Основные виды материалов, их особенности




Вторник)

Дисциплина: Основы художественного проектирования одежды

Группа 85

Урок №31.

Тема урока: «Построение силуэтных форм костюма»

 

Цель урока:

1.Научить учащихся применять силуэтные, конструктивные, декоративные линии в процессе создания костюма с учетом свойств ткани.

2.Развивать образное мышление.

3.Воспитывать эстетический вкус.

 

Материалы урока.

Задача урока- Определение понятий «форма», «силуэт». Классификация силуэтов одежды. Основные линии силуэтов и их назначение для характеристики формы. Структура материала. Элементы мягкости и жесткости пластической формы.

 

Форма одежды.

Изменение формы одежды — сутьявления моды. Основнаязадача дизайнера одежды — создание художественно- выразительной формы.

Форма изделия должна соответствовать его внутреннему содержанию.

Костюм - это объемно-пространственная структура, облачённая в свою форму. Границей этой структуры, вычленяющей и организующей ее доминантой является форма.

Основными признаками формы являются целостность и структура (организация всех элементов формы). Структура формы костюма характеризуется определеннымстроем элементов костюма, который задается самим строением фигуры человека. Проектирование костюма всегдаследует начинать с анализа взаимодействия формы костюма и фигуры человека.

Костюм объемной формы или модель, выполненная из легких неформоустойчивых материалов, в процессе движения вместе с фигурой значительно изменяет вид своей формы. Зачастую большой объем формы полностью нивелируется использованием мягких пластических тканей для костюма;

Необходимо учитывать факт изменения формы силуэта

Изменение хотя бы одной части или элемента формы влечет за собой изменение других ее частей и элементов.

Свойства формы костюма:

- геометрический вид (линейная, плоскостная, объемная формы);

- величина (размеры);

- масса;

- силуэт;

- поверхность (плоская, выпуклая, вогнутая, криволинейная и т.п.);

- фактура;

- цвет.

Форма костюма — это объемно-пространственная характеристика модели. Саму форму характеризует силуэт.

Силуэт — это плоскостное выражение формы. Смена тенденций в развитии моды определяется сменой силуэтных форм. Линии, описывающие контуры силуэта, называется силуэтными. Чтобы получить исчерпывающую характеристику формы костюма анализируют ее фронтальный (анфас) и профильный (вид сбоку) силуэты.

Один и тот же силуэт можно получить путем различных конструктивных решений формы. Форма костюма, как правило, состоит из некоторого числа частей и объемов, которые при помощи конструктивного соединения объединяет в одно целое.

Силуэт, как правило, состоит из нескольких форм, простых или сложных, которые для простоты характеристик сравнивают с геометрическими формами: прямоугольником, трапецией, овалом и др.

все многообразие силуэтных форм одежды выражено в нескольких основных видах: прямой, трапециевидный, полуприлегающий, прилегающий, овальный. Рассмотрим каждый из них.

Прямой силуэт Этот вид силуэта является одним из самых распространённых. Геометрическая фигура-символ прямоугольник или квадрат, в зависимости от пропорциональных отношений вертикальных и горизонтальных размеров формы. Одежда прямого силуэта позволяет нивелировать многие недостатки фигуры, так как линия талии в этом силуэтном виде одежды не акцентируется.

Трапециевидный силуэт

Геометрическая фигура-символ— трапеция. Линия плеча в плечевой одежде и линия талии в поясной выражаются верхним основанием трапеции, а линия низа изделия— большим нижним основанием. Степень расклешения из-за характеризуется разницей между величинами верхнего нижнего оснований трапеции. Вариант трапециевидного силуэта с небольшой степенью расклешения по низу изделия определяют как силуэт «А».

Полуприлегающий силуэт

Фигура-символ— две трапеции, верхняя из которых перевернута и своим малым основанием лежит на уровне талии. Разница между верхними и нижними основаниями трапеций незначительная, поэтому силуэт характеризуется умеренными пропорциями, по существу, приближенными к естественным пропорциям фигуры носителя. Линия талии в таком силуэте располагается на естественном месте, а сам он повторяет контуры фигуры человека, обладая при этом достаточным объемом. Полуприлегающий силуэт— пример нюансных отношений в костюме. Характеристикой этого силуэта являются нюанс форм костюма, его объемов и масс.

Этот вид силуэта характеризуется высокой степенью прилегания к фигуре. Он объединяет в себе два различных варианта его формы.

Первая форма «Х». Фигура-символ— две трапеции, соединенные между собой малыми основаниями по линии талии. Этот силуэт построен по принципу контраста форм. В контрастных отношениях находятся большое основание верхней трапеции, характеризующее линию плеча, и широкое основание нижней трапеции, характеризующее линию низа изделия. Низ юбки в таком силуэте сильно расширен, талия тонкая, а лиф плотно облегает фигуру. Если юбка имеет значительную длину и большое расклешение по низу, то степень контрастности будет высокой. При этом в контрастных отношениях будут находиться массы лифа и юбки.

Вторая форма получила название «песочные часы». В отличие от первой формы «Х» композиция силуэта «песочные часы» строится по принципу нюанса. Фигура-символ— самая из всех видов силуэтов. Её можно сравнить двумя фигурами, верхняя из которых перевернутая трапеция, малым своим основанием лежащая на линии талии, которая в этом силуэте тонкая и подчеркнутая. Нижняя фигура имеет варианты. Ею могут быть как трапеция, так и прямоугольник, в зависимости от степени расклешения юбки. Юбка в таком силуэте всегда малообъёмная, прямая или зауженная книзу, различной длины. В целом из этих двух фигур получается силуэтная форма маленьким, облегающим фигуру лифом и малообъемной юбкой.

Овальный силуэт

Этот вид силуэта наименее востребован при проектировании одежды. Фигура-символ— овал. Этот силуэт характеризует округлая, мягкая линия плеча и зауженная илу юбка. Силуэт отличает наполненность форм, имеющих в области талии и бедер наибольший объем. Очень часто одежда такого силуэта имеет по низу кулиску, обеспечивающую стягивание формы внизу. Такой силуэт чаще всего используется при разработке верхней одежды, преимущественно молодежных групп. Впределах всех описанных силуэтов возможны модификации. Силуэты могут расширяться, приобретая большую наполненность и сужаться; удлиняться и укорачиваться

Виды линий

Формообразование частей одежды осуществляется главным образом конструкцией. Чем сложнее конструкция, тем многообразнее могут быть линии, выражающие её. При решении одежды применяют линии прямые, кривые, вертикальные горизонтальные, короткие, длинные.

В одежде различают четыре основные группы линий: силуэтные, конструктивные, конструктивно-декоративные, декоративные (рис. 3.4).

– линии, создающие внешнее очертание, контур одежды. Они придают силуэту выразительность, определяют пропорции, способствуют раскрытию замысла, выражают направление моды. К силуэтным линиям в одежде относятся: линии талии, линия плеча, линия горловины, линия груди, линия бедер, линия низа.

Конструктивные линии. К ним относятся линии, соединяющие детали (швы) и линии, создающие форму (вытачки, складки).

Основными конструктивными линиями являются: плечевые швы, боковые швы лифа и юбки, шов по линии талии, швы втачивания рукавов и нижние швы рукавов, вытачки, рельефы, подрезы.

Конструктивно-декоративные – линии, которые обычно несут двойную нагрузку, то есть это конструктивные линии, но декоративно оформленные (строчкой, вышивкой, кантом, тесьмой и т. п.). В таком случае конструкция выполняет эстетическую функцию, она обогащает форму (это рельефы, линии кокеток, подрезов, отделанные строчкой, тесьмой)

Декоративные линии являются решающими при разработке фасона. К ним относятся линии, образуемые различными элементами отделок: вышивкой, кантами и т.п., обогащающими внешний вид модели. Декоративными можно считать и контурные линии деталей: воротники, лацканы, карманы.

Вертикальные линии выражают строгость, лаконичность, способствует зрительному удлинению фигуры.

Горизонтальные линии определяют устойчивость статичность модели, зрительно расширяют фигуру.

Диагональные линии выражают движение, динамику, характерны для построения одежды с асимметричными формами деталей.

Главные линии композиции организуют силуэт и форму, выражают замысел композиции.

Второстепенные линии должны быть согласованы и увязаны с главными.

 

 

<="" p="">


Рис. 3.4. Определение различных видов линий в костюме:

 

С – силуэтные,

К – конструктивные,

К-Д – конструктивно-декоративные,

Д – декоративные

 

Основные виды материалов, их особенности

Работая над силуэтом будущего изделия, мы должны помнить о том, что есть ткани, которые хорошо держат форму (тафта, плотная шелковая ткань, лен с лавсаном), есть ткани, хорошо драпирующиеся (креп-сатин, бархат), ткани струящиеся (шелковый атлас, шифон), облегающие (лайкра, трикотаж), объемные (букле, мех, махровая ткань).

Таким образом, уже за счет одной фактуры ткани дизайнер получает практически неограниченные возможности для творчества, позволяющие добиться любого эффекта, ведь каждая ткань имеет свои достоинства, важно только знать их и уметь ими правильно воспользоваться.

Трикотажные полотна пластичны, эластичны, не стесняют свободы движений, мягкие. Они идеальны для облегающих моделей и спортивных костюмов (джерси, вязаные полотна, бархат на трикотажной основе и т.д.).

Эластичные ткани могут быть растяжимыми как в продольном, так и в поперечном направлении. Очень практичны также биэластичные (растяжимые в обоих направлениях) ткани для облегающих моделей (эластичный хлопок, джерси, лайкра, мастичный папийон).

Креповые ткани имеют зернистую поверхность, на ощупь напоминающую песок. Они благородны, красиво ниспадают и хорошо драпируются.

Шерстяные ткани имеют слегка шероховатую поверхность. Они достаточно хорошо держат форму, поэтому идеальны для костюмно-плательного ассортимента.

Хлопчатобумажные и льняные ткани обладают пассивной фактурой, поэтому они дают возможность максимально использовать декор. Кроме того, они гигроскопичны и гигиеничны, что дает возможность использовать их для изделий летнего ассортимента.

Кроме тканей, поверхность которых определяется видом переплетения, в дизайне одежды широко используются и другие материалы, поверхность которых характеризуется уже другими качествами. Такими материалами являются: искусственная и натуральная кожа, мех, замша, разнообразные пленки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: