Тема 1. Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.




Политология, как следует из ее названия - это наука о политике, совокупность научных знаний о политической жизни, политических явлениях и процессах. Её научный статус определяется совокупностью объекта, предмета, методов, функций, наличием понятийно-категориального аппарата и местом в системе ей родственных дисциплин.

Политология - это общая интегральная наука о мире политики во всех ее проявлениях, включающих весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую антропологию, политическую социологию, политическую история, политическую психологию, теорию международных отношений, геополитику, историю политических учений.

 

В узком смысле слова политология – это наука о политической власти и управлении, закономерностях и особенностях развития политических отношений и процессов, функционировании политических институтов и систем, о политическом сознании, коммуникации, поведении и деятельности людей в различных цивилизационно-культурных и временных измерениях.

Политология – относительно молодая научная дисциплина. Возникновение политологии как науки и как профессионального вида деятельности относится к концу XIX века. Ее происхождение было обусловлено: во-первых, развитием общества и усложнением его структуры; превращением политики в автономную, относительно самостоятельную и профессиональную сферу жизни; усилением ее роли в управлении общественными процессами; во-вторых, необходимостью организации научных исследований политических феноменов с целью повышения эффективности осуществления политической власти; в-третьих, накоплением политических знаний в рамках истории политических учений.

Появлению политологии способствовало также развитие ей родственных наук, в том числе – философии, истории, юридической науки, а ее методологической основой стала социология, представители которой стояли у истоков возникновения политической науки: О.Конт, М. Вебер, В. Парето, Г. Моска и другие социологи классического периода.

 

В своем развитии политическая наука прошла три этапа:

1 этап – институциональный (конец XIX- начало XXвв.);

2 этап – бихевиоралистский (20 – 70гг. XXв.);

3 этап – постбихевиоралистский (с 70-х гг. XXв. по настоящее время).

 

Известный социолог и политолог К. Поппер в книге «Открытое общество и его враги» обосновал фундаментальный характер современной политологии как науки о политической власти. Он обратил внимание на то, что именно политика в современном мире контролирует экономическую мощь, все социальные, культурные и военные программы. К. Поппер подчеркивал: «Политическая власть и присущие ей способы контроля – это самое главное в жизни общества» [25;148].

Политика как объект и предмет политологии. Объектом политической науки является многогранный мир политики и политическая жизнь, что включает широкое многообразие политических явлений и процессов, властно-политических отношений, политические институты и учреждения, политическую культуру и т.д. Все это можно выразить в одном понятии – «политическое». «Политическое» - это предельно широкое понятие политики и политической жизни. Оно как феномен имеет социальною природу, ибо возникает из процесса социального взаимодействия субъектов общественной жизни по поводу установления, завоевания или применения политической власти.

Сущность «политического» заключается в том, что каждое общество едино, прежде всего, как политическое сообщество. Оно является своего рода социальным механизмом организации жизнедеятельности общества на основе института власти и выполняет функцию интегративного начала в условиях деления общества на различные, неоднородные социальные слои и группы, выражающие свои групповые интересы.

Политика – одно из фундаментальных явлений современного общества. Сам термин «политика» имеет древнегреческое происхождение и основывается на понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политес» (гражданин), «поликос» (государственный деятель), «политейя» (конституция) [3;12].

Политика традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями, государствами. В определениях политики выделяются прежде всего регулирующая роль государства в жизни общества и функции властного управления.

Ю. Крижанич: “Политика – это прежде всего наука правления”.

М. Вебер: “Политика означает стремлание к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которое оно в себе заключает”.

В.И. Ленин: “Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства”.

Д. Истон (политолог США): “Политика – властное распределение ценностей внутри общества”.

Политологический словарь (1994 г.) определяет политику как “социальную деятельность в политической сфере общества, направленную главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти”.

Политика – это сфера человеческой деятельности, связанная с отношениями субъектов политики (люди, социальные группы, социальные и политические институты и организации) по поводу учреждения (или достижения, завоевания, применения) государственной власти с целью организации жизнедеятельности общества, управления общественными процессами, определения целей и направления развития общества, а также реализации социально значимых интересов общества.

В современной политической науке политика интерпретируется в институциональном, нормативном и процессуальном измерениях. В институциональном измерении политика определяется через взаимодействие и отношения политических институтов по поводу осуществления политической власти, ее завоевания и удержания, а также реализации конституции, системы разделения властей, участия партийных и электоральных систем в формировании государственной власти на основе института выборов. Нормативное (или содержательное) измерение политики связанно с описанием и объяснением целей, задач и содержания политики, осуществляемой различными политическими акторами. Процессуальное измерение политики характеризует ее как перманентный процесс, направленный на реализацию интересов различных общественных групп на основе института власти, а также выражения и защиты этих интересов с помощью формальных и неформальных процедур (митинги, собрания, демонстрации, выборы и прочее).

Политика как относительно автономная сфера человеческой деятельности и качественно определенное явление обладает целым набором присущих ей свойств и характеристик. Среди них Соловьев А. И. выделяет онтологические, морфологические и процессуальные свойства. [9; 59-68] Так, к онтологическим свойствам, раскрывающим существенные черты политики, относятся универсальность, конкурентность, ассиметричность, инклюзивность, атрибутивность, топологичность (или пространственность), темпоральность. В частности свойство универсальности указывает на то, что политика выступает универсальным механизмом регулирования многообразных отношений в обществе, управления общественными процессами, согласования групповых интересов и достижения поставленных целей на основе применения власти. Конкурентность характеризует наличие в политике проявлений конкуренции, соперничества различных политических сил, заинтересованных групп как в борьбе за власть, так и за реализацию групповых интересов, используя механизмы и возможности политической власти.

Асимметричность выражает в свою очередь внутренне обратимые, принципиально неравновесные и даже противоположные явления и действия в политике: порядок и хаос, баланс и дисбаланс, организация и дезорганизация. Например, война и мир – противоположные явления, но вместе с тем они выступают одновременно причиной и следствием определенной политики.

Инклюзивность – свойство политики проникать в другие сферы социальной жизни, придавая различным проблемам подлинно политическую значимость и смысл.

Атрибутивность – способность политики сочетаться с неполитическими феноменами: моралью, правом, экономикой и другими институтами общества.

Топологичность (пространственность) – свойство, характеризующее политику в контексте ее пространственной протяженности: политические процессы могут осуществляться как на уровне районного, городского или регионального масштабов, так и на уровне государства, международных отношений или в глобальном масштабе.

Темпоральность – свойство временного измерения политики, т.е. ее способность разворачивать свои процессы во времени.

 

Морфологические свойства, в свою очередь отражают базовые источники и структурные элементы содержания политики. В этом смысле, наиболее важными свойствами политики выступают: 1) наличие элитарных и неэлитарных кругов как основных субъектов политики, предполагающее достижение и поддержание равновесия и сбалансированности различных сил в сферах публичной власти и политической жизни; 2) система представительства групповых интересов, предполагающая их собирание, учет и реализацию с помощью властных механизмов на основе принципа равных возможностей. Процессуальные свойства характеризуют политику как процесс с позиций ее изменчивости, динамичности и интенсивности.

Предметом политологии в самом общем виде выступает политика и властно-политические отношения. Для каждого этапа развития политологии соответствовали своя специфика и содержание предметной области.

На институциональном этапе предметную проблематику составляли вопросы изучения государственных политических институтов на основе теории разделения властей; политического участия, сравнительный анализ конституционного устройства и государственного правления.

На втором этапе (бихевиоралистском) содержание предметной области смещается в сторону неформальных структур власти: в центре ее проблематики становятся индивиды и группы, объединенные общим интересом; заинтересованные группы, влияющие на политический процесс; средства массовой информации; выборы и электоральное поведение избирателей; феномен «корпоративизма»; исследование стран «Третьего мира». В послевоенное время (1940-1960-е гг.) в рамках второй волны бихевиоризма в политологии получает развитие структурно-функциональный анализ, анализ политических систем, заимствованные политологами из социологии (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд).

В постбихевиоралистский период в предметной области акцент делается на главные функции политики – коммуникации между индивидами, поколениями, представителями различных социальных групп, расовых и культурных сообществ; рациональный выбор; влияние «институциональных ограничений» на поведение людей.

Политология, как и другие науки, характеризуется наличием специфики своей предметной области и соответственно методологии политологического познания, а именно условное выделение и анализ, с одной стороны, факторов (позитивизм) и, с другой стороны, ценностей (нормативизм). Позитивистский подход предполагает описание политики и ее явлений такой, как она есть, исключая влияниена них ценностных факторов (пример- теория рационального выбора). Нормативизм, наоборот, изучает политический мир не столько таким как он есть, а таким, каков он должен быть, т.е. ценностный поход.

 

Важной вехой в истории политологи как науки стало образование в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политических наук (МАПН).

Отрасли современной политологии:

- теория политики

- сравнительная политология

- прикладная политология.

 

Теория политики включает в себя концепции, модели и образы политической действительности. Целью исследований является выявление каузальных (т.е. причинных) связей и построение теорий, описывающих политические процессы и претендующих на объяснение причин политических явлений.

Сравнительная политология – направление или отрасль современной политической науки, изучающая закономерности возникновения и развития политических явлений методом сравнительного анализа. Здесь принято широко использовать разнообразные виды и типы сравнений, в том числе – морфологический тип сравнения, когда политические явления сопоставляются по форме, структуре, функциям; формально-сравнительный метод; субстанциональное сравнение – сопоставление не только форм, но и анализ их наполнения; итегральное сравнение и другие. Для сравнительной политологии характерен интерес, прежде всего, к таким политическим явлениям, как групповые интересы, неокорпоративизм, политическое участие, рациональный выбор, этнические, религиозные, демографические факторы и их влияние на политику, процессы модернизации. Существует несколько разновидностей сравнительных исследований: кросснациональное сравнение, сравнительно ориентированное описание отдельных случаев (case studies), бинарный анализ, кросскультурное и кроссинституциональное сравнение.

Прикладная политология – отрасль политической науки, изучающая механизмы политического процесса и представляющая собой совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также политических технологий, конкретных программ и рекомендаций, которые ориентированы не столько на приращение знаний, сколько на практическое применение и достижение реального политического эффекта. В рамках прикладной политологии изучают конкретные политические проблемы и ситуации; осуществляется выработка практических рекомендаций относительно действий и мер, направленных на решение практических, социальных и политических задач по реформированию и изменению организаций, институтов и социальных групп; разрабатываются политические технологии и определяются способы их применения.

 

Метод политической науки. В системе политологии как и во всех науках метод выступает весьма важным элементом ее методологии. Метод (от греч. methodos- хождение вдоль пути, выбор правильного пути) есть система правил и приемов исследования каких-либо объектов с целью отыскания объективной истины. [8;33]

 

В познавательном аспекте метод выступает как способ (прием) сбора, обработки, анализа данных, развития теоретического знания. В методе реализуется эвристическая (т.е. поисковая) функция предметной области исследования. Любая теоретическая система знания имеет смысл лишь постольку, поскольку она не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания.

 

В политической науке так же, как и во всех других, используются общелогические, теоретические и эмпирические методы.

 

Общелогические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование, прогнозирование и другие.

 

Анализ - последовательное расчленение целостного объекта на подсистемы и элементы с целью их всестороннего изучения.

 

Синтез – мысленное объединение ранее выделенных частей объекта в систему теоретического знания (анализ и синтез взаимосвязаны и непрерывно сменяют друг друга в процессе исследования).

 

Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

 

Дедукция – метод исследования и способ рассуждения, посредством которого из общих посылок в соответствии с законами логики следует заключение частного характера.

 

Абстрагирование – познавательный прием, с помощью которого субъект мысленно фиксирует какое-либо существенное, важное для него свойство объекта, отвлекаясь от всех остальных свойств. Его результатом выступает абстракция – понятие определенного уровня и назначения.

 

Аналогия – (соответствие, сходство) – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходствах и в других признаках.

 

Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал в определенных аспектах, интересующих исследователя.

 

Анализ в политике – аналитическое рассмотрение и изучение политической деятельности и поведения людей, политических явлений и процессов на основе различных политологических теорий, концепций и подходов.

 

Исторический подход – общий метод изучения политики пошлого и выявление ее связей с настоящим, что предполагает исследование политической истории для моделирования политического будущего.

 

Институциональный поход – это классический метод исследования политических институтов с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, права, общественно-политических организаций и других.

 

Нормативный подход – метод исследования, с помощью которого, во-первых, выясняется значение политического явления для человека и общества, его оценку с позиций определенной нормы; во-вторых, способствует прогнозировать и моделировать более совершенное политическое устройство.

 

Сравнительный подход – метод сопоставления однотипных политических явление и процессов, выявления в них общего, особенного, единичного. С помощью сравнительного метода проводится сравнительный анализ различных политических систем, политических режимов, политических культур, выявляются и раскрываются общие черты политической жизни разных народов и стран, закономерности развития политических процессов.

 

Системный и структурно-функциональный подход – метод изучения политики как некой целостности, системы, обладающей структурными элементами и функционально взаимодействующими между собой, у которой есть «вход» и «выход» в «общество, функции деятельности, периоды «активности» и «спада», перехода (преобразования) в системы иного типа.

 

Бихевиористский («поведенческий») подход – метод исследования политического поведения субъектов политики, различных общественных и профессиональных групп, его типизация и моделирование.

 

Наряду с выше названными подходами в политологии широко применяются антропологический, культурологический, психологический, цивилизационный и другие общие методы.

 

Эмпирические методы: наблюдение, опрос (анкетирование и интервьюирование), эксперимент, контент-анализ, экспертная оценка и другие.

 

Функции политологии: познавательная, методологическая, сравнительная, оценочная, прогностическая, управленческая, социализирующая.

 

Категории политологии. Любая наука оперирует определенными основными понятиями и категориями. Категории –это формы осознания в понятиях наиболее общих свойств развития природы, общества и мышления. Категории науки – это своего рода язык науки, на котором надо уметь говорить. Любая наука располагает собственными понятиями – категориальным аппаратом.

 

Категории политологии: политическое, политика, политическая власть, политическая жизнь,, политический процесс, политическая система, политический режим, политический институт, политическое участие, политическое сознание, политическая идеология, политическая культура, политическое поведение и другие. (см. Приложение схемы 1.1-1.5.)

 

Контрольные тесты к теме 1.

 

Предметом политологии выступает:

 

а) общество

 

б) государство

 

в) «политическое»

 

г) политическая власть

 

2. Автор трактовки политики как участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства:

 

а) В. Даль

 

б) В. И. Ленин

 

в) М. Вебер

 

г) Г. Лассуэл

 

3. Топологичность, темпоральность, инклюзивность относятся к группе свойств политики, именуемой:

 

а) морфологической

 

б) онтологической

 

в) процессуальной

 

г) функциональной

 

4. Какая трактовка сущности политики отражена в высказывании: «Способ производства материальных благ обуславливает социальны, политический и духовный процессы жизни вообще»?

 

а) правовая

 

б) экономическая

 

в) этическая

 

г) цивилизационная.

 

5. Возникновение современной политической науки связано с именами:

 

а) Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк

 

б) Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Вальтер

 

в) М. Вебер, В. Парето, Г. Моска

 

г) К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин

 

6. Основные этапы развития политической науки:

 

а) исторический, эмпирический, теоретический

 

б) исторический, институциональный, бихевиоралистский

 

в) институциональный, бихевиоралистский, постбихевиоралистский

 

г) эмпирический, бихевиоралистский, постбихевиоралистский

 

7. К познавательным средствам политологии относятся:

 

а) политическая теория

 

б) политическая культура

 

в) понятийно-категориальный аппарат

 

г) подходы, методы, парадигмы

 

8. Общие научные методы, используемые в политологии, включают в себя:

 

а) исторический, институциональный, сравнительный и другие подходы

 

б) анализ, синтез, дедукция

 

в) анализ документов, опрос, наблюдение

 

г) классификация, моделирование, идеализация

 

9. Анализ – это метод исследования, связанный

 

а) со способом рассуждения, в котором общий выбор строится на основе частных посылок

 

б) с последовательным расчленением целостного объекта на подсистемы и элементы с целью их всестороннего изучения

 

в) с мысленным объединением ранее выделенных частей объекта в систему теоретического знания

 

г) с разделением всех изучаемых объектов на отдельные группы в соответствии с какими-либо важными для исследователя признаками

 

10. Выберете из следующих утверждений правильное:

 

а) политика – объект исследования только политологии

 

б) политика не объект, а предмет исследования политологии

 

в) политика – объект исследования многих общественных наук

 

г) ни одно из утверждений не является правильным.

 

11. Отрасль политологии, изучающая механизмы политического процесса, представляющая собой совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также политических технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение и достижение реального политического эффекта, - это:

 

а) теоретическая политология

 

б) сравнительная политология

 

в) прикладная политология

 

г) теория политики

 

Тема 2. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

 

Из предыдущей темы лекции следует, что основное содержание предметной области политологии составляют политика и властно-политические отношения, которые, в свою очередь, можно выразить с помощью категории «политическая жизнь».

 

Политическая жизнь – одно из наиболее общих и широких понятий, используемых современной политологией. В философии под термином «жизнь» понимается форма бытия, способ существования. Политическая жизнь позволяет выделить из общественной жизни политическую сферу. Энциклопедический словарь по политологии (1993 г.) характеризует политическую жизнь как совокупность духовных, чувственных, эмоциональных, предметных практических форм политического бытия человека и общества, характеризующая их отношение к политике и участие в ней.

 

Политическая жизнь позволяет обозначить границы, пределы, в рамках которых принимаются и исполняются те или иные властные политические решения, осуществляются политика и властные отношения.

 

Знание категории «политическая жизнь» позволяет шире охватывать все многообразие политических явлений и процессов, путем чувственного восприятия и ценностно-нормативной их оценки. Основными параметрами, характеризующими политическую жизнь являются ее источники, содержание и цели. Источниками политической жизни вступают политические потребности и интересы. Политическая потребность – состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований индивида или социальной группы в политической сфере, необходимых для их существования и развития, выступающее источником политической активности и побуждения к политической деятельности. К числу политических потребностей можно отнести, например, потребность в защите и реализации политических прав и свобод, принципа социальной справедливости, потребность участия в политической жизни и т.д. Политический интерес – общественное выражение потребностей; идеальных стремлений и деятельного начала в политическом сознании социальных групп и индивидов. Содержанием политической жизни и средством ее осуществления являются политическая деятельность и политическое участие. Политическая деятельность - деятельность, направленная на достижение политической власти, реализацию политических прав и свобод. Политическое участие – непрофессиональная политическая деятельность рядовых граждан. Цели политической жизни связанны с достижением или завоеванием политической власти, ее осуществлением, обеспечением политического развития и т.д.

 

Уровни политической жизни: институциональный представительный, индивидуальный. Институциональный уровень – это государственно-правовая сфера политической жизни. Ее источником являются государственные интересы, а содержанием выступает профессиональная политическая деятельность. Одной из целей политической жизни на институциональном уровне – является достижение и обеспечение политической стабильности в обществе.

 

Политическая стабильность – характеристика, состояние политической жизни общества, проявляющаяся в устойчивом функционировании всех имеющихся в обществе политических институтов, в соблюдении юридических, политических и моральных норм, а также важнейших социальных традиций, сложившихся в нем, в мирных разрешениях конфликтных ситуаций, что в целом позволяет данной общественной системе эффективно функционировать и развиваться, сохраняя свою структуру и качественную определенность. При оценке политической стабильности применительно к конкретной стране необходимо учитывать, с одной стороны, эффективность и надежность механизмов воспроизводства политической системы, с другой – демократическое содержание развития политических процессов. Важным критерием ее оценки является наличие устойчивого, поступательного развития общества, сопровождаемого ростом экономики, увеличением численности средних слоев населения, реализацией гражданских прав и свобод личности.

 

Представительный уровень политической жизни – это внегосударственная сфера общества. Ее источником выступают групповые интересы, субъектами – социальные группы, общественные организации, политические партии и движения. Основная цель – реализация групповых интересов с помощью механизмов государственной власти.

 

Индивидуальный уровень политической жизни – это сфера политического участия индивидов и малых групп, ее источник – частные интересы граждан. Отличительная черта этого уровня – спонтанный характер, изменчивость политических настроений.

 

Все проявлении политической жизнедеятельности неразрывно связанны с властными отношениями. Властвование есть осуществление функций влияния, командования, господства с опорой на материальную или идеальную силу.

 

Соотношение материальных и идеологических, насильственных и воспитательных способов осуществления власти в истории постоянно менялось. Несомненно, в историческом процессе применительно к его новейшему этапу наблюдается общая тенденция к усилению роли ненасильственных методов осуществления власти, которые, как показывает опыт, оказываются в долговременном плане более эффективными для достижения существенных результатов и для устойчивости самой власти.

 

Роль и место политики в жизни современных обществ. По мере развития человеческого общества роль политики не ослабевает, а наоборот ее значение в жизни современных обществ усиливается. Научно-технический и социальный прогресс, перерастание индустриального общества в постиндустриальное, его информатизация, усложнение социальной структуры, социокультурные изменения, а также развитие международных отношений и мирового политического процесса, глобализация, усиление противоречий в мире и в обществе, увеличивающийся разрыв между уровнями социально-экономического развития различных стран, обострение глобальных проблем, истощение природных ресурсов, другие угрозы и вызовы новейшей истории – все это вместе предъявляет новые требования к политике и системе государственного управления в области внутренней и внешней политики. Сегодня важное место отводится политике в разрешении социальных, политических, межнациональных, международных, военных и других конфликтов. Политическая модернизация и современный постмодерн также предполагают поиск новых форм, подходов политического управления процессами демократизации общественной жизни.

 

Современное знание о политики позволяет ее трактовать как важнейший фактор естественно-исторического и цивилизованного процессов развития современных обществ в двух ее основных функциях: всеобщего организационного начала общества и в качестве конкретной регулятивно-контрольной сферы или системы, направляющей жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций, народов, стран и цивилизаций. Роль политики в жизни современных обществ обусловлена ее универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на любые события общественной жизни: от масштаба государства до проблем личности. Развитие общества закономерно сопровождается усложнением его структуры и усилением противоречивости тенденций его эволюции, что подразумевает повышение роли политики как важнейшего социального механизма в обеспечении жизнедеятельности общества, управлении общественными процессами, определении целей и направлений развития общества. Усиление роли политики в жизни современных обществ объясняется не только самим фактором его развития, но и современными особенностями и тенденциями, в том числе – информатизаций общества, глобализаций мирового процесса и обострением глобальных проблем, геополитическими и геоэкономическими изменениями в мире т.д.

 

Содержание политики определяется интересами ведущих социальных групп, классов или сил общества. Ареал политики охватывает все, что связанно с властными отношениями, с проведением той или иной общественной линии поведения, выражающей коренные интересы тех или иных социальных групп, организаций, людей. Содержание политики выражается в ее целях, программах и ценностях, в проблемах и задачах, которые она решает, в мотивах, механизмах, способах и методах принятия и реализации политических решений.

 

Политика дифференцируется по видам и направлениям. Виды политики: внутренняя – курс государства, партии, деятельность субъектов политики внутри государства; внешняя – курс государства, партии, деятельность других субъектов политики в международных делах; международная – проводится международными государственными и негосударственными объединениями.

 

Направления политики: экономическая, социальная, национальная, военная, демографическая, молодежная, культурная, аграрная и другие.

 

Социальные функции политики:

 

выражение, реализация властно-значимых интересов групп и слоев общества, его отдельных граждан;

 

мобилизация и обеспечение эффективности общей деятельности, определение целей и направлений общественного развития;

 

интеграция общества и обеспечение целостности общественной системы;

 

распределение и перераспределение общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;

 

управление и руководство общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов и регулирования социальных отношений в обществе;

 

рационализация конфликтов и противоречий, предупреждение и их цивилизационное разрешение;

 

политическая социализация граждан, их включение в политическую жизнь через механизмы политического участия;

 

политическая коммуникация, обеспечение цивилизационных форм связей и взаимодействий власти и общества.

 

 

Контрольные тесты к теме 2

 

Способ существования, совокупность форм политического бытия субъектов политики – это:

 

а) «политическое»

 

б) политический процесс

 

в) политическая жизнь

 

г) политическое участие

 

2. Источником политической жизни выступает (ют):

 

а) политическая власть

 

б) политическое лидерство

 

в) народ и общество

 

г) политические потребности и интересы

 

3. Закончите фразу. Анализирую специфику отношений в сфере политики, немецкий социолог М. Вебер подчеркивал: «Кто занимается политикой, тот стремится к…»

 

а) власти

 

б) экономическому господству

 

в) реализации своих социально-психологических интересов

 

г) удовлетворению своих политических амбиций.

 

4. Институциональный уровень политической жизни (или государственно-правовую сферу) характеризует:

 

а) многообразие групповых интересов, предполагающее их реализацию

 

б) осуществление профессиональной политической деятельности, связанной с реализацией государственных интересов

 

в) сохранение и укрепление государственной власти

 

г) осуществления политического господства государства по отношению к гражданам и обществу.

 

5. Источником политической жизни на представительном уровне являются:

 

а) частные интересы граждан;

 

б) государственные интересы;

 

в) групповые интересы.

 

г) политические интересы

 

Тема 3. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политические школы.

 

История политической мысли – один из важнейших разделов политической науки и представляет собой совокупность идей, воззрений, концепций и теорий о политике и политических отношениях, выработанных человечеством на протяжении многих столетий. Предмет политики заключает в себя отношение общества и индивида по поводу власти. Взаимная зависимость и противопоставление субъектов политических отношений усложняют и обогащают политику, а сам ее термин становится многомерным.

 

Становление политики как социального института и автономной сферы человеческой деятельности непосредственно связано с возникновением и развитием государства, борьбой различных политических сил за государственную власть, ее завоевание, удержание и использование. В связи с этим появилась наст



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: