Общие сведения
Название учебника | Литература | |
Автор (ы) | Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина | |
Класс | ||
Издательство | Издательский центр «Вентана-Граф» |
1. Квалификационные критерии автора (ов)*
1.1. Характеристика ученой (ых) степени (ей) по соответствующему научному направлению (по 10-балльной шкале, где 0 – минимум, 10 – максимум): ________
1.2. Характеристика уровня научных исследований автора (ов) по соответствующему научному направлению (по 10-балльной шкале, где 0 – минимум, 10 – максимум): _________
Оценка содержания и структуры учебника с учетом соответствующей ступени общего образования в соответствии с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующей ступени общего образования.
2.1. Соответствует ли содержание и структура учебника положениям Федерального государственного образовательного стандарта (да/нет) (если нет, то почему). Нет – не созданы условия для развития читательской самостоятельности учащихся; в статьях, предваряющих художественные произведения, содержится практически вся информация для ответов на вопросы по текстам (тем самым главный предмет урока литературы – художественное произведение – становится избыточным и лишь иллюстрирует положения вводных статей, отражающих точку зрения составителей учебника).
2.2. Соответствует ли содержание учебника предметным результатам освоения основной образовательной программы, с учетом специфики содержания предметных областей (да/нет), (если нет, то почему). Да, но только в плане отбора учебного материала.
2.3. Соответствует ли содержание учебника планируемым результатам освоения основной образовательной программы. (да/нет), (если нет, то почему
Нет, так как отсутствуют условия для развития читательской самостоятельности учащихся: все необходимые выводы и наблюдения можно найти в статьях, размещенных как перед художественными произведениями, так и после них.
* Раздел 1 (Квалификационные критерии автора) не обязателен для
заполнения.
Оценка научного содержания учебника
3.1. Общий уровень научного содержания учебника по 10-балльной шкале (0 – минимальный, 10 – максимальный): ___4__
3.2. Является ли содержание учебника оригинальным авторским текстом (да/нет). да
3.3. Достаточно ли объема научных знаний, представленных в учебнике, для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы по предмету (да/нет), (если нет, то почему). Нет, так как вводимые в учебнике научные понятия не отрабатываются практически, не включаются в деятельность шестиклассников
Отрабатываются в методическом аппарате учебника и в рабочей тетради
нет выразительной соответствующей возрасту наглядности, способной поддержать осмысление вводимых понятий;
Включение дополнительных схем, иллюстраций не представляется возможным по нормам САНПИНа. Кроме того, использование других типов наглядности в ходе урока, как правило, определяется непосредственно учителем и рекомендовано в методическом пособии к учебнику.
дефиниции и примеры из классической литературы мало эффективны в качестве средства освоения научных понятий, вводимых в учебнике в огромном количестве;
замечание не понятно: на каких примерах объяснять литературоведческие понятия, как не на классических литературных?!
биографическая информация часто отлита в форму пафосного штампа.
3.4. Соответствует ли содержание учебника Фундаментальному ядру содержания общего образования по данному предмету (да/нет), (если нет, то почему). Да – с точки зрения отбора учебного материала; нет – с точки зрения освоения видов деятельности, соответствующих предметному содержанию.
3.5. Является ли научное содержание учебника дискуссионным в современной науке по соответствующему научному направлению (да/нет). да
3.6. Содержит ли текст учебника сведения о последних достижениях и результатах в данной области науки (да/нет). нет
Наличие фактических ошибок и несоответствия современным научным представлениям.
4.1. Имеются ли фактические ошибки и несоответствия? (да/нет) да
4.1. Если имеются, то укажите общий объем имеющихся ошибок и несоответствий (значительный, средний, незначительный) средний
4.2. Если имеются, то укажите фактические ошибки и несоответствия (с указанием страницы текста и правильного варианта). Малопонятные и неграмотные формулировки типа: «Былина выражает эпос русской жизни» (часть 1, с. 23); часть 1, с. 53: пересказ Т.Н. Михельсона (а надо: Т.Н. Михельсон, так как речь идет о Татьяне Николаевне); часть 1, с. 59: неточная метрическая модель к стихотворению Тютчева (из-за высокой степени сложности самого стихотворения, а также в связи с нехваткой понятий «скандирование» и «стопа»; в целом недостаточно оправданный подступ к стиховедению, без актуальной наглядности и организации учебной деятельности); часть 1, с. 60: ямб и хорей названы стихотворными размерами, между тем это виды стоп (понятие стихотворного размера включает не только характер стопы, но и количество стоп в строке); некорректные формулировки типа «что является источником стихотворного ритма?» – часть 1, с. 60 и др.; не оправдано включение в учебник крупнообъемных произведений в сокращении, если они широко издаются (А.С. Пушкин «Дубровский»; Сент–экзюпери «Маленький принц» и др.
5. Рекомендации и пожелания эксперта (в свободной форме)
___1. Привести учебный материал, понятийный материал и характер учебной деятельности в соответствие с возрастными особенностями шестиклассников.
2. Обеспечить наглядность, необходимую для освоения актуальных научных понятий.
Включение дополнительных схем, иллюстраций не представляется возможным по нормам САНПИНа. Кроме того, использование других типов наглядности в ходе урока, как правило, определяется непосредственно учителем и рекомендовано в методическом пособии к учебнику.
3. Во главу угла поставить не разъяснение учащимся особенностей рассматриваемых произведений, но их собственную деятельность, направленную на наблюдение над текстами и собственными читательскими реакциями.
3. Включить в учебник больше произведений мажорной тональности, внушающих подросткам ощущение радости бытия.
Подбор произведений осуществлен в соответствии со стандартом 2004 г. и примерными программами 2010 г. Понятия «мажор» и «минор» не регламентированы в указанных нормативных документах. Более того, включение трагических произведений полезно для развития личности, поскольку воспитывает способность к сопереживанию.
4. Тоньше продумать характер учебной коммуникации, направленный на обмен читательскими версиями.___
Благодарим за тонкое предложение, поскольку коммуникация на уроке не входит в задачу учебника, рекомендации по организации учебного общения включим в методическое пособие.
5. Более разнообразно и серьезно использовать ИКТ и интеграцию предметных областей.
в учебнике уже приводятся задания, направленные на формирование связи между литературой и живописью, музыкой, историей. Использование же ИКТ на занятии определяется непосредственно учителем, поэтому не может быть отражено в учебнике, но отмечено в методических рекомендациях к нему.
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Комментарий к одному из положений федерального компонента
образовательного стандарта второго поколения
Требования к результатам обучения в программах существуют в двух новых формулировках:
1) школьник научится;
2) школьник получит возможность научиться.
Формулировка "школьник научится" предполагает получение предметных результатов, отражающих обязательный минимум содержания образования.
Формулировке "школьник получит возможность научиться" соответствуют планируемые результаты содержания образования.
На уровне организации материала в самом учебнике (то есть на уровне его методического аппарата) первое от второго отличается тем, что материал, ориентированный на обязательный минимум (получение предметных результатов: "школьник научится"), обязательно должен быть отработан: в учебнике должны быть созданы механизмы, способствующие его усвоению и присвоению: зоны продуктивного повторения; возвращение к изученному в новом контексте, по другим основаниям; возможность практического использования (применения) уже усвоенного; представление уже изученного в "новых" формулировках и т.д. Количество таких "возвращений" к уже изученному материалу должно быть достаточно большим (от 7 до 14 раз), если ответственно относиться к решению задачи "обеспечить образовательный минимум". Более того, этот материал подлежит контролю и оценке.
Планируемые же результаты ("школьник получит возможность научиться") связаны с решением другой задачи: мотивировать сильных учеников, поддерживать их интерес к предмету, обеспечить преемственность начальной и основной школы. Материал учебника, ориентированный на планируемые результаты, не требует отработки (повторяемости, возвратов, контроля!!!): он остается на уровне знакомства ребенка с этим материалом
[1] Эксперт проводит экспертизу и осуществляет оценку с использованием следующих материалов: а) текст учебника; б) пояснительная записка к учебнику; в) квалификация автора(ов), включая наличие ученых степеней, званий, научных публикаций.