Глоссарий по теории воспитания




Воспитание (как общественное явление) – процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, семьей, церковью, образовательными учреждениями, средствами массовой информации и культуры.

Воспитание (как педагогическое явление) - 1 Целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождение его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными педагогами; 3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в систему изменения, способствующие оптимальному развитию детей.

Воспитание умственное - формирование интеллектуальной культуры, мышления, мировоззрения, познавательных мотивов.

Воспитание физическое - система, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности, потребность в постоянном физическом самосовершенствовании.

Воспитание эстетическое - целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитанников, способствующее пониманию учащимися прекрасного, желанию хранить и беречь прекрасное, создавать его в жизни и искусстве.

Воспитание трудовое - совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие трудовых способностей и умений, готовность к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, ориентация на сознательный выбор профессии.

Воспитание нравственное - формирование нравственных отношений, совершенствование умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы повседневного морального поведения.

Воспитание экономическое - целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитанников, способствующее формированию у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.

Воспитание экологическое - целенаправленное развитие экологической культуры, включающей знания о природе и гуманное отношение к ней как наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.

Воспитание правовое - процесс формирования правовой культуры и правового поведения, уважения к законам государства, формирования законопослушного поведения.

Воспитание половое - систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни.

Воспитанность — уровень развития личности, проявляющий согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств.

Воспитательная работа - целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности.

Воспитательная система школы - совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально- педагогическую структуру школы.

Воспитательное мероприятие — это групповое коллективное дело, организованное педагогом в целях воспитательной коррекции личности.

Движущие силы процесса воспитания - объективные противоречия между обновляющимися потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения, регулируемые педагогом.

Девиантология (от лат. deviatio - отклонение и logos -понятие, учение)- наука об отклонениях в нраственно-этическом поведении и развитии личности.

Девиантное поведение - отклонения от общепринятых в обществе норм и правил поведения, обусловленных социальными, семейными, школьными условиями и обстоятельствами развития и воспитания, личностными качествами и сферой общения; поведение с отклонениями от принятых в обществе правовых или нравственных норм.

Делинквент - (от лат. delinquens - правонарушитель) - субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия.

Закон воспитания - закон, который проявляется в обязательном и необходимом присвоении подрастающим поколением социального опыта старших поколений, обусловливающим их включение в общественнуюжизнь, осуществление преемственности между поколениями жизнеобеспечение общества, отдельного индивида и развитие сущностных сил каждой личности.

Закономерность воспитания - объективно существующая,повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями, отдельными сторонами воспитательного процесса.

Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - группа людей, объединенная между собой общей социально значимой целью, совместно выполняемой деятельностью, общим выборным органом.

Коллективное творческое дело - элемент макаренковской коммунарской методики, которую адаптировал к условиям работы в школе И.П.Иванов. Ее идея, предложенная воспитателем воспринимается коллективом детей как собственная, деятельность детей осуществляется на пользу людям и себе. Этапы: принятие идеи, выделение Совета дела, творческое коллективное выполнение, коллективный анализ, принятие идеи нового дела.

Личность - человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации.

Метод — 1) путь достижения заданной цели воспитания; 2) совокупность однородных операций теоретического и практического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методы формирования сознания - методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения (беседа, рассказ, диспут, дискуссия, объяснение, разъяснение, лекция, доклад, инструктаж, пример).

Методы организации деятельности и опыта поведения - пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации (упражнение, КТД, поручение, создание воспитывающих ситуаций, приучение).

Методы стимулирования деятельности и поведения - пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения («взрыв», наказание, поощрение, принуждение, требование, соревнование, субъективно-прагматический метод).

Методы контроля, самоконтроля и самовоспитания - 1) методы получения информации воспитателем и воспитанниками о результативности процесса воспитания; 2) методы, направленные на сознательное изменение воспитанником своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития (самонаблюдение, самоприказ, самоанализ, самокритика, самоотчет и др.).

Общение - взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка.

Педагогическое общение - это профессиональное общение воспитателя и воспитанников, которое направлено на создание благоприятного психологического климата.

Принципы воспитательного процесса - исходные положения, определяющие содержание, методы, формы, средства и характер взаимодействия воспитателя и воспитанников в воспитательном процессе (персонификация, культуросообразность, природосообразность, гуманизация, дифференциация, опора на положительное, личностный подход, единство воспитательных воздействий, общественная направленность воспитания).

Прием - элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода; его конкретное улучшение.

Профессиограмма учителя-воспитателя - полная квалификационная характеристика учителя-воспитателя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, уровню подготовки.

Процесс воспитания - процесс педагогического взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями.

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности в результате её социализации.

Средство воспитания - материальный объект и предмет духовной культуры; предметная поддержка воспитательного процесса; разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.

Стиль педагогического общения - совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогического взаимодействия; стиль педагогического общения может складываться на различных основах: увлеченности совместной творческой деятельностиью, дружеского расположения, дистанции, устрашения, заигрывания и т.д.

Теория воспитания - раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания.

Трудновоспитуемость — сознательное или бессознательное сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное различными причинами: педагогическими просчетами родителей, воспитателей, дефектами психического и социального развития, особенностями характера, другими личностными характеристиками учащихся, воспитанников, затрудняющих социальную адаптацию и усвоение учебных программ и социальных ролей.

Цель воспитания - теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и качествам, отношению к жизни.

Этнопедагогика - наука, предметом изучения которой является народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания под воздействием социальных, экономических и других факторов и способы их отражения и функционирования в современной воспитательной системе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: