъятия имущества, налогии.

Присущее только государственной собственности основание прекращения права собственности — приватизация, то есть отчуждение имущества из государственной (а также муници­пальной) собственности в собственность граждан или опреде­ленных юридических лиц в порядке, установленном законом. Две части государственной собственности: Распределенное государственное имущество, то есть соб­ственность государства, закрепленная за государственными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяй­ственного ведения или оперативного управления; в отношении этого имущества правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению ограничены; нераспределенное государственное имущество (казна).

Муниципальная собственность — имущество, принадлежа­щее на праве собственности муниципальным образованиям: городским, сельским поселениям и пр. (понятие муниципаль­ного образования дано в ст. 1 в законодательстве о местном са­моуправлении).

Отдельно, в рамках темы нашей работы, стоит остановиться на проблеме функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-03 «О государствен­ных и муниципальных унитарных предприятиях» конкретизирует нормы ГК РФ о правовом положении государственных и муници­пальных унитарных предприятий, порядке создания, реорганиза­ции и ликвидации, статусе собственников имущества этих хозяй­ствующих субъектов, а в отдельных случаях — вносит в Кодекс соответствующие изменения и дополнения.

Практически повторяя положения Кодекса, Закон определяет унитарное предприятие как коммерческую организацию, не наде­ленную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Отмечается, что имущество унитарного предприятия может при­надлежать на праве собственности Российской Федерации, субъ­екту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федера­ции, субъектов Российской Федерации или муниципальных обра­зований, не допускается. В отличие от ранее действовавшего пра­вила статья 114 Кодекса Закон запрещает унитарным предприяти­ям создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочер­нее предприятие).

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
Закон устанавливает виды унитарных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — фе­деральное государственное предприятие и государственное пред­приятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предпри­ятие, а также унитарные предприятия, основанные на праве опера­тивного управления, — федеральное казенное предприятие, казен­ное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Закон устанавливает перечень обстоятельств, при которых мо­гут учреждаться государственные и муниципальные унитарные предприятия. В целом они охватываются публичными, общесоци­альными интересами. Так, например, государственное или муни­ципальное предприятие может быть создано в случае необходи­мости использования имущества, приватизация которого запре­щена; необходимости осуществления деятельности в целях обес­печения продовольственной безопасности государства; необходи­мости осуществления научной и научно-технической деятельнос­ти в отраслях, связанных с обеспечением безопасности России; необходимости производства видов продукции, изъятой из оборо­та или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие, в частности, может быть создано в слу­чае, если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначе­на для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Рос­сийской Федерации или муниципального образования; при необ­ходимости использования имущества, приватизация которого за­прещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздуш­ного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации; необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполне­нию работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным госу­дарством ценам в целях решения социальных задач. Решение об учреждении унитарного предприятия и его устав должны опреде­лять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

Следует также отметить, что сам термин «предприятие» достаточно часто применяется для обозначения не только к объектам права (то есть к имущественному комплексу), но и к некоторым видам юридических лиц, являющихся субъектами гражданского правооборота. Так, ГК признает одним из видов юридических лиц государственные, муниципальные, а также казенные предприятия (статьи 113-115 ГК РФ). Одновременно тот же термин применяется для обозначения определенного вида объектов права. Именно в этом смысле идет речь о предприятии в статье 132 ГК РФ.

Предприятие представляет собой, по существу, некую производственную единицу, наделенную гражданской правоспособностью и действующую на рынке. Происходит это, прежде всего потому, что наше государство не всегда способно использовать известные организационно-правовые формы юридических лиц (например, форму акционерных обществ) для организации управления имуществом, находящимся в публичной собственности. Именно в результате этого и появилась достаточно искусственная правовая конструкция предприятия как субъекта права.

Ввиду того, что любые права, в том числе и входящие в только что указанный перечень, могут принадлежать только тем, кого законодатель рассматривает в качестве субъекта, совершенно очевидно, что имеются ввиду прежде всего предприятия, признаваемые юридическими лицами, то есть государственные и муниципальные, а также казенные унитарные предприятия.

Причем данное образование – предприятие, не включено органично и полноценно в экономическую систему, в ее гражданский оборот. Конечно, ГК РФ предполагает принятие Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в котором будут содержаться нормы, регулирующие деятельность предприятий как юридических лиц, в том числе связанные с наделением этих субъектов имуществом, с повышением эффективности управления, ответственностью и др.

Следует также отметить, что государство в настоящее время пошло по пути сокращения числа – государственных унитарных предприятий.

Предприятие является само по своей сути является объектом прав на имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц, но при этом они продолжают оставаться объектами права собственности их учредителей. Следовательно, предприятие, как непосредственно имущественный комплекс (и как объект оборота), ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, то есть собственником себя самого. Из этого можно сделать вывод, что лишено всякого основания мнение о возможности права собственности «трудовых коллективов», «права собственности работников» и «их коллективной собственности» на какую бы то ни было часть имущества предприятия. Все это имущество остается собственностью учредителя.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: