Классификация осужденных в настоящее время




"Воры в законе". Это лица (как и в 50-е года), получившие такое название на специальной воровской сходке, как правило неоднократно судимые и глубоко усвоившие криминальную субкультуру. Они по-прежнему считаются "идейными" преступниками. Абсолютное большинство судимо за корыстные, корыстно-насильственные преступления и сбыт наркотических веществ. Средний срок наказания в местах лишения свободы достигает, по нашим данным, 13-15 лет.

Как и раньше, вступление в сообщество ограничено и связано с соблюдением ряда формальностей. Основные требования к кандидатам следующие: преданность воровской "идее"; обладание организаторскими способностями и преступным опытом; знание воровских "законов"; отсутствие "компрометирующих" данных (служба в армии, работа в ДНД, государственные награды); наличие авторитета среди профессиональных преступников, письменные или устные рекомендации от них. Однако по неформальным нормам поведения нынешние "воры в законе" существенно отличаются от группировок рецидивистов 50-х годов.

Перечисленные выше условия в целом соблюдаются, но даже в этой, своего рода элитарной среде проявляется все сильнее заявляющая о себе паразитарно-анархическая сущность современного профессионального преступника. По выражению одного рецидивиста, "то, что когда-то считалось неполноценным, сегодня, напротив, возвеличено, то, что презиралось, ныне возвышено".

Психология воров, особенно нового их поколения, претерпела существенные изменения, а вместе с тем модифицировались и сами "законы". При изучении личности 73 "воров в законе" оказалось, что 11 из них не имели судимости. Столь грубое отступление от воровских традиций связано с тем, что прием осуществлялся за деньги. Подобные случаи вступления в воровское сообщество "за взятку" стали распространенными и способствовали распределению преступников на "новых" и "старых". Новое поколение считает допустимым такой прием, с помощью которого идет пополнение денежных фондов.

Современные "воры в законе" в отличии от воров 50-х годов стараются тщательно маскировать свой антиобщественный образ жизни под внешне законопослушный. Изменилось и само понятие преступника данного типа. Во-первых, сам он уже не совершает преступлений, а делает это с помощью других лиц ("пехоты"). Во-вторых, его деятельность связана преимущественно с решением организационных вопросов, нередко таких, за которые в 50-е годы сходка приговаривала к смерти. В частности, "вор в законе" стремится устанавливать контакты с работниками правоохранительных органов и иных административных учреждений, он может отступать от любых неформальных норм, лишь бы это шло на пользу ему и его окружению. В-третьих, он отходит даже от занятия кражами. Только четвертая часть изученных "воров в законе" имела отношение к тайному хищению чужого имущества. Остальная масса занималась организацией рэкета, азартных игр и преступлений, связанных с наркоманией. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие "вор в законе" трансформировалось и приняло совершенно иную, причем более социально опасную криминальную окраску.

Тем не менее сегодня следует различать две категории "воров в законе": лиц, жестоко придерживающихся старых воровских традиций (они получили название "нэпманских воров"); преступников, модифицирующих старые положения блатного "закона", устанавливающие новые неформальные нормы поведения применительно к изменившимся социальным условиям. Между ними ведется борьба, в основе которой стоит неприемлемость "старыми" новых воровских установок. Они обвиняют новое поколение "законников" во лжи, корысти, называют их "сторожами" расхитителей и пытаются подорвать их авторитет в среде уголовных элементов. "Новые" стремятся путем подкупа и угроз привлечь на свою сторону наиболее авторитетных представителей старой группировки, а нередко уничтожают их физически.

В целом для данной категории профессиональных преступников типичны следующие принципиальные неформальные нормы поведения, определяющие структуру группировки и некоторые ее функции:

пропаганда преступного образа жизни, воровской "морали", "этики", "справедливости", активное расширение своего окружения путем привлечения молодежи, усвоившей воровские традиции и обычаи;

поддержание тесной связи с лидерами других воровских сообществ, оказание на них влияния, определение "воровской тактики" и формулирование новых неформальных норм поведения;

организация общих денежных фондов и их пополнение;

выявление расхитителей, мошенников и иных лиц, живущих на нетрудовые доходы, с целью установления контроля за ними;

оказание материальной помощи осужденным ворам, их семьям и другим лицам из их окружения;

принятие коллективного решения о проведении воровских сходок и по вопросам, рассматриваемым на них. Повестка сходки определяется в отличие от 50-х годов не одним вором, а группой лиц ("сообщаковой братвой"). Обсуждаемые вопросы предварительно ворам не сообщаются, интересоваться ими не принято и считается подозрительным. Воровская сходка - это форма коллективного решения наиболее важных вопросов "воровской жизни", таких, например, как определение источников пополнения денежных фондов, ликвидация лиц, предавших интересы сообщества, разрешение каких-либо противоречий, возникающих в среде преступников, изменение форм и методов противоправной деятельности. Места сходок определяются заранее, для чего используются любые благоприятные легальные условия - свадьбы, крестины, именины и даже похороны. В условиях ИТУ сходки нередко организуются в областных, межреспубликанских и республиканских больницах для лечения осужденных;

ведение контрразведывательной работы в отношении сотрудников уголовного розыска, что нередко достигается с помощью коррумпированных связей; распространение ложных слухов, дезинформирующих главарей соперничающих группировок; обеспечение безопасности лидеров уголовной среды;

осуществление судейских функций по разрешению возникающих среди преступников конфликтов, рассмотрению совершенных ими проступков и нарушений норм воровской "морали", определение мер наказаний виновным.

В исправительно-трудовых учреждениях эти особо опасные лидеры помимо вышеназванных установок придерживаются некоторых особых норм поведения, обусловленных спецификой условий нахождения осужденных в изоляции. Они должны:

общаться только с лицами себе подобными либо приближенными к воровской касте;

все недозволенное в ИТУ делать через посредников, для чего иметь так называемую "пристяжь" (своего рода слуг). Ее составляют лица, выполняющие за "вора" черновую работу, отдельные поручения ("шестерки"), берущие его вину на себя ("громоотводы"), выполняющие карательные функции ("быки", "солдаты");

иметь нелегальный канал связи с внешним миром ("дорогу"), по которому осуществляется доставка запрещенных предметов, продуктов питания, денег;

руководить группировкой отрицательной направленности, которая по их заданию распространяет ложные слухи в отношении осужденных, вставших на путь исправления, "обрабатывает" вновь прибывших в зону осужденных и т.п.;

занимать наиболее удобные, лучшие места в общежитиях, камерах (около окон, в углах, на первых ярусах коек, нар), столовых, банях, клубах и т.п., что делается в ущерб другим осужденным;

тактически умело подрывать авторитет администрации и актива осужденных, использую допущенные ими ошибки и просчеты, при необходимости провоцировать отдельных сотрудников ИТУ и членов актива на допущение срывов, ошибок; выполнять указания администрации с выгодой для себя и приближенных осужденных, не давать работникам ИТУ никакой информации о внутренней жизни осужденных;

изыскивать возможность работать на престижных, легких работах (бригадирами, нарядчиками, парикмахерами, банщиками), не участвовать в ремонте и строительстве инженерно-охранных сооружений, выполнять нормы выработки за счет других осужденных;

активно выявлять среди работников ИТУ и военнослужащих охраны лиц, могущих вступить в противоправные контакты;

носить по возможности форму не установленного образца, иметь широкий ассортимент предметов туалета.

"Авторитеты". Это профессиональные преступники, занимающее определенное положение в уголовной среде, пользующиеся в силу разных причин и обстоятельств признанным авторитетом. Такие лица есть среди карманных и квартирных воров, мошенников, скупщиков и сбытчиков антиквариата и других преступников.

Эта категория дифференцируется на две группы. Первую условно можно отнести к приближенным "воров в законе", из них рекрутируется воровское сообщество. В зависимости от особенностей преступной деятельности и местных региональных условий "авторитеты" получили разное жаргонные обозначения, что создает неправильное мнение о большом числе самостоятельных, обособленных группировок, имеющих якобы присущую им иерархию, - "фрайера", "козырные фрайера", "блатные", "свояки" и т.п.

Вторая группа преступников является независимой в силу своих материальных возможностей. Она имеет окружение, личную охрану, консультантов. Чаще всего в роли авторитетов выступают крупные шулера и вымогатели, с которыми "воры в законе" вынуждены считаться и идти на определенные компромиссы.

В целом анализируемая категория преступников придерживается правил поведения, характерных для "воров в законе", но в отличие от них не может:

созывать воровские сходки, организовывать общие денежные фонды в местах лишения свободы или распоряжаться средствами собранных "касс";

участвовать в воровских сходках с правом решающего голоса, принимать решения, относящиеся к компетенции "воров в законе";

осуществлять судейские функции, за исключением права решать конфликты, возникшие в своем окружении.

Отдельных лиц из числа этой категории преступников "воры в законе" назначают ответственными за определенный участок противоправной деятельности. Но может быть выдвинуто и другое лицо, которое сразу же занимает положение "авторитета" зоны; в отдельных случаях ему выдается документ ("мандат"), подтверждающий полномочия. Более того, если в ИТУ того или иного региона нет "воров в законе", то "смотрителя зоны" назначают преступники, находящиеся на свободе.

"Шестерки" - категория преступников, стоящая на низшей ступени иерархии, занимающая как бы рядовое положение среди описанных выше "авторитетов". Но без не мыслима жизнь вышеперечисленных категорий преступников. В некоторых регионах их жаргонное обозначение другое. Так, в Якутии они называются "чичиками" ("чичак" в переводе означает "птичка"). Преступная деятельность "шестерок" связана с непосредственным совершением преступлений, выполнением поручений лидеров уголовной среды. Они, например, выступают в роли "наводчиков", сбытчиков похищенного, посредников, связников, сборщиков денежных средств и т.п. В условиях свободы "шестерки" могут возглавлять преступные группы, иметь свое окружение, но при этом строго подчиняются уголовному "авторитету". В местах лишения свободы они составляют окружение лидеров, их прислугу.

"Достойная" смена. Исследование показало, что аналогичные стратификационные процессы наблюдаются среди несовершеннолетних устойчивых преступников. Они также дифференцируются на категории, придерживающиеся уголовно-воровских традиций и занимающие определенное положение в криминальной среде. По данным Н.М. Якушина, в последние 15 лет выделились такие категории несовершеннолетних преступников, которые будучи связаны неформальными нормами, получили название "воров в законе", "шерстяных", "борзых", "пацанов", "опущенных" и т.п. Это наблюдается как в условиях свободы, так и в целом ряде специальных школ для несовершеннолетних правонарушителей, в ВТК. Участники неформальных групп несовершеннолетних во многом копируют свой антиобщественный образ жизни с профессиональных преступников, при этом модифицируя их "законы" и традиции применительно к специфике ВТК и подростковой психологии, устанавливают новые правила межличностных отношений, которые по жесткости и "принципиальности" значительно превосходят нормы, бытующие у взрослых преступников. Заражение воровскими "идеями", как показало изучение, наиболее типично для областных и межреспубликанских больниц, где концентрируются "воры в законе" и где несовершеннолетние находятся вместе со взрослыми, имея возможность постоянного с ними контакта.

Типичным отражением уголовно-воровских традиций в поведении несовершеннолетних являются создаваемые ими группировки в г. Казани, Ульяновске, Йошкар-Оле, которые помимо всего прочего собирают средства для общих касс профессиональных преступников с целью оказания помощи осужденным, находящимся в местах лишения свободы.

Заключение.

В связи с тем, что имеются обще разделяемые ценности, существует реальная возможность для появления принципов поведения. Поскольку образуются группы, члены которых отличаются ориентациями на разные ценности, постольку возможен раскол, так как есть противоречия в интересах.

Потому, что в сообществе есть группы, различающиеся интересами, принципы поведения не способны быть регуляторами поведения. Но в связи с тем, что в общности выделились группы, отличающиеся сплоченностью, усматривающие свое предназначение в сохранении ценностей сообщества, чья деятельность опирается на принципы поведения и, следовательно, пользуется поддержкой сообщества, появляется реальная сила, которая может принудить к исполнению правил поведения, а также нормопорядок, то есть правила применения «своих» законов, порядок исполнения санкций неформальных «кодексов поведения».

Заключенные, которые решились на борьбу за авторитет среди товарищей, уже самим этим фактом противопоставили себя администрации, да и не только ей - они, примкнув к «мы», еще дальше отодвинулись от общества. Не удивительно, что активно поддерживают неформальных лидеров, входят в их окружение заключенные с большими сроками лишения свободы,, проведшие в местах лишения свободы много лет. Они уже порвали всяческие связи с обществом. Им заменило его свое собственное сообщество, где сосредоточены все их интересы, все ценности. Причем это не пассивное, а активное противостояние. Так, например, они не могут признать вину, если сами или другие сомневаются в справедливости приговора. Следовательно они лишаются возможности быть условно досрочно освобожденными. Оставление интересов сообщества приводит их к конфликтам с администрацией.

Таким образом, в наличии неформальных групп противоречие, исходно присущее наказанию в виде лишения свободы, как бы материализуется. Появляются устойчивые группы людей, которые открыто заявляют, что с обществом им не по пути, что администрация мест лишения свободы враг интересам сообщества, что заключенные, сотрудничающие с администрацией, предатели интересов тюремного братства.

Список литературы

1. Криминология. Учебное пособие. М., 1997.

2. Хабаров А. Тюрьма - зона. М., 1996.

3. Кучинский А.В. Преступники и преступления. Законы преступного мира. Паханы, авторитеты, воры в законе. Донецк, 1997.

4. Гуров А.И. Профессиональная преступность. М., 1990.

5. Подлесских Г.Ю., Терешков А.Я. Воры в законе: бросок к власти. М., 1994.

6. Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. М., 1991.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.cooldoclad.narod.ru/


[1][1] От названия игры майдан, человек, который ведет игру.

[2][2] «иван» - пользовались авторитетом среди осужденных, представляли верхушку криминальной среды того времени.

[3][3] Руководители преступных групп.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: