Цель: пользуясь теоретическими рекомендациями, составить адекватный дневной рацион питания для ученика 11 лет и 16 лет, рассчитать его пищевую ценность и калорийность.
Литература:
1 Горшкова А. И., Липатова О. В. Гигиена питания. - М.: Медицина, 1987. - 416 с.
2. Мартинчик.Арсений Николаевич. Питание человека(основы нутрициологии): Учеб.пособие для мед.вузов/А.Н.Мартинчик, И.В.Маев, А.Б.Петухов;Под ред.А.Н.Мартинчика,-М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002.-572 с.
3. Петровский К. С., Ванханен В. Д. Гигиена питания. - М.: Медицина, 1982. - 528 с.
4. Б.Л.Смолянский, Ж.И.Абрамова, "Справочник по лечебному питанию", издание 3-е, исправленное и дополненное, Санкт-Петербург, издательство "Гиппократ", 1993г.
Теоретические рекомендации к составлению адекватных рационов питания:
Основные принципы организации рационального питания людей всех возрастов:
1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
4. Оптимальный режим питания.
5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
6. Учет индивидуальных особенностей детей.
7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания. Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. Необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:
|
· Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.
· Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
· На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
· Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.
При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.
Начиная с 11 лет потребность в пищевых веществах и энергии у мальчиков выше, чем у девочек, поэтому они должны получать пищи на 10—15% больше. Для подростков, обучающихся в производственно-технических училищах, а также для детей, занимающихся спортом, потребность в пищевых веществах и энергии повышается на 10—15%, что необходимо учитывать при организации питания. Детям, занимающимся спортом, пищу рекомендуется распределять с учетом времени тренировок в течение дня. Перед тренировкой рекомендуется давать небольшое количество легкоусвояемой и высококалорийной пищи. Если тренировка днем, то завтрак должен быть не позже чем за 2 часа до физических нагрузок и составлять 35%, обед — не ранее чем через час после тренировки — 35%, полдник — 5%, и ужин — 25% общей энергетической ценности суточного рациона питания.
|
Установлено, что во время пребывания в школе суточные энергозатраты школьников младших классов в среднем составляют 2095-2510Дж (500-600ккал), среднего и старшего школьного возраста 2510-2929 Дж (600-700 ккал), что ровно примерно 1\4 суточной потребности в энергии и основных пищевых веществах. Эти энергозатраты необходимо восполнять горячим школьным питанием.
При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования:
1. Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.
2. Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста.
3. Необходимо соблюдение режима питания - завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).
|
4. Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд, мясо и рыбу отваривают или готовят в рубленном виде на пару; крупы разваривают до мягкости; допускается легкое запекание блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй, из рецептур блюд полностью исключается костный бульон, уксус заменяют лимонной кислотой, кулинарный жир и маргарин – сливочным маслом.и др.).
Подростковая система питания предполагает овощные супы. Из каш самые полезные гречка и овсянка. Хлеб лучше всего белковый, он и менее калориен и надолго утоляет голод, дольше задерживаясь в желудке. В питание ребенка можно включить морепродукты, они богаты витаминами В и ценными минералами. Приветствуются молоко, кефир, нежирный творог, нежирный сыр и яйца. От жареных блюд стоит отказаться. При диете подростка можно питаться вечером, но не позже чем за 2 часа до сна.
Подростковая диета 12-летнего ребенка должна заметно отличаться от диеты подростков 16 и 17 лет, так как в более позднем возрасте позволительно раз в неделю устраивать разгрузочные дни, а также добавлять некоторые продукты, к примеру, грибы и кофе. Если подросток занимается спортом или физическим трудом, то вышеуказанная калорийность должна быть увеличена на 15-20%.
При разгрузочных днях в повседневном питании подростка снижают содержание жиров до 30 г. и полностью исключают из рациона сладкое, увеличив при этом потребление белков до 100 г. в день.
Подростки чаще, чем кто-либо игнорируют анализ своего пищевого поведения, что неизбежно приводит к ухудшению их рациона. В перечне основных злоупотреблений в питании подростков можно отметить: отказ от завтрака, постоянные перекусы, еда в спешке, еда всухомятку, частые посещения фастфудов, особая любовь к булочкам, хот-догам, попкорну, шоколадным батончикам, различным сладостям и другим рафинированным продуктам, злоупотребление сахаросодержащими напиткам, поздний ужин, переедания на ночь.