До сих пор мы ограничивались предположением о том, что рабочие активно конкурируют при продаже своих трудовых услуг. На многих рынках рабочие "продают" свои трудовые услуги коллективно через профсоюз. Чтобы проследить экономическое воздействие профсоюзов в упрощенном варианте, предположим, что формируется профсоюз на конкурентном рынке. То есть профсоюз ведет переговоры с относительно большим числом нанимателей. Профсоюзы преследуют многие цели. Однако их основной экономической задачей является повышение заработной платы.
Профсоюз может добиваться этой цели разными путями:
Повышение спроса на труд. С точки зрения профсоюза, наиболее желательным способом повышения заработной платы является расширение спроса на труд, в результате увеличения спроса на труд повышаются как ставки заработной платы, так и число рабочих мест.
Относительная величина такого повышения будет
зависеть от эластичности предложения труда. Но как может профсоюз увеличить спрос на труд? Ответ: путем изменения одного или более факторов, определяющих спрос на труд.
В частности, профсоюз может попытаться:
1) увеличить спрос на производимые продукты или услуги;
2) повысить производительность труда;
3) изменить цены на другие вводимые факторы производства.
Рассмотрим эти способы по порядку. Замкнутый, или цеховой, тред-юнионизм.
Профсоюзы могут повышать ставки заработной платы путем сокращения предложения труда.
Исторически рабочее движение выступало за проведение политики, которая вела к сужению предложения труда в экономике в целом, чтобы повысить общий уровень заработной платы.
Профсоюзы поддерживают законодательство, которое:
1) ограничивает иммиграцию;
2) сокращает детский труд;
3) поддерживает обязательный уход на пенсию;
4) способствует сокращению рабочей недели.
Квалификационное лицензирование профессий - это другое широко используемое средство ограничения предложения определенных видов труда.
Группа рабочих определенной профессии оказывает давление на власти штата или муниципалитета, побуждая их принять закон, в соответствии с которым, скажем, парикмахеры (врачи, водопроводчики, косметологи, сортировщики яиц, контролеры пестицидов и т.п.) могут заниматься своей деятельностью, только если они отвечают определенным указанным требованиям.
Открытый, или отраслевой, тред-юнионизм.
Большинство профсоюзов, однако, не ограничивают число своих членов.
Наоборот, они стремятся объединить всех имеющихся или потенциальных рабочих. Это характерно для так называемых отраслевых профсоюзов, таких, как профсоюзы автомобилестроителей и сталелитейщиков, которые добиваются членства в них всех неквалифицированных,
полуквалифицированных и квалифицированных рабочих данной отрасли.
Профсоюз может быть и закрытым, если его члены являются квалифицированными специалистами, для которых нет в необходимых количествах соответствующей замены.
Но профсоюз, включающий главным образом неквалифицированных и
полуквалифицированных рабочих, подорвет свое собственное существование, если будет ограничивать число членов в нем, поскольку в таком случае создается значительный резерв не объединенных профсоюзом рабочих, которыми легко можно заменять членов профсоюза при найме на работу.
Заключение.
Теория человеческого капитала не лишена недостатков. В частности, в теории человеческого капитала предполагается, что существует непосредственная и существенная связь между инвестициями в человеческий капитал и производительностью труда.
Точнее, цепочка гипотетической причинно- следственной связи такова: инвестиции в человеческий капитал (расходы на образование) порождают увеличение производительности труда рабочего, что порождает более высокие ставки заработной платы и более высокие заработки.
Но некоторые специалисты считают, что причинно-следственная связь может быть более сложной и менее явной.
Например, если мы видим, что средний американец, который осуществляет инвестиции в образование в колледже, зарабатывает, скажем, на 3500 дол, в год больше, чем выпускник школы, можем
ли мы быть уверены в том, что дополнительный доход есть результат
исключительно инвестиций в образование в колледже? Критики теории
человеческого капитала отвечают: "Нет". Они утверждают, что "прочие условия не равны" в том смысле, что студенты, обучающиеся в колледже, имеют больше врожденных способностей и у них более высокие социальные мотивы, чем у тех, кто не учится в колледже.
Ряд ученых придерживаются мнения, что "единственной причиной взаимосвязи образования с доходом является то, что совокупность способностей, мотиваций и личных качеств, которые позволяют добиться успехов в образовании, совпадает с совокупностью, которая определяет производительного работника”.
В соответствии с этой точкой зрения, люди с 16-летним сроком обучения должны были бы получать более высокие доходы, чем люди с 12-летним сроком обучения, даже если бы они не осуществляли инвестиций в обучение в колледже. Причина?
Они обладают способностью и мотивацией - не говоря уже о семейных связях, - чтобы добиваться успехов на рынке труда; тот факт, что они посещают колледж, не имеет никакого отношения к этому успеху.
Повышает ли образование чью-либо производительность на рынке труда?Или зарабатывают ли больше те, кто получает больше образования, так как они более способны генетически и более мотивированны?
Поднятый здесь вопрос очень важен для проведения государственной экономической политики.
Например, если теория человеческого капитала является правильной, тогда дополнительные расходы на образование и переподготовку рабочих с низким уровнем дохода следует считать эффективным средством сокращения бедности и уменьшения неравенства в доходах.
Но если критики теории человеческого капитала правы, то такая политика будет неэффективной и напрасной.
Список используемой литературы.
1. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи “ЭКОНОМИКА”, М:1993
2. Курс экономики. Учебник. / Под ред. Б.А. Райзберга. - ИНФРА - М., 1997.
3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов. - М.:
НОРМА - ИНФРА - М, 1998.