Некоторые модели с учетом профсоюзов.




До сих пор мы ограничивались предположением о том, что рабочие активно конкурируют при продаже своих трудовых услуг. На многих рынках рабочие "продают" свои трудовые услуги коллективно через профсоюз. Чтобы проследить экономическое воздействие профсо­юзов в упрощенном варианте, предположим, что формируется профсоюз на конкурентном рынке. То есть профсоюз ведет переговоры с относительно большим числом нанимателей. Профсоюзы преследуют многие цели. Однако их основной экономической задачей является повыше­ние заработной платы.

Профсоюз может добивать­ся этой цели разными путями:

Повышение спроса на труд. С точки зрения проф­союза, наиболее желательным способом повышения заработной платы является расширение спроса на труд, в результате увеличения спроса на труд повышаются как ставки заработной платы, так и число рабочих мест.

Относительная величина такого повышения будет

за­висеть от эластичности предложения труда. Но как может профсоюз увеличить спрос на труд? Ответ: путем изменения одного или более факторов, определяющих спрос на труд.

В частности, профсоюз может попытаться:

1) увели­чить спрос на производимые продукты или услуги;

2) повысить производительность труда;

3) изме­нить цены на другие вводимые факторы производства.

Рассмотрим эти способы по порядку. Замкнутый, или цеховой, тред-юнионизм.

Проф­союзы могут повышать ставки заработной платы путем сокращения предложения труда.

Исторически рабочее движение выступало за проведение полити­ки, которая вела к сужению предложения труда в экономике в целом, чтобы повысить общий уро­вень заработной платы.

Профсоюзы поддерживают законодательство, которое:

1) ограничивает иммиг­рацию;

2) сокращает детский труд;

3) поддерживает обязательный уход на пенсию;

4) способствует со­кращению рабочей недели.

Квалификационное лицензирование профессий - это другое широко используемое средство ограни­чения предложения определенных видов труда.

Группа рабочих определенной профессии оказывает давление на власти штата или муниципалитета, по­буждая их принять закон, в соответствии с которым, скажем, парикмахеры (врачи, водопроводчики, кос­метологи, сортировщики яиц, контролеры пестици­дов и т.п.) могут заниматься своей деятельностью, только если они отвечают определенным указанным требованиям.

Открытый, или отраслевой, тред-юнионизм.

Бо­льшинство профсоюзов, однако, не ограничивают число своих членов.

Наоборот, они стремятся объ­единить всех имеющихся или потенциальных рабо­чих. Это характерно для так называемых отраслевых профсоюзов, таких, как профсоюзы автомоби­лестроителей и сталелитейщиков, которые добиваются членства в них всех неквалифицированных,

полуквалифицированных и квалифицированных ра­бочих данной отрасли.

Профсоюз может быть и за­крытым, если его члены являются квалифицирован­ными специалистами, для которых нет в необходи­мых количествах соответствующей замены.

Но профсоюз, включающий главным образом неквали­фицированных и

полуквалифицированных рабочих, подорвет свое собственное существование, если бу­дет ограничивать число членов в нем, поскольку в таком случае создается значительный резерв не объединенных профсоюзом рабочих, которыми лег­ко можно заменять членов профсоюза при найме на работу.

 

Заключение.

Теория человеческого капитала не лишена недостат­ков. В частности, в теории человеческого капитала предполагается, что существует непосредственная и существенная связь между инвестициями в человеческий капитал и производительностью труда.

Точ­нее, цепочка гипотетической причинно- следственной связи такова: инвестиции в человеческий капитал (расходы на образование) порождают увеличение производительности труда рабочего, что порождает более высокие ставки заработной платы и более высокие заработки.

Но некоторые специалисты считают, что при­чинно-следственная связь может быть более слож­ной и менее явной.

Например, если мы видим, что средний американец, который осуществляет инве­стиции в образование в колледже, зарабатывает, скажем, на 3500 дол, в год больше, чем выпускник школы, можем

ли мы быть уверены в том, что дополнительный доход есть результат

исключитель­но инвестиций в образование в колледже? Критики теории

человеческого капитала отвечают: "Нет". Они утверждают, что "прочие условия не равны" в том смысле, что студенты, обучающиеся в коллед­же, имеют больше врожденных способностей и у них более высокие социальные мотивы, чем у тех, кто не учится в колледже.

Ряд ученых придер­живаются мнения, что "единственной причиной взаимосвязи образования с доходом является то, что совокупность способ­ностей, мотиваций и личных качеств, которые по­зволяют добиться успехов в образовании, совпада­ет с совокупностью, которая определяет произ­водительного работника”.

В соответствии с этой точкой зрения, люди с 16-летним сроком обучения должны были бы получать более высокие доходы, чем люди с 12-летним сроком обучения, даже если бы они не осуществляли инвестиций в обучение в колледже. Причина?

Они обладают способностью и мотиваци­ей - не говоря уже о семейных связях, - чтобы добиваться успехов на рынке труда; тот факт, что они посещают колледж, не имеет никакого отноше­ния к этому успеху.

Повышает ли образование чью-либо производительность на рынке труда?Или зарабатывают ли больше те, кто получает больше образования, так как они более способны генетичес­ки и более мотивированны?

Поднятый здесь вопрос очень важен для проведения государственной эконо­мической политики.

Например, если теория челове­ческого капитала является правильной, тогда до­полнительные расходы на образование и перепод­готовку рабочих с низким уровнем дохода следует считать эффективным средством сокращения бед­ности и уменьшения неравенства в доходах.

Но если критики теории человеческого капитала правы, то такая политика будет неэффективной и напрасной.

Список используемой литературы.

1. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи “ЭКОНОМИКА”, М:1993

2. Курс экономики. Учебник. / Под ред. Б.А. Райзберга. - ИНФРА - М., 1997.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов. - М.:

НОРМА - ИНФРА - М, 1998.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: