Современное информационное пространство




Обществознание 10-А класс Урок № 7 Дата проведения: 08 ноября

Раздел Человек и общество Тема урока: Глобализация

Цель: - образовательная: - продолжить формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества;

- развивающая: развивать у учащихся умение давать оценку главных процессов (глобализация и создание информационного общества; развивать умения анализировать социальную информацию, составлять сложный план, выполнять познавательные задания

- воспитательная: воспитать чувство толерантности

Оборудование: учебник пар.8

Ход урока

Мотивационный этап

Беседа по вопросам:

- создание постиндустриального общества, глобализация – это позитивный или негативный опыт общественного развития?

План изучения нового материала

1. Особенности глобализации как явления современности

2. Современное информационное пространство

3. Глобальная информационная экономика

4. Социально-политическое измерение информационного общество

Особенности глобализации как явления современности

Что такое глобализация?

- Современный мир многообразен и разнолик. Какие факты можно привести?

(можно отметить пунктуальность и аккуратность немцев, чопорность и следование традиции англичан, фривольность и игривость нрава французов, широту души и надежду на «авось» русских, отсутствие внешней эмоциональной реакции японцев и т. д.)

????? Задание учащимся.: привести факты, касающихся самых разных сторон жизни общества. Можно взять какую-нибудь одну характеристику, например, главную черту менталитета.)

- Чем можно объяснить такое многообразие?

(Различие природных и климатических условий, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множество закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному толкованию)

Доминирующей тенденцией современного общества является не столько углубление этого различия многообразия, сколько глобализация (или интернационализация).

Как явление глобализация активно развилась на рубеже XIX-XX вв.

Это проявлялось в усилении вывоза капиталов, создании международных монополий, расширении внешней торговли, что привело к интернационализации хозяйственных связей. Появились новые формы межнационального общения

(Дни русской культуры, устраиваемые Дягилевым в Париже), политических союзов (образование двух военно-политических блоков) и т. д.

Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов на основе экономического, политического и культурного взаимодействия.

Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия.

Парадоксальность ситуации в том, что человечество все еще не нашло надежных средств предотвращения глобальных катастроф, а их угроза может усиливаться действиями различных структур общества, социальных механизмов, иногда возникших в предшествующий период. Например, глобальной стала необходимость борьбы с международным терроризмом. Противники глобализации считают аксиомой, что от этой борьбы выигрывают только богатые страны. Отсюда призывы к Западу поделиться богатством с бедными странами. В противном случае - угроза применить насилие.

??? Изучая особенности глобализации, задание учащимся:

самостоятельно развить или скорректировать своё мнение о данном процессе, аргументировать тезис о глобализации как объективно сложившемся, но противоречивом явлении современности.

– В чем выражается асимметричность процессов глобализации?

(работа с текстом учебника)

Противоречия глобализации:

--Единство и целостность – разнонаправленность и неравномерность развития мира

--Общие черты развития государств и регионов – мозаичность, фрагментарность мира

--Возможность наднационального регулирования процессов – рост конфликтности мира

???? Задание: подтвердить примером существование каждого из названных противоречий

Современное информационное пространство

Работа со схемой учебника «Информационная сфера» и ее описанием.

Материал обобщает известные ученикам факты и расширяет их представления о сферах общества. (

???? Задание: обсуждение следующего проблемного вопроса: СМИ все чаще называют «четвертой властью». Приведите доводы и факты «за» и «против».

Итак, СМИ сегодня, особенно телевизионные коммуникации, -важнейшее средство формирования общественной позиции по различным вопросам и один из важнейших факторов глобализации современного общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: