Первой организационной формой валютной системы является золотой стандарт, который утвердился в промышленно развитых странах к концу 19 века. Сложившаяся система золотого стандарта получила юридическое подтверждение в результате Парижского соглашения 1867 г., которое признало золото единственной формой мировых денег. Парижская валютная система базировалась на следующих структурных принципах:
1. Основой системы является золотомонетный стандарт.
2. Каждая валюта имела золотое содержание. В соответствии с золотым содержанием валют устанавливался их золотой паритет, т. е. валюта свободно конвертировалась в золото. Золото было признано как общемировые деньги.
3. Сложился режим свободно плавающих курсов валюты, причем колебания допускались в пределах золотых точек.
Если рыночный курс золотой монеты отклонялся от паритета, основанного на золотом содержании, то должники предпочитали расплачиваться по международным обязательствам золотом, а не иностранной валютой. Золотой стандарт в известной степени играл роль стихийного регулятора платежных балансов международных расчетов.
Золотой стандарт был относительно эффективен до первой мировой войны, когда действовал рыночный механизм выравнивания валютного курса.
Но уже к 20 веку появилась тенденция к снижению роли золота, уже тогда неразменные на золото кредитные деньги вытесняли золото из обращения. Кроме того, регулирующий механизм золотого стандарта переставал действовать при мировых экономических кризисах. 1 мировая война ознаменовала собой первый мировой экономический кризис, и фактически золотой стандарт перестал существовать как денежная и как валютная система. С начала войны банки перестали обменивать кредитные деньги на золото и постоянно увеличивали объемы эмиссии кредитных денег для покрытия военных расходов. Таким образом, внутреннее золотое обращение было ликвидировано и это естественно развязало инфляцию и привело к обесценению валют.
|
В 1922 г. было решено создать вторую валютную систему – Генуэзскую. Был установлен золотодевизный стандарт, основанный с одной стороны на золоте, а с другой стороны – на валютах ведущих стран мира, которые конвертировались в золото. Платежное средство в иностранной валюте стали называть девизами.
Вторая валютная система была юридически оформлена международным соглашением на Генуэзской экономической конференции с 1922 года начала функционировать, опираясь на следующие принципы:
1. Ее основой было золото и девизы (иностранная валюта). В результате около 30 стран базировались на золото – валютном стандарте, национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве международных платежных средств, но статус резервной валюты не был официально закреплен ни за одной валютой.
2. Были сохранены золотые паритеты, т. е. сохранялась конверсия валют в золото и она осуществлялась не только непосредственно, но и через другие валюты.
3. Был восстановлен режим свободно колеблющихся курсов.
4. Валютное регулирование осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций, совещаний.
С 1928 года наступила относительная стабилизация. Но стабилизация была непрочной по следующим причинам:
· вместо золотомонетного стандарта были введены урезанные формы как денежной, так и валютной системы;
|
· процесс стабилизации растянулся на несколько лет;
· уже сами методы валютной стабилизации предопределяли ее шаткость, например, в большинстве стран была проведена девальвация (Польша, Германия), она была близка к нуллификации. Французский франк девальвировал на 80 %. Единственной страной, проводившей ревальвацию, была Англия. Эта стабилизация была достигнута за счет иностранных кредитов.
После 1 мировой войны все валютные центры были перемещены в США, что тоже было обусловлено рядом причин:
1. Рост валютного и экономического потенциала США.
2. США превратилась из страны - должника в страну – кредитора.
3. Произошло перераспределение мировых валютных запасов, 46 % от запасов капиталистических стран находилось в США.
4. В США сохранился золотой стандарт, и курс доллара по сравнению с западными странами постоянно рос по сравнению с западноевропейскими странами.
Мировой кризис 1929 – 1933 годов заставил большинство стран отказаться даже от урезанных форм золотого стандарта.
Главные особенности мирового валютного кризиса заключались в следующем:
1. Цикличный характер: он переплелся с мировым экономическим и денежно-кредитным кризисом.
2. Структурный характер: потерпела крушение система золотодевизного стандарта.
3. Большая продолжительность (1929 – 1936 гг.).
4. Появление массы «горячих» денег, которые перемещались стихийно из одной страны в другую с целью получения сверхприбылей в спекулятивной сфере, а отсюда внезапность притока и оттока усиливало колебание валютных курсов и нестабильность платежных балансов.
|
В результате валютного кризиса Генуэзская валютная система утратила эластичность и стабильность, но, несмотря на прекращение размена банкнот на золото во внутреннем обороте, сохранялась валютная конвертируемость по соглашению с центральными банками США, Великобритании, Франции. Вся мировая валютная система распалась на ряд отдельных валютных блоков.
Валютный блок – это группировка стран, зависимых в экономических, финансовых, валютных отношениях от страны, которая возглавляла этот блок, и по отношению к которой они должны были поддерживать курс своей валюты на определенном уровне.
Для валютного блока характерны следующие черты:
· курс зависимой валюты прикреплен к валюте страны, возглавившей блок;
· все международные расчеты проводятся в валюте страны-главы;
· все валютные резервы хранятся в стране лидере;
· обеспечением зависимых валют служат казначейские векселя и облигации государственных займов стран-лидеров.
Основные блоки – Стерлинговый (1931) г., Долларовый блок (1933 г.) – возникли сразу после отмены золотого стандарта.
В июне 1933 г. на Лондонской международной конференции страны, которые стремились сохранить золотой стандарт (страны Бенилюкс, Франция, Швеция) создали золотой блок (они постепенно поддерживали золотое содержание своих валют), но они постоянно терпели убытки. И по истечении нескольких лет блок распался. Распад мировой валютной системы на несколько блоков, потеря прямой связи валют с золотом, неустойчивость валют – все это крайне отрицательно сказывалось на внешнеэкономических отношениях. Объем международной торговли упал за пять лет (с 1930-го года) в 2 раза. По всей Западной Европе началось обесценение валют, доллар США девальвировал на 41 %. Сложившаяся ситуация требовала принятия каких-либо мер по стабилизации хотя бы основных валют. Таким образом, к кризису Генуэзской валютной системы возник вопрос о необходимости выработки международных норм, которые регулируют внешнеэкономические отношения. В 1944 г. было заключено Бреттон-Вудское соглашение, которое положило начало формированию третьей валютной системы. Принятые на конференции статьи соглашения (Устав Международного валютного фонда – МВФ) определили основные принципы функционирования послевоенной мировой валютной системы капитализма:
1. В основу системы был положен золотодевизный стандарт, который был основан на золоте и двух резервных валютах – долларе США и фунте стерлингов.
2. Сохранялись золотые паритеты валют и вводилась их фиксация в рамках МВФ; золото продолжало использоваться как международное платежное и резервное средство.
3. Опираясь на свой возросший экономический потенциал и золотой запас, США приравняли свою валюту к золоту, чтобы закрепить за долларом статус главной резервной валюты.
4. С этой целью казначейство США продолжало разменивать доллар на золото иностранным центральным банкам и правительственным учреждениям по официальной цене, установленной в 1934 г., исходя из золотого содержания своей валюты (35 долларов за тройную унцию, равную 31,1035 г).
5. Валютные ограничения подлежали постепенной отмене, и для их введения требовалось согласие МВФ.
6. Предусматривалось введение взаимной обратимости валют; курсовое соотношение валют и их конвертируемость стали осуществляться на основе фиксированных валютных паритетов, выраженных в долларах.
7. Устанавливался режим фиксированных валютных курсов: рыночный курс валют мог отклоняться от паритета в узких пределах (+- 1 % по Уставу МВФ и +_ 0,75 % по Европейскому валютному соглашению); для соблюдения пределов колебаний курсов валют центральные банки были обязаны проводить валютную интервенцию в долларах.
8. Девальвация свыше 10 % допускалась лишь с разрешения Фонда.
Именно на конференции в Бреттон-Вудсе был основан МВФ для внедрения руководством принятой системы. Страны – члены МВФ обязались поддерживать курсы своих валют на уровне фиксированных паритетов, регулируя отклонения на уровне валютных интервенций, которые всегда проводились в долларах. Так утвердился долларовый стандарт. Бреттон-Вудская система была призвана компенсировать отсутствие свободного обмена валют на золото, т. е. была разработана и принята валютная система, основанная на фиксации обменных курсов валют. Таким образом, одной из основных особенностей данной валютной системы является то, что реальная покупательная способность валют устанавливалась не автоматически, как прежде, а с помощью регулирующих мер со стороны стран-участниц. Т. е. правительство страны должно было установить новый паритет своей валюты и проводить в жизнь внутреннюю экономическую политику, исключающую появление денежного дисбаланса в стране.
После окончания II мировой войны были оформлены следующие валютные зоны: стерлинговая; долларовая; французского франка; португальского эскудо; испанской песеты; голландского гульдена.
Сохраняя основные черты валютных блоков, валютные зоны отражали новые явления, связанные с усилением государственного регулирования валютно-финансовых и торговых отношений между их участниками. Во-первых, межгосударственные соглашения приобрели важную роль в оформлении и функционировании валютных зон.
Во-вторых, в отличие от валютных блоков внутренний механизм валютных зон характеризовался единым валютно-финансовым режимом, единой системой валютных ограничений, централизованным пулом золотовалютных резервов, которые хранились в стране гегемоне, льготным режимом валютных расчетов внутри группировки. Распространение одинакового валютного контроля на все страны-участницы валютной зоны придало ей официальный характер.
В-третьих, международные экономические соглашения участников группировки обычно заключались страной, возглавлявшей зону. Механизм валютных зон был направлен против экспансии иностранного капитала.
С конца 60–х годов наступает кризис Бреттон-Вудской валютной системы, и причины кризиса заключаются в следующем:
1. Неустойчивость и противоречивость развития мировой экономики. Начало валютного кризиса в 1967 г. совпало с замедлением экономического роста. Мировой экономический кризис охватил экономику Запада в 1969 – 1970, 1974 – 1975, 1979 – 1983 гг.
2. Усиление инфляционных процессов в капиталистических странах, которое отрицательно влияло на мировые цены и конкурентоспособность фирм, поощряло спекулятивные перемещения «горячих» денег. Различные темпы инфляции в отдельных странах оказывали разное влияние на динамику курса валют, а снижение покупательной способности национальных валют создавало для «курсовых перекосов».
3. Нестабильность платежных балансов. Хронический дефицит балансов одних стран (особенно Великобритании и США) и активное сальдо других (ФРГ, Японии) усиливали резкие колебания курсов валют соответственно вниз и вверх.
4. Несоответствие принципов Бреттон-Вудской системы изменившемуся соотношению сил в мировой экономике. Валютная система, основанная на международном использовании подверженных обесценению национальных валют (доллара и отчасти фунта стерлингов), пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие Бреттон-Вудской системы усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платежных балансов национальными валютами, злоупотребляя их статусом резервных валют. В итоге была подорвана устойчивость резервных валют.
Кризис Бреттон-Вудской валютной системы проявлялся в следующих формах:
1. «Валютная лихорадка» – перемещение «горячих денег», массовая продажа неустойчивых валют в ожидании их девальвации и скупка валют – кандидатов на ревальвацию.
2. «Золотая лихорадка» – бегство от нестабильных валют к золоту и периодическое повышение его цены.
3. Паника на фондовых биржах и падение курсов ценных бумаг в ожидании изменения курса валют.
4. Обострение проблемы международной валютной ликвидности.
5. Массовые девальвации и ревальвации валют (официальные и неофициальные).
6. Резкие колебания величины официальных золотовалютных резервов и их перераспределение между странами.
7. Усиление двух тенденций в международных экономических и валютных отношениях – сговора и конкурентной борьбы, которые периодически перерастали в торговые и валютные войны.
В результате появилась четвертая валютная система – Ямайская, возникновение которой было предопределено структурными изменениями в мировой системе хозяйствования. Принципы новой валютной системы были официально оформлены соглашением стран – участниц МВФ в Кингстоне (Ямайка) в 1976 – 1978 гг. После его ратификации в 1978 г. были внесены поправки в Устав МВФ.
Основные принципы Ямайской валютной системы состоят в следующем:
1. Вместо золотодевизного стандарта официально веден стандарт СДР. Эта новая международная счетная денежная единица объявлена базой валютной системы, основой валютных паритетов, а в перспективе – ведущим международным платежным и резервным средством. Однако фактически под прикрытием СДР сохранился долларовый стандарт: доллар на тот момент служил главным средством валютных интервенций и основой паритетов 31 валюты, а СДР – только 12 (на июнь 1985 г.).
2. Юридически завершилась демонетизация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото. По ямайскому соглашению золото не должно служить мерой стоимости и точкой отсчета валютных курсов.
3. Странам-членам МВФ было предоставлено право выбора любого режима валютного курса. Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран (с марта 1973 г.) не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютные интервенции.
4. Усилено межгосударственное регулирование национальных валютных систем через МВФ (но оно не привело к стабилизации мировой валютной системы).
5. Сохранена преемственность новой мировой валютной системы с предыдущей. Это можно обнаружить при сопоставлении Ямайской и Бреттон-Вудской валютных систем (за стандартом СДР скрывается долларовый стандарт).
В действующей Ямайской валютной системе механизм валютных курсов представляет собой режим множественности валютных курсовых соотношений, причем принятое соглашение не копирует со стопроцентной точностью систему плавающих валютных курсов в ее чистом виде. Т. к. на внешнем валютном рынке имели место разные типы валютных интервенций, то новую валютную систему точнее назвать системой скорректированных плавающих курсов.
Таким образом, Ямайская валютная система узаконила режим плавающих валютных курсов, а также механизм национального и межгосударственного регулирования при формировании курсовых соотношений. Странам – членам МВФ было предоставлено право выбора курсовых соотношений, исключалась только возможность выражения паритетов волют в золоте. При плавающих курсах валют большинство стран сохраняло привязку к сильным валютам.
Введение плавающих курсов вместо фиксированных не обеспечивало их стабильность, несмотря на огромные затраты на валютные интервенции. При этом кредитные возможности МВФ оставались достаточно скромными по сравнению с международными финансовыми потоками и дефицитом платежного баланса.
В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕЭС создали свою региональную валютную систему ЕВС, которая функционирует с 1979 г.
Создание ЕС преследовало следующие цели:
1. Сформировать экономический и политический союз на базе межгосударственного регулирования хозяйственной жизни; превратить ЕС в супергосударство.
2. Укрепить позиции западноевропейского центра для противоборства с монополиями США и Японии на мировом рынке.
3. Коллективными усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся страны – бывшие колонии западноевропейских держав.
Западноевропейская интеграция отличается тремя особенностями:
1. ЕС прошел путь от общего рынка угля и стали шести стран до интегрированного хозяйственного комплекса и политического союза 12, а в ближайшее время 15 –16 государств.
2. Институциональная структура ЕС приближена к структуре государств – членов и включает в себя следующие органы.
· Европейский совет (с 1974 г. совещания глав государств и правительств стран – членов стали верховным органом ЕС).
· Совет министров – законодательный орган (принцип консенсуса с июля 1987 г. заменен принципом квалифицированного большинства с вступлением в силу Единого европейского акта; представители стран – членов работают в 50 комитетах Совета министров).
· Комиссия ЕС (КЕС) – исполнительный орган;
· Европейский парламент – консультативный орган; он контролирует деятельность КЕС и Совета министров, утверждает бюджет ЕС; его полномочия расширены в соответствии с Маастрихским договором.
· Суд ЕС – орган надзора за соблюдением правовых норм.
· Экономический и социальный комитет – консультативный орган, в составе которого работают представители предпринимателей, профсоюзов и т. д.
3. Материальной основой интеграционного процесса являются многочисленные совместные фонды, часть которых сформирована за счет общего бюджета ЕС.
Страны – члены ЕЭС координируют свои действия в валютно-финансовой области. С 1 июля 1991 г. началось осуществление I этапа создания валютно-финансового экономического союза стран ЕЭС. Вначале на территории 8 стран из 12, была введена полная свобода движения капиталов и открытие любых валютных счетов гражданами этих государств, а с 1992 г. этот порядок был распространен на остальные страны.
Введение единого Европейского рынка капиталов означает, что хозяйства этих стран настолько взаимосвязаны и настолько интегрированы, что теряет смысл само явление – бегство капиталов.
Таким образом, в Европе складывается единый однородный комплекс, в рамках которого можно не бояться перемещения капиталов (перелива капитала из одной отрасли в другую). Именно с целью стабилизации валютного курса была создана ЕВС и европейская расчетная единица – ЭКЮ, которая получила определенный статус платежного средства между фирмами, государствами, и которая являлась составным элементом ЕВС.
К элементам ЕВС можно отнести следующее:
1. Поддержание рыночного валютного курса.
2. Механизм кредитной помощи правительствами на двухсторонней основе и за счет европейского фонда валютного сотрудничества.
3. Специальная расчетная единица – ЭКЮ, а с 01.01099 – евро.
Этот процесс получил свое логическое завершение в ходе Маастрихского соглашения, в соответствии с которым в странах ЕВС с 01.01.99г. вводится единая валюта – евро, сначала как расчетная единица, а затем как общая валютная единица для всех стран с расчетом на то, что национальные валюты естественным образом отомрут.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
Характерная черта современности — развитие региональной экономической и валютной интеграции, прежде всего в Западной Европе. Причинами развития интеграционных процессов являются: 1) интернационализация хозяйственной жизни, усиление международной специализации и кооперирования производства, переплетение капиталов; 2) противоборство центров соперничества на мировых рынках и валютная нестабильность.
С ноября 1993 г. вступило в силу Маастрихтское соглашение об образовании Европейского политического, экономического и валютного союза (сокращенное название — Европейский союз (ЕС)).
Цели ЕС следующие:
1) создать экономический и политический союз на базе межгосударственного регулирования хозяйственной жизни; превратить ЕС в супергосударство,
2) укрепить позиции западноевропейского центра для противоборства с монополиями США и Японии на мировом рынке,
3) коллективными усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся страны — бывшие колонии западноевропейских держав.
ЕВС — это международная (региональная) валютная система — совокупность экономических отношений, связанная с функционированием валюты в рамках экономической интеграции; государственно-правовая форма организации валютных отношений стран «Общего рынка» с целью стабилизации валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов. ЕВС — подсистема мировой валютной системы (Ямайской). Особенности западноевропейского интеграционного комплекса определяют структурные принципы ЕВС, отличающиеся от Ямайской валютной системы.
1. ЕВС базировалась на ЭКЮ — европейской валютной единице. Условная стоимость ЭКЮ определялась по методу валютной корзины, включающей валюты 12 стран ЕС. Доля валют в корзине ЭКЮ зависела от удельного веса стран в совокупном ВВП государств — членов ЕС, их взаимном товарообороте и участия в краткосрочных кредитах поддержки.
2. В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота, ЕВС использовала его в качестве реальных резервных активов. Во-первых, эмиссия ЭКЮ была частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% официальных золотых резервов стран ЕВС в ЕФВС.
3. Режим валютных курсов был основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний
4. В ЕВС осуществляется межгосударственное региональное валютное регулирование путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.
К декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий, в частности, поэтапное формирование валютно-экономического союза. Договор о Европейском союзе подписан 12 странами ЕС в Маастрихте (Нидерланды) в феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Позднее к ЕС присоединились Австрия, Финляндия, Швеция.
В соответствии с Маастрихтским договором экономический и валютный союз реализуется в три этапа.
Первый этап (1 июля 1990 г. — 31 декабря 1993 г.) — этап становления экономического и валютного союза ЕС (ЭВС). В его рамках были осуществлены все подготовительные мероприятия, необходимые для вступления в силу соответствующих положений Маастрихтского договора о Европейском Союзе.
Второй этап (1 января 1994 г. — 31 декабря 1998 г.) был посвящен дальнейшей, более конкретной подготовке стран-членов к введению евро. Главным организационным событием этого этапа стало учреждение Европейского валютного института (ЕВИ), выступающего как предтеча Европейского Центрального банка (ЕЦБ), основной задачей которого являлось определение правовых, организационных и материально-технических предпосылок, необходимых ЕЦБ для выполнения своих функций, начиная с третьего этапа введения евро. ЕВИ отвечал также за усиление координации национальных денежных политик стран-членов в преддверии становления ЭВС и в этом качестве мог выносить рекомендации их центральным банкам.
Третий этап перехода к единой валюте (1999—2002 гг.). С 1 января 1999 г. фиксируются валютные курсы евро к национальным валютам стран — участниц зоны евро, а евро становится их общей валютой. Она заменяет также ЭКЮ в соотношении 1:1. Начала свою деятельность Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), которая использует евро для формирования единой денежной политики стран-участниц. ЕСЦБ также поощряет внедрение евро на мировые валютные рынки: ее собственные операции на этих рынках производятся и выражаются только в евро.
В 1999—2002 гг. во взаимных безналичных расчетах параллельно используются евро и привязанные к ней национальные валюты, осуществляется номинация в евро всех государственных и частных финансовых активов и пассивов зоны. Начала осуществляться единая денежно-кредитная и валютная политика Евросоюза и деятельность наднациональных банковских институтов ЕС.
• С 1 января 2002 г. выпуск в обращение банкнот и монет евро, параллельное обращение с национальными валютами стран-членов, обмен последних на евро.
• С 1 июля 2002 г. изъятие из обращения национальных валют и полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро.
Единая денежная и валютная политика Евросоюза формулируется странами-членами через Совет ЕС, в том числе заседающий в составе их министров финансов (ЭКОФИН), при принятии решений квалифицированным большинством голосов и после консультаций с Европарламентом и Европейским центральным банком (ЕЦБ). Основными целями экономической, денежной и валютной политики на ближайшую перспективу является стимулирование экономического роста и занятости при обеспечении стабильности цен и укреплении международных позиций евро. С 1 января 1999 г. конкретное наполнение этой политики и ее реализация переданы Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ) стран-членов, которая состоит из центральных банков стран, перешедших на евро, и наднационального Европейского Центрального банка.
В свою очередь, ЕСЦБ взаимодействует с центральными банками стран-членов, в том числе определяет для каждого из них квоты допустимой эмиссии, проводит текущее наблюдение за конъюнктурой кредитных и валютных рынков ЕС, готовит решения ЕСЦБ и при необходимости осуществляет вместе с национальными ЦБ интервенции в ход развития этой конъюнктуры. При этом основными инструментами политики ЕСЦБ являются:
а) таргетирование (установление целевых ориентиров основных денежных агрегатов с целью контроля над инфляцией);
б) установление пределов колебаний основных процентных ставок, в том числе с целью их сближения по всей зоне евро;
в) операции на открытом рынке;
г) установление минимальных резервных требований для банков.
Цементирующим инструментом зоны евро станет система взаимных расчетов «ТАРГЕТ», управляемая ЕСЦБ.
Регламентированы и взаимоотношения «зоны евро» с остальным миром. Учитывая, что на единую валюту переходят пока 11 из 15 стран ЕС, предусмотрено, что в случаях, когда процесс становления и функционирования евро затрагивает интересы всего Евросоюза, возможны неформальные консультации по возникающим проблемам стран ЕС в полном (заинтересованном) составе с передачей их выводов и рекомендаций в ЭКОФИН.
Политика валютного курса определяется квалифицированным большинством голосов Совета ЕС после консультаций с ЕЦБ. Выход курсов за пределы 15% центрального курса предусматривает принятие корректирующих мер путем совместных интервенций на валютных рынках.
Взаимоотношения между евро и мировой валютной системой регламентируются решениями Совета ЕС (после консультаций с Европарламентом и ЕЦБ) на основе принципа единогласия. Очевидно, страны — члены зоны евро предпочтут сохранить свое индивидуальное членство в МВФ, однако будут выступать как единый блок, связанный коллективной дисциплиной.
В условиях единого валютного и кредитного рынка ЕС ожидается существенная либерализация и унификация правил государственного регулирования ряда финансовых операций, а именно:
а) деятельности страховых компаний и пенсионных фондов, которые получат равные права на инвестирование не только в своих странах, но и в зоне евро. Это позволит им избежать существующей, по сути принудительной концентрации этих вложений прежде всего в национальные государственные ценные бумаги и тем самым существенно диверсифицировать свой портфель;
б) потеряют свою ограничительную, преимущественно национальную, характеристику первичные дилеры по размещению государственных ценных бумаг;
в) станет свободным и трансграничным размещение в зоне евро кредитов под залог недвижимости, что сегодня в ряде стран требует специальных разрешений;
г) национальные правительства станут в меньшей степени контролировать деятельность банков стран-партнеров на своих территориях, что в настоящее время объясняется интересами национальной денежной политики;
д) станут рельефнее различия в налогообложении в отдельных странах, что превратится в самостоятельный фактор их сравнительной конкурентоспособности. В свою очередь, это ускорит интеграцию налоговых систем ЕС. Усилится и движение в пользу. закрытия в ЕС «налоговых гаваней».
Утвержденный порядок введения евро предусматривает, что в переходный период официальные власти и частный бизнес будут иметь значительную свободу выбора его конкретных путей и промежуточных дат, исходя из принципа, что в этой сфере ЕС не будет применять «ни принуждения, ни запрещения». Однако все же установлены определенные правила перевода на новую валюту ряда государственных финансовых операций.
Наиболее простым стал переход к евро для бюджета и институтов ЕС, которые уже давно работают на базе эквивалентного ему ЭКЮ. Соответственно финансы ЕС с 1 января 1999 г. стали выражаться в евро. Облигационные займы ЕС и ЕЦБ со сроком погашения после 1 января 1999 г., номинированные в ЭКЮ, автоматически конвертируются в евро с этой даты, а займы в валютах стран — членов ЕС пересчитываются по их курсам к евро в период до 31 декабря 2001 г.
Решения о способе номинации ценных бумаг принимаются их эмитентами (для акций — собраниями акционеров), причем возможно изменение номинальной стоимости акций либо размера уставного капитала с целью сохранения этих показателей в круглых цифрах. Такая номинация не должна затрагивать прав акционеров или принуждать их к продаже части своего портфеля.