Методические указания
К практическим работам
по дисциплине
Технические средства информатизации
Укрупненная группа: 09.00.00 Информатика и вычислительная техника
Специальность: 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Одобрена цикловой комиссией информатики и вычислительной техники Председатель комиссии ______________ О. Г. Максимова Протокол № от «» ____________ 201__г. | Методические указания разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе АН ПОО «Уральский промышленно-экономический техникум» ________________ Н.Б. Чмель «» ____________ 201 __ г. |
Разработчик: Собянин О.А., преподаватель спецдисциплин
АН ПОО «Уральский промышленно-экономический техникум»
Содержание
Пояснительная записка. 4
Практическая работа № 1. 6
Практическая работа № 2. 7
Практическая работа № 3. 8
Практическая работа № 4. 9
Практическая работа № 5. 10
Практическая работа № 6. 11
Практическая работа № 7. 12
Практическая работа № 8. 13
Практическиеработы № 9-11. 14
Практическая работа № 12. 15
Практическая работа № 13. 16
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.. 24
Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины «Технические средства информатизации» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».
|
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при наличии основного (общего) образования. Опыт работы не требуется.
Учебная дисциплина «Технические средства информатизации» входит в состав профессионального цикла общеобразовательных дисциплин основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- выбирать рациональную конфигурацию оборудования в соответствии с решаемой задачей;
- определять совместимость аппаратного и программного обеспечения;
- осуществлять модернизацию аппаратных средств;
знать:
- основные конструктивные элементы средств вычислительной техники;
- периферийные устройства вычислительной техники;
- нестандартные периферийные устройства
В результате освоения дисциплины у обучающихся по базовой подготовке формируются общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку обучающихся по базовой и углубленной подготовке к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности Программирование в компьютерных системах и овладению профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.
ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных.
ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему.
ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств.
Рабочей программой дисциплины предусмотрено проведение 26 часов пкатисеких занятий.
Практическая работа № 1
Дисциплина: Технические средства информатизации
Тема: Системные платы: основные компоненты, типоразмеры
Цель занятия: научиться определять тип и марку материнской платы.
|
Норма времени: 2 часа
Методическое обеспечение: методические указания к лабораторной работе
Методические указания
Подготовка к работе
По указанной литературе изучить:
- Форм-факторы материнских плат
- Порты и слоты материнских плат
- Блок-схему материнской платы
Задание
1. Определить форм-фактор материнской платы.
2. Написать спецификацию (сделать описание присутствующих портов, слотов, шин, микросхем и т.п.)
3. Построить блочную диаграмму материнской платы.
Контрольные вопросы
1. Слот
2. Форм-фактор
3. Порт
4. Мост
5. Сокет
Практическая работа № 2
Тема: Установка конфигурации системы при помощи утилиты CMOS Setup
Цель занятия: научиться настраивать BIOS материнской платы
Норма времени: 2 часа
Методическое обеспечение: методические указания к лабораторной работе
Методические указания
Подготовка к работе
По указанной литературе изучить:
Назначение BIOS
Настройка основных разделов
Восстановление неисправного BIOS
Задание
провести начальный старт компьютера и войти в меню настройки BIOS;
изучить меню настроек BIOS, обратив особое внимание настройкам запуска ОС с внешних носителей;
получить от преподавателя подготовленный им личный flash-носитель и освоить запуск компьютера с flash-носителя, выходя в результате запуска в меню GRUB2;
Список контрольных вопросов
1. Какие функции выполняет BIOS?
2. Где находится программное обеспечение BIOS?
3. Как войти в программу BIOS?
4. Какие режимы работы имеет BIOS?
5. Что такое загрузочное устройство компьютера?
6. Что такое MBR?
7. Как загрузить компьютер с flash-носителя?
8. Как программа BIOS найдет MDR загрузочного внешнего носителя?
9. Приведите примеры загрузочных носителей информации.
10. Где хранятся параметры настроек BIOS?
Практическая работа № 3
Тема: Оперативная память. Типы памяти
Цель занятия: научиться определять основные типы памяти.
Норма времени: 2 часа
Методическое обеспечение: методические указания к лабораторной работе
Методические указания
Подготовка к работе
По указанной литературе изучить:
основные модификации модулей памяти, их отличие друг от друга;
основные характеристики (параметры) модулей памяти;
правила установки модулей памяти на системную плату
Задание
1. Ознакомиться и получить навыки работы по установке и модернизации модулей оперативной памяти.
2. Ознакомиться и получить навыки измерение быстродействия оперативной памяти с помощью тестовых программ.
Практическая работа № 4
Тема: Форматирование и оптимизация файловой системы
Цель занятия: научиться форматировать магнитные диски. Работать с программным обеспечением по обслуживанию жестких магнитных дисков.
Норма времени: 2 часа
Методическое обеспечение: методические указания к лабораторной работе
Методические указания
Подготовка к работе
По указанной литературе изучить:
Способы записи на различные накопители
Различия в файловых системах
Оптимизация дискового пространства
Диагностика жестких дисков
Задание
1. Установить программное и техническое обеспечение для работы с накопителями информации.
2. Ознакомиться с инструкцией пользователя специализированных программных средств для записи информации на магнитные диски и накопители.
3. Выполнить запись информации указанного объёма на всех доступных скоростях записи на накопители, выданные преподавателем. Сравнить расчётное и фактическое время записи. Сделать выводы на основании полученных результатов определения фактического времени записи информации. Объяснить полученные результаты.
