Желтым цветом выделены части, в которых можно опустить подробности,




Сегодня на уроке мы продолжим работу над формированием умений правильно и логично излагать свои мысли; точно использовать языковые средства при передаче материала.

Работаем устно

Сжатое изложение

Сегодня мы будем писать сжатое изложение. Что же значит «сжато пересказать текст»? Чем сжатое изложение отличается от подробного?

А почему так важно уметь излагать сжато?

 

 

Разбираем вместе

Изложение – это передача в письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста, законченного высказывания, имеющего начало, развитие мысли и концовку. Вы помните, что предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически. Поэтому важно при написании изложения соблюдать последовательность микротем, всех частей текста. Они помогают раскрыть его тему и основную мысль.

Чтобы написать сжатое изложение, нужно уметь разграничивать существенную информацию, то есть ту, в которой заключена главная мысль текста, то, что хотел сказал автор,

и дополнительную информацию, второстепенную, не особо важную для понимания идеи текста.

Для этого необходимо внимательно прослушать или прочитать текст, вникнуть в его

содержание – понять основную мысль, определить ведущий тип речи (описание, повествование,

рассуждение), чтобы сохранить его при пересказе.

Чтобы избежать ошибок, важно определить, какие слова в нём можно считать ключевыми.

Ключевые слова и словосочетания исходного текста используются для составления плана

изложения.

Как составить сложный план

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Выделите смысловые части (абзацы) и озаглавьте их. Это и будут пункты плана.

3. Учитывая ключевые слова и словосочетания, выделите микротемы и озаглавьте их. Это будут подпункты плана.

4. Проверьте, все ли микротемы, отражённые в тексте, вошли в план.

Приёмы сжатия текста

Исключение подробностей и деталей Необходимо сначала выделить главную информацию с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать второстепенные детали, объединить важное и составить текст.
Обобщение однородных явлений Нужно выделить те действия, предметы, признаки, которые можно объединить, затем подобрать к ним слова, помогающие обобщить информацию, и составляем новый текст.
Упрощение сложных форм (сочетание исключения и обобщения) Если несколько простых предложений рассказывают об одном и том же, их можно соединить в одно сложное предложение.

 


Рассмотрим текст.

 

Памятник подлецу.

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму,

подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже

немного хвои из леса и посыпали вокруг землю.

Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала

гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и, вечером, если вы проходили

мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное

дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно отрубил ему голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, смотрели с болью,

содроганием, гневом…

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку». Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

Татьяна Тэсс затрагивает очень важную для всех нас проблему …

Работа над содержанием текста

-Так почему же текст назван «Памятник подлецу»?

Текст так называется, потому что в нем идет речь о срубленной ели, которая впоследствии стала памятником подлецу – тому человеку, который ее срубил.

-Какова тема этого текста? (О чем?)

Тема текста – ель, которая являлась гордостью всего дома.

-А какая идея? (Ради чего написано)

Идея текста – бережное отношение к природе, ко всему живому.

Почему, говоря о елке, автор использует слова «мертвые», «умерла», «убитое дерево», словно он говорит о человеке?

Автор сравнивает ель с отрубленной верхушкой, с человеком, которому отрубил голову палач? Как мы назовем такой прием?

Автор сравнивает ель с человеком для того, чтобы показать, что природа требует к себе бережного отношения, такого же, как ко всем людям.

Автор использует в данном тексте такие приемы как олицетворение и сравнение.

Обрати внимание

Желтым цветом выделены части, в которых можно опустить подробности,

Записать короче.

2. Сложные формы упрости, сделай короче (4-5 абзац)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: