План организации работы:
1. Определение формы мероприятия (классный час, заседание школьного парламента, диспут и др.).
2. Планирование мероприятия для обучающихся.
3. Привлечение педагога-психолога, социального педагога для проведения мероприятия с обучающимися.
4. Тиражирование памятки (Приложение 4.1 в электронной форме) для обучающихся по тестированию, формы для заключения информированного согласия (обучающихся 15 лет и старше).
5. Подготовка презентации на тему: «Социально-психологическое тестирование: вместе противостоим беде».
Одним из необходимых условий сокращения масштабов незаконного потребления наркотиков является организация и проведение профилактической работы среди детей, подростков и молодежи.
7 июня 2013 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее - Закон), вступивший в силу 5 декабря 2013 года и направленный на раннее выявление незаконного потребления обучающимися образовательных организаций наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии со статьей 53.4 Закона раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя два этапа:
- социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательной организации (далее - тестирование);
- профилактические медицинские осмотры обучающихся в специализированной медицинской организации.
Социально - психологическое тестирование обучающихся проводятся в соответствии с пунктом 15.1 части 3 статьи 28 Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, приказом Минпросвещения России от 20 февраля 2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях», приказом Минобрнауки России от 20 февраля 2020 г. № 239 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования» и направлены на раннее выявление немедицинского потребления обучающимися образовательных организаций наркотических средств и психотропных веществ (выявление детей входящих в группу риска).
Важно отметить, что мероприятия, реализуемые в рамках тестирования, носят выраженный профилактический характер и не ставят целью наказание за употребление наркотиков.
Целью тестирования является выявление наиболее действенных факторов риска и защиты в проблеме наркогенного поведения.
Для проведения тестирования используется единая методика, рекомендуемая Минпросвещения России.
Методика СПТ позволяет определить выраженность ряда социально-психологических факторов, которые не являются непосредственными источниками и причинами зависимости от ПАВ, но увеличивают вероятность ее возникновения, могут способствовать ее проявлению.
Методика не выявляет факт употребления, не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости обучающегося.
В тестировании примут участие обучающиеся с 7 класса.
Перед началом занятия предлагается обратить внимание на важность участия обучающихся в тестировании, результаты которого помогут изучить отношение человека к своей жизни, переживанию трудностей, разногласий с другими людьми и жизненных неприятностей, их преодолению, а также в организации мероприятий в школе в дальнейшем.
С целью мотивирования обучающихся на участие в социально-психологическом тестировании предлагается проведение занятия «Твой выбор». Рекомендуется использовать активные методы (дискуссии, обсуждение полученной информации, ответов на предлагаемые вопросы, практических заданий и т.д.), традиционные методы просвещения в этом случае малоэффективны. Можно рекомендовать привлечение к проведению данного занятия волонтеров, проводить его с включением обучающихся – членов органов школьного самоуправления.
Время проведения занятия: 45 – 60 минут.
В соответствии с особенностями обучающихся ход предлагаемого занятия может меняться: порядок отдельных заданий, одно (при необходимости два задания) задание может быть исключено.
При подготовке к данному мероприятию рекомендуется использовать материалы Ресурсной модели профилактики, размещенные на сайте АОУ ВО ДПО «ВИРО» https://psy.viro.edu.ru/index.php/99-rabotnikam/ooo/113-ooo:
Ресурсная модель профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении. 1 модуль. Методические материалы в помощь педагогам / Научн.редактор Афанасьева Н.В. – Вологда: Изд. центр ВИРО, 2007. - 197 с., в 1-й части сборника: Психология зависимости. Возрастные и личностно-характерологические особенности подростков и юношества как факторы риска формирования зависимости от ПАВ. Конспект лекции. С.49.