Практическая работа № 5
Тема: Типы жестких дисков. Шины подключения жестких дисков
Цель занятия: Изучить работу жесткого диска.
Норма времени: 2 часа
Методическое обеспечение: методические указания к лабораторной работе
Методические указания
Подготовка к работе
По указанной литературе изучить:
Устройство и работу жесткого диска
Порядок выполнения:
Вскройте герметичный корпус HDD. Рассмотрите устройство и расположение узлов жесткого диска.
В лабораторной тетради выполните рисунок 1, на котором зарисуйте внутреннее строение и расположение основных узлов жесткого диска. Подпишите эти узлы.
В лабораторной тетради выполните рисунок 2, на котором изобразите разъемы жесткого диска, подпишите их назначение.
Соберите жесткий диск.
Определите и запишите в тетради интерфейс выданного вам жесткого диска, обоснуйте свой ответ.
Покажите, как и куда на материнской плате подключить жесткий диск
Заполните таблицу 1. Таблица 1 - Общие данные по HDD
Фирма изготовитель | число цилиндров | число головок | Интерфейсный разъем: IDE или SATA | Скорость вращения |
Зарисуйте структуру организации данных на жестком диске (рис. 3).
Сделайте вывод о проделанной работе.
Контрольные вопросы
Расскажите о назначении жесткого диска.
Перечислите внутренние и внешние компоненты жесткого диска, расскажите о их назначении.
Назовите основные характеристики вашего жесткого диска.
Перечислите этапы форматирования дисков. Поясните назначение каждого из этапов.
От чего зависит плотность нанесения дорожек на магнитном диске?
Практическая работа № 6
Тема: Запись информации на оптические носители.
Цель занятия: Изучить работу CD-R, DVD-RW.
Норма времени: 2 часа
Методическое обеспечение: методические указания к лабораторной работе
Методические указания
Подготовка к работе
По указанной литературе изучить:
Способы записи оптических дисков
Задание.
1. Установить программное и техническое обеспечение для работы с оптическими накопителями информации.
2. Ознакомиться с инструкцией пользователя специализированных программных средств для записи информации на магнитные диски и оптические накопители.
3. Выполнить запись информации указанного объёма на всех доступных скоростях записи на дисках, выданных преподавателем. Сравнить расчётное и фактическое время записи. Сделать выводы на основании полученных результатов определения фактического времени записи информации. Объяснить полученные результаты.
4. После каждого сеанса записи провести трехкратное измерение времени чтения записанной информации с оптического накопителя. Определить фактическую скорость чтения информации и кратность скорости чтения. После измерения времени и определения скорости чтения производить очистку диска. Сделать выводы на основании полученных результатов определения фактической скорости чтения информации.
Практическая работа № 7
Тема: Определение типа монитора и настройка его изображения.
Цель занятия: Изучить работу мониторов, уметь определять их характеристики.
Норма времени: 2 часа
Методическое обеспечение: методические указания к лабораторной работе
Методические указания
Подготовка к работе
По указанной литературе изучить:
Типы формирования изображения в различных типах монитора
Настойка различных типов монитора
Задание:
1. Определить основные технические характеристики предложенных мониторов.
2. Настроить заданные мониторы
3. Сделать сравнительную характеристику этих мониторов.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные типы мониторов.
2. В чем отличие цветного CRT монитора от монохромного?
3. Под действием каких цветов происходит формирование необходимого цвета?
4. Назовите основные типы масок.
5. Что такое slot pitch и на что он влияет?
6. Что такое strip pitch и на что он влияет?
7. Важная составная часть LCD мониторов.
8. Максимальный угол поворота плоскости поляризации света в кристаллах в ЖК-мониторах?
9. Что такое native и какие существуют методы изменения изображения в LCD мониторах?
10. Какие технологии применяются при создании мониторов?
11. Чем отличаются CRT от FED мониторов?
Практическая работа № 8
Тема: Принтеры. Типы принтеров и их настройка.
Цель занятия: Изучить работу принтеров, уметь настраивать их качество печати.
Норма времени: 2 часа
Методическое обеспечение: методические указания к лабораторной работе
Методические указания
Подготовка к работе
По указанной литературе изучить:
Работу различных типов принтеров.
Настройка печати различных принтеров.
Задание:
1.Оборудовать рабочее место специализированными техническими и программными средствами для вывода информации на печать. Изучить справочные руководства по установке принтера.
2. Произвести подключение и установку принтера. Произвести печать документа. Изменение настройки печати. Произвести очистку сопел и выравнивание печатных головок.
3. Произвести замену картриджей принтера.
Практическиеработы № 9-11
Тема: Обжим кабеля UTP. Настройка сетевого оборудования. Настройка общего доступа к ресурсам
Цель занятия: Изучить работу локальной сети, настроить общие ресурсы.
Норма времени: 6 часов
Методическое обеспечение: методические указания к лабораторной работе
Методические указания
Подготовка к работе
По указанной литературе изучить:
· Протоколы связи
· Виды соединений
· Обжим кабеля
Задание
1. Подготовить ЭВМ. Установить сетевую карту.
2. Обжать кабель RJ-45, согласно раскладке.
3. Соединить компьютеры, по одной из топологий (шина, кольцо, звезда).
4. Настроить параметры сетевых карт (протокол TCP/IP)
5. Установить рабочую группу.
6. Попробовать соединиться с другими компьютерами, принадлежащим к рабочей группе.