Урок 10
Тема урока. Я фантазирую и мечтаю. Мечты, зовущие ввысь. Н. К. Абрамцева. «Заветное желание». Е. В. Григорьева. «Мечта». Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Речевая разминка
— Прочитайте загадку, отгадайте её.
Если б цветик был заветный,
Тот, что с виду неприметный,
Что бы загадать ты смог
На волшебный лепесток? (Желание.)
III. Самоопределение к деятельности
Сегодня мы с вами начнём изучать новую главу, которая называется «Я фантазирую и мечтаю».
— Как бы вы ответили на вопрос: «Что такое мечта?» (Высказывания учащихся.)
1. Знакомство с текстом. Чтение произведения.
— Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
— Какой момент вас особенно взволновал?
2. Работа над содержанием
— Найдите в сказке слова, которые помогли вам представить Брысю и бабочку. Расскажите о них. (Примерный ответ. Брыся — это котёнок с пушистой бело-серой шубкой. Бабочка «красивая, нежная, золотистая».)
— О чём в начале сказки мечтали Брыся и бабочка? Почему? (Они мечтали о том, как было бы хорошо, если бы вообще никогда не было дождя.)
— Почему после разговора с ёлочкой их желание изменилось? (Ёлочка им сказала, что без дождя нельзя: трава не вырастет, она засохнет. «Пусть дождь гуляет — проливается. Но ночью! Только ночью!»)
— Зачем Брысе и бабочке нужно было встретиться поздним вечером в саду? (Они узнали от ёлочки, что для исполнения своего желания нужно поздним вечером, когда в небе зажгутся звёзды, выйти в сад и и посмотреть в небо. «До тех пор смотреть, пока не упадёт звезда. А пока звезда будет лететь, нужно очень-очень сильно пожелать своё желание».)
|
— Какое важное дело было у лягушонка в саду в такой поздний час? (Лягушонок сказал котёнку и бабочке, что он не может уйти, так как у него очень важное дело. И делать его нужно именно здесь, потому что «отсюда видны все звёзды вообще, а главное — вон та, голубоватая, звёздочка в четырёх звёздных шагах от луны.)
— Подумайте, с какой интонацией нужно прочитать выделенное предложение на с. 58.
— Прочитайте предложение выразительно — с интонацией восхищения.
— Почему лягушонок уверен, что желание подружек не сбудется? Найдите и перечитайте его объяснение. («Звездане услышала вас. Звезду нельзя выбирать просто так. Если звезда упала первой, это вовсе не значит, что она упала для вас. Это чужая звезда».)
— Какое впечатление произвела на вас эта история?
1. Работа над содержанием
— Что произошло утром? (Утром пошёл дождь. «Серый, холодный».)
— Расскажите, как подружки встретились с лягушонком. (Вечером, когда немного подсохло, подружки отправились в лопушки и встретили там лягушонка. Но лягушонок им ничего не сказал о дожде. Он даже «моргнул как-то виновато».)
— Как вы думаете, такое поведение лягушонка можно считать вежливым? (Да, он был вежлив, скромен и тактичен.)
— Что означают слова лягушонка: «Нельзя не узнать свою звёздочку»! (Примерный ответ. Лягушонок очень серьёзно относился к своему желанию, он долго готовился и настраивался, всё тщательно обдумывал. Ведь желание исполнится только тогда, когда оно будет наполнено смыслом. Лягушонок считал, что у каждого своя звёздочка, как только её почувствуешь, то сразу увидишь. Это значит, что пришло время загадывать твоё заветное желание.)
|
— О чём подумали подружки, когда не увидели в саду лягушонка и на небе его звёздочки? (Они поняли, что желание лягушонка исполнилось.)
— Как вы считаете, что такое заветное желание? (Возможно, это самое важное желание, для исполнения которого надо приложить немало усилий.)
— Узнаем ли мы из сказки о том, какое именно желание было у лягушонка? (Нет, мы не узнаем, потому что о заветном желании не говорят никому, иначе оно не исполнится.)
— Как вы думаете, почему заветное желание лягушонка исполнилось? Это произошло только благодаря звезде? (Нет, автор говорит нам, что лягушонок был терпелив и настойчив)
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас сегодня получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— Какой рассказ мы читали на уроке?
— Что вам больше всего запомнилось
Домашнее задание
Чтение произведений.