Ключевые направления деятельности Национального собрания Республики Беларусь




НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Материал подготовлен

Академией управления при Президенте Республики Беларусь

на основе сведений

Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Белорусского института стратегических исследований

 

В соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от
5 августа 2019 г. № 293 и № 294 назначены выборы в Национальное собрание Республики Беларусь (на 7 ноября 2019 г. – в Совет Республики, 17 ноября 2019 г. – в Палату представителей).

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко неоднократно подчеркивал, что «парламент – это основа будущего ». Именно поэтому в ежегодном Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь Глава государства заявил, что «парламентарии как никто другой должны тонко чувствовать настроения общества, знать нужды избирателей, реагировать на них, работать на единую цель – построение государства для народа».

16 сентября 2019 г. на встрече с председателем Палаты представителей Национального собрания В.П.Андрейченко Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко сказал: «главное, чтобы было стабильно и во власть, в парламент, пришли вменяемые, нормальные люди, которые будут не разрушать, а созидать, и желательно на той основе, которая сегодня создана в нашей Беларуси».

Глава государства отметил, что страна нуждается в действенном, мощном Парламенте, в котором должны быть представлены все слои белорусского общества от молодежи до пожилых людей. Профсоюзные и общественные организации должны активнее выдвигать своих кандидатов и отстаивать их, а руководство принципом преемственности позволит обеспечить более профессиональную и эффективную работу Парламента.

 

Развитие института парламентаризма в Республике Беларусь

Институт парламентаризма в Республике Беларусь имеет многовековую историю, неотделимую от развития ее государственности. В Беларуси существовали почти все виды и формы представительной демократии, известные в Европе. Истоки белорусского парламентаризма берут свое начало в Полоцком вече, сеймах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, Государственной думе Российской империи. В советскую эпоху народное волеизъявление осуществлялось во время проведения всебелорусских съездов Советов и созывов Верховного Совета Белорусской ССР.

Справочно.

Родиной современного парламентаризма считается Англия. Хотя формально самым древним действующим до сегодняшнего дня парламентом считается исландский альтинг, впервые созванный в 930 году.

27 июля 1990 года Верховный Совет принял Декларацию «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», получившую 25 августа 1991 г. статус конституционного закона. Беларусь стала парламентской республикой. Функции Парламента в стране выполнял Верховный Совет Республики Беларусь (разделения на две палаты тогда еще не было).

Однако эффективному проведению Верховным Советом политических и экономических преобразований в республике мешало то, что исполнительная и судебная ветви власти были ему полностью подчинены и не могли принимать независимых решений. Кроме того, работу Верховного Совета дестабилизировали острая фракционная борьба и личные амбиции части депутатов.

Для создания подлинно правового демократического государства, последовательно проводящего политику в интересах народа, требовалось на практике реализовать принцип разделения властей и создать по-настоящему работоспособный представительный и законодательный орган.

Переломным моментом в новейшей истории Беларуси стал выбор народа в пользу курса, предложенного Президентом страны А.Г.Лукашенко. На состоявшемся 24 ноября 1996 г. референдуме граждане проголосовали за твердую власть, стабильность и законность. Результатами конституционной реформы явились установление оптимального разграничения полномочий между ветвями власти, создание эффективного механизма их конструктивного взаимодействия при координирующей роли Главы государства.

Создание двухпалатного Парламента – Национального собрания Республики Беларусь стало важным фактором формирования правового фундамента, обеспечившего последовательное проведение намеченных социально-экономических преобразований.

Справочно.

Практика формирования двухпалатного парламента получила широкое распространение в мире. Например, если в 70-х гг. прошлого столетия они функционировали только в 45 государствах, то к началу XXI в. – уже в 70. И это объясняется существенными преимуществами, которые продемонстрировали своей деятельностью двухпалатные парламенты по сравнению с однопалатными.

Двухпалатная модель парламента действует в таких странах, как США, Испания, Италия, Польша, Румыния, Франция и др. Из стран СНГ – в Российской Федерации, Казахстане.

В новом Парламенте были учтены интересы органов территориального самоуправления, обеспечено более полное представительство всех слоев общества, оптимизирована численность парламентариев.

Справочно.

Количественный состав высшего законодательного органа страны претерпел существенные изменения. Если изначально его численность была 485 депутатов (согласно Конституции БССР 1978 года, а после внесения в нее изменений и дополнений – 360), то ныне – 174.

Указанная норма является оптимальной, что позволяет Национальному собранию, с одной стороны, быть органом достаточно широкого представительства народа республики, с другой – работоспособным.

Благодаря продуманному разграничению полномочий палат, принимаемые решения приобрели более взвешенный и ответственный характер.

Важно также и то, что депутаты стали выполнять свои функции на профессиональной основе. По-настоящему заработали постоянные комиссии Палаты представителей. На их долю сегодня приходится основная часть всей законотворческой деятельности, что позволяет снять большинство дискуссионных вопросов еще до начала обсуждения законов в Овальном зале.

Особую роль в определении принципов работы Парламента, оптимизации подходов к организации законодательной деятельности играет позиция Главы государства. Ежегодные послания Президента страны белорусскому народу и Национальному собранию, его регулярные встречи с депутатами стали определяющими факторами развития белорусского парламентаризма. По инициативе белорусского лидера законотворческий процесс стал осуществляться на плановой основе.

Усилиями парламентариев всех созывов в стране создана качественно новая законодательная база (которая включает на сегодняшний день более 2000 законов), учитывающая отечественный и зарубежный опыт. Принятые законы охватывают все сферы жизнедеятельности государства и общества. Важнейшими чертами законодательного процесса стали социальная направленность и эволюционный подход к регулированию правовых отношений.

 

Национальное собрание Республики Беларусь

Правовую основу деятельности Национального собрания Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», а также регламенты палат Парламента.

Согласно Конституции Республики Беларусь (статья 90) Парламентом является Национальное собрание Республики Беларусь. Это представительный и законодательный орган страны, состоящий из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Срок полномочий Парламента – четыре года. В настоящее время работают Палата представителей и Совет Республики шестого созыва.

В составе Палаты представителей – 110 депутатов (председатель – В.П.Андрейченко). Они избираются гражданами на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может стать гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Справочно.

В составе действующей Палаты представителей 16 депутатов от 5 политических партийБелорусской патриотической партии (3 депутата), Коммунистической партии Беларуси (8), Либерально-демократической партии (1), Объединенной гражданской партии (1) и Республиканской партии труда и справедливости (3).

Являлись руководителями 40 депутатов, 22заместителями руководителей организаций, 7руководителями местных представительных, исполнительных и распорядительных органов. 27 депутатов были депутатами Палаты представителей пятого созыва, четыре депутатачленами Совета Республики пятого созыва.

Награждены орденами и медалями 34 депутата, 4 имеют почетное звание, 15ученую степень.

Среди депутатов есть юристы, экономисты, педагоги, инженеры, агрономы, военнослужащие, врачи, деятели культуры, известные спортсмены, представители иных профессий.

Если в первом созыве Палаты представителей (1996–2000 годы) было только 5 женщин, то сегодня 38 (34,5% от общего числа депутатов).

Совет Республики является палатой территориального представительства (председатель – М.В.Мясникович). Полный состав верхней палаты – 64 человека. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов – назначаются Главой государства. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Справочно.

В Совет Республики шестого созыва избрано 56 членов, два назначены Президентом Республики Беларусь. Обеспечена преемственность в деятельности сенаторского корпуса: 8 членов Совета Республики нового состава работали в предыдущих созывах.

Традиционно в Совет Республики избираются наиболее авторитетные представители белорусского общества.

Награждены государственными наградами 25 членов Совета Республики, 10 имеют почетные звания, 15ученую степень и ученое звание, в их числе 4 члена-корреспондента Национальной академии наук Беларуси. 6 членов Совета Республикируководящие работники местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, 4ректоры учреждений высшего образования.

Многообразно профессиональное представительство: 10работники промышленности, транспорта и строительства, 10аграрного сектора и лесного хозяйства, 6сферы образования и науки, 19представители общественных объединений и социально-культурной сферы.

В состав Совета Республики избраны 17 женщин (30 %).

В Конституции закреплен принцип самоорганизации палат Национального собрания. Каждая палата самостоятельно устанавливает порядок работы в принимаемом ею регламенте. Общий орган палат отсутствует.

Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний (например, во время обращений Президента Республики Беларусь с ежегодными посланиями к белорусскому народу и Парламенту, заслушивания отчетов Правительства).

Палата представителей и Совет Республики избирают постоянные комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания. Каждый депутат Палаты представителей, член Совета Республики могут входить в состав только одной из постоянных комиссий. Председатели палат Национального собрания и их заместители не могут входить в состав постоянных комиссий.

Справочно.

Палатой представителей сформировано 14 постоянных комиссий, Советом Республики – 5 постоянных комиссий.

При необходимости палаты Национального собрания вправе создавать временные комиссии, деятельность которых регламентируется решениями соответствующих палат Национального собрания.

Для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания, организации работы постоянных комиссий и иных органов палат Парламента создаются Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики.

При Совете Республики осуществляет деятельность Совет по взаимодействию органов местного самоуправления (далее – СВОМС). СВОМС является коллегиальным совещательным органом, осуществляющим разработку предложений по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления и координирующим вопросы взаимодействия между ними и органами государственного управления. Решения СВОМС имеют рекомендательный характер.

Конституция Республики Беларусь относит к компетенции Палаты представителей рассмотрение проектов законов, назначение выборов Президента, дачу согласия Президенту на назначение Премьер-министра, заслушивание доклада Премьер-министра о программе деятельности Правительства и некоторые другие вопросы.

Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов, дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия), Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка, избирает шесть судей Конституционного Суда, а также шесть членов Центральной комиссии, рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение, рассматривает другие вопросы.

К общей компетенции палат Парламента относятся делегирование Главе государства законодательных полномочий, рассмотрение временных декретов Президента Республики Беларусь, имеющих силу закона, внесение Президенту Республики Беларусь предложения о проведении республиканского референдума, заслушивание ежегодных посланий Президента Республики Беларусь Парламенту.

 

Ключевые направления деятельности Национального собрания Республики Беларусь

Главное направление деятельности парламентариев – принятие законов. В основу текущего законотворческого процесса положено законодательное обеспечение приоритетов социально-экономического развития страны.

Справочно.

В период работы Парламента Республики Беларусь шестого созыва принято около 250 законов, в том числе более 130 законы, выражающие согласие Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров.

Совершенствование законодательства в инвестиционной, бюджетно-налоговой, финансовой сферах, отраслях реального сектора и сфере оказания услуг было направлено на создание конкурентоспособной экономики и снижение ее уязвимости к воздействию внешних конъюнктурных факторов. Принятие новой редакции Налогового кодекса позволило систематизировать новации в сфере налогообложения, упростить налоговое законодательство и усовершенствовать налоговую систему в целом.

Изменения, внесенные в законы «О социальном обслуживании», «О пенсионном обеспечении» и «О ветеранах», направлены на обеспечение благосостояния народа, повышение уровня и качества его жизни. В целях усиления социальной поддержки семей принята новая редакция Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

Проведена большая работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере здравоохранения в целях повышения доступности и своевременности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению.

Совершенствованию правового регулирования отношений по защите прав граждан и организаций в области жилищных отношений будет способствовать новая редакция Жилищного кодекса.

Принятым в сфере информации, информатизации и защиты информации Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» расширяются возможности использования электронных документов, исключаются излишние процедуры в отношении таких документов и электронных цифровых подписей, предусмотрена возможность признания на территории Республики Беларусь иностранного сертификата открытого ключа.

Депутатским корпусом шестого созыва усовершенствовано законодательство о транспорте, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о научной, научно-технической, инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, в сфере физической культуры и спорта.

Проведена корректировка административного и уголовного законодательства: нацелена на гуманизацию законодательства, снижение ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности и реализацию решений Конституционного Суда Республики Беларусь, положений международных договоров.

В сфере конституционного законодательства принята новая редакция Кодекса о судоустройстве и статусе судей и внесены корректировки в Закон «О конституционном судопроизводстве» в связи с образованием единой системы судов во главе с Верховным Судом.

Изменения в законы «Об основах административных процедур» и «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» направлены на более полное обеспечение прав и законных интересов граждан, повышение качества работы государственных органов, иных организаций.

Задачи, которые будут стоять перед вновь избранным составом парламента. Главная задачаобеспечение преемственности политического курса, целью которого является устойчивое развитие суверенного белорусского государства, динамичное развитие экономики и рост благосостояния граждан.

Основными задачами в сфере законотворчества станут:

законодательное обеспечение реализации программных документов социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы;

участие в выработке стратегии социально-экономического развития страны на очередное пятилетие и ее законодательное сопровождение;

реализация поручений Главы государства.

Основные задачи в области международной деятельности:

повышение имиджа Республики Беларусь на международной арене;

активное продвижение в международном парламентском сообществе идей интеграции интеграций и других стратегических инициатив Главы государства, направленных на формирование новой архитектуры международных отношений на принципах равноправия, добрососедства, взаимного доверия и эффективного экономического сотрудничества;

отстаивание и продвижение национальных экономических интересов на внешних рынках.

Как правило, основная часть кропотливой работы депутата не видна, а поэтому зачастую оказывается недооцененной. В этой связи новому составу Палаты представителей следует на деле продемонстрировать важность и эффективность данного института.

Обеспечение парламентариями прав, свобод и законных интересов избирателей. Ежемесячно для работы в избирательных округах депутаты отводят не менее трети своего рабочего времени. Основными и наиболее важными формами этой деятельности являются проведение личных приемов, рассмотрение обращений граждан и юридических лиц (более полную информацию о работе парламентариев можно увидеть на официальном сайте Палаты представителей https://www.house.gov.by/ru).

Вниманию выступающих: здесь и далее целесообразно приводить примеры депутатской деятельности применительно к конкретному избирательному округу.

Справочно.

Депутатами Палаты представителей шестого созыва проведено более 10 тыс. встреч в трудовых коллективах, организовано свыше 7 тыс. приемов граждан, в том числе выездных, принято более 30 тыс. человек, рассмотрено свыше 25 тыс. обращений.

Членами Совета Республики шестого созыва – более 3,6 тыс. личных приемов (из них более 1,2 тыс. выездных), в ходе которых принято более 10 тыс. человек, рассмотрено более 15 тыс. обращений.

Парламентарии приняли участие более чем в 3,2 тыс. заседаниях местных исполнительных комитетов, около 2 тыс. сессий местных Советов депутатов и заседаний президиумов Советов депутатов.

Благодаря тесному взаимодействию с местными органами власти, руководством ведущих предприятий и структурами гражданского общества значительная часть вопросов, поднимаемых в обращениях граждан, решается непосредственно в ходе приема. Обращения, требующие более детальной проработки, оперативно направляются в компетентные органы и организации. Рассмотрение таких обращений берется на депутатский контроль. Часть проблем ложится в основу вопросов, которые парламентарии адресуют членам Правительства на совместных заседаниях палат Парламента.

Работая в тесном контакте с местными органами власти, депутаты приоритетное внимание уделяют решению насущных экономических задач, вопросам поддержки предприятий и создания новых рабочих мест, развития социальной инфраструктуры и сохранения историко-культурного наследия.

Одно из принципиальных направлений этой деятельности – поддержка конструктивных общественных инициатив и мобилизация граждан на решение задач, которые не требуют помощи государства. Особая забота депутатов – обеспечение поддержки наименее защищенных слоев населения (многодетных семей, пенсионеров, ветеранов, сирот, людей с ограниченными возможностями).

Важнейшими задачами депутатов являются поддержание и развитие общественно-политического диалога в целях сохранения народного единства, социальной солидарности, повышения правовой, экономической и политической культуры населения. Используя трибуну средств массовой информации, парламентарии активно включаются в дискуссии по самым острым вопросам, волнующим избирателей, информируют население о реализации государственной политики, мерах, принимаемых органами власти по обеспечению устойчивого развития страны, разъясняют действующее законодательство и привлекают граждан к участию в общественной экспертизе законопроектов, имеющих принципиальное значение для государства и общества. Периодически, не реже одного раза в год, парламентарии отчитываются перед избирателями округа о проделанной работе, ходе выполнения предвыборных программ, текущей деятельности Палаты представителей.

Особое место в депутатском графике занимает общение с представителями молодого поколения. Стало доброй традицией проведение информационных встреч с учащимися, студентами и рабочей молодежью в Палате представителей. Немаловажное значение также придается привлечению молодых людей к участию в инициируемых парламентариями гражданско-патриотических, культурно-спортивных и благотворительных акциях.

Результаты изучения ситуации на местах, общественного мнения, итоги работы с обращениями граждан и юридических лиц подвергаются детальному анализу и кладутся в основу предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего различные сферы общественных отношений. Зачастую многие законопроекты идут от самих людей, избирателей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: