Тема 3. Православная концепция государственной власти




 

На протяжении веков православие было стержнем российской государственности, более того основой сакрализации публичной власти. Отношения самодержцев и православной церкви в истории России складывались не всегда гладко, а иногда и просто болезненно. Но при этом понимание неразрывности самодержавия и православия было всегда.

В основе этого понимания была концепция симфонии властей, сформулированная византийским императором Юстинианом 1 Великим. На Руси этот сборник правил церкви называли Кормчей книгой. В шестой новелле Номоканона говорится: «Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием, - это священство и царство. Первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят от одного источника и украшают человеческую жизнь.».[1. C.364 ]

В начале XVI века все большее распространение получает признание и идея божественного происхождения власти государя. Одним из первых об этом заговорил Иосиф Волоцкий. В своих посланиях к Великому Князю Василию III он постоянно именовал его «самодержцем», «царем» и «государем всея Рускыя земли». Больше того, Иосиф Волоцкий уподоблял земную миссию русского государя Божиему Промыслу: «Царь ведь естеством подобен вышнему Богу», ибо он «скипетр царствия принял от Бога». В послании М. Г. Мисюрю-Мунехину старец Филофей образ Рима озвучивает как «Ромейское царство» — центральный образ всей религиозно-мистической концепции старца Филофея. Так как через образ «Ромейского царства» старец Филофей объявляет Московскую Русь единственной истинной хранительницей всемирного христианства.

В условиях правление Иоанна Грозного утверждается православная концепция государственной власти, которая включала следующие тезисы:

- Самодержавность. Данная Господом, царская власть только перед Ним ответственна и не может быть ограничена народом или земным законом.

- Миропомазание, которое окружает власть царя Божественным ореолом и делает его священною особою. Через таинство помазания государь получает дары Духа святого, Божественную благодать, необходимую для мудрого и справедливого правления. Сведения о царе как о помазаннике Божием дает Ветхий Завет. Избирая в цари сначала Саула, а затем Давида, Господь повелевает пророку Самуилу помазать их елеем с тем, чтобы на них «почивал Дух Господень».

- Наследственность царской власти. Излагая православное учение о династичности царской власти, Святитель приводит следующие аргументы: «…царская власть есть Божественное учреждение; Бог посаждает на престоле царевом от плода чрева царя; …царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Богом лицу; …царская наследственная власть и для народа важный и благотворенный дар Божий… Если Бог дает царю дар, от которого должна зависеть судьба народа, то, без сомнения, Он дает сей дар, провидя и предустрояя тем благо всего народа».[7. С.215-216]

- Неприкосновенность царя. «Не прикасайтесь к помазанным Моим», - говорится в Ветхом Завете. «Прикосновение» к помазаннику Божию – это и осуждение царя, и попытка ограничить власть самодержца, и, как самый страшный, соборный грех – низвержение поданными своего государя.

- повиновение подданных царю и всем властным структурам. «Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро»,- говорится в Новом Завете.[8 ] Повиновение царской власти может иметь разные мотивы – это и соображения карьеры, и ожидание выгод, и понимание власти как источника порядка и благоденствия в государстве. Митрополит Филарет называет единственный прочный мотив подчинения государю – ради Бога. Этот мотив предполагает повиновение царю по совести, как исполнение воли Господа. «Повинуясь царю и поставленному от него начальству, вы несомненно угождаете царю; и в то же время, повинуясь им Господа ради, вы чрез то благоугождаете Самому Господу», настаивает Свт. Филарет.[9. С.247]

- Симфония властей, которая подразумевает гармоничное единение священства и царства, по принципу божественного и человеческого в земной жизни. Симфония со стороны государя выражается в следовании Воле Божией, сохранении православной веры и уважения священства, а со стороны церкви - в духовном воспитании народа.

- Соборность, предусматривающая «нравственную цельность и монолитность соборян, которая одна лишь делает возможным доверие нации к самодержавному монарху, ощущение гражданского долга как религиозного переживания, мистического призвания».[10.С.438.]

Наиболее полное воплощение соборность нашла в Земских соборах, где, принимая решения, люди стремились к единодушию и единомыслию. Возможность единомыслия коренилась в единой православной вере, которая создавала для каждого предпосылку – объединившись с единоверцами, приблизиться к истинному, справедливому решению. Как верно замечает Кененова И.П., «в достижении данной цели решающая роль принадлежала не процедуре достижения единогласия, а именно фактору веры, объединяющему людей…Люди не потому способны принять правильное решение, что их много, а потому, что каждый из них обладает потенциальной возможностью приблизится к истине. Но если в одиночку он не способен ощутить эту истину, то в совместном (молитвенном) состоянии истина становится ясной».[11. С.9]

Главными особенностями соборной государственности являются следующие черты:

- Единство религиозно-нравственного начала, положенного в основу государственного и общественного строительства и семейного быта.

- Наличие верховной власти и управительной. Верховная власть основана на принципе единоначалия. В христианской традиции этот принцип смягчался тесными узами, которые связывали власть с нравственным долгом. В управительной власти присутствует несколько принципов, что и порождает разделение управительных властей.

- Единство духовной власти. Природа Церкви – теократична. Ее призвание духовно направлять всю человеческую жизнь, как частную, так и общественную.

Практически все положения православной концепции власти нашли отражение в Российском законодательстве: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает. Особа Государя Императора священна и неприкосновенна… Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния». [12]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: