«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫСРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
№ | ТЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ | МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ |
Вводное практическое занятие: характеристика курса и формы отчетности | Ауд. | |
«Культура и литература Средневековья» | Выставочный зал Дворца книги | |
«Терминология к курсу «История зарубежная литературы Средних веков и Возрождения» | Ауд. | |
««Песнь о Нибелунгах» как вершина немецкого героического эпоса» | Ауд. | |
«Своеобразие сонета Возрождения» | Ауд. | |
«Культура и литература эпохи Возрождения» | Выставочный зал Дворца книги | |
«Трагедия У.Шекспира «Король Лир»» | Ауд. | |
«Мировое значение романа М.Сервантеса «Дон Кихот»» | Выставочный зал Дворца книги |
П рактическое занятие № 1. Характеристика курса и основные формы отчетности.
Практическое занятие №2. Культура и литература Средневековья.
Внимание:
Семинарское занятие проводится в выставочном зале Дворца книги при участии Отдела искусств и Отдела редкой книги. По посещению выставки студент предоставляет конспект беседы, а также рецензию на проведение выставки.
Материал оформляется в тетради для семинарских занятий и сдается тьюторам.
Практическое занятие № 3. Терминология к курсу «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения».
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
5. Периодизация Средневековья. Социально-исторические и основные культурные явления выделенных периодов.
6. Дать определение следующим терминам:
1)схоластика, дидактика, топос, кеннинг;
2)фантастика, синкретизм
3) сюзерен, вассал, клирик, бюргер, виллан, миннезанг, куртуазия, рыцарь;
7) эпос, сага, фаблио, шванк, новелла, моралитэ, миракль, мистерия, фарс, соти, утопия, эпопея;
8) скальд, скоп, друиды, филиды, жонглер, хуглар, шпильман, трубадур, трувер, миннезингер, вагант;
9) гуманизм, гуманист, Реформация, Реконкиста, инвеститура (инвестура).
Литература:
7. Словарь литературоведческих терминов (любая редакция).
8. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2000.
9. Алексеев М., Жирмунский В., Мокульский С., Смирнов А. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987.
ЗАДАНИЯ:
5. Сделать развернутую таблицу, в которой отражено социально-историческое и культурное содержание периодов.
6. Составить терминологический словарь к курсу, по материалам которого планируется проводить мини - контрольные работы на лекциях.
Практическое занятие № 4. «Песнь о Нибелунгах» как вершина немецкого героического эпоса.
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
9. Характерные особенности немецкого героического эпоса. Время возникновения. Этапы развития.
10. Генезис «Песни о Нибелунгах». Теория А.Хойслера об особенностях формирования «Песни…» Отголоски текстов «Старшей Эдды» и их роль в «Песни о Нибелунгах».
11. Сюжетно-композиционное и идейно-тематическое своеобразие «Песни…». Система образов.
12. Место «Песни о Нибелунгах» в контексте мировой культуры и литературы.
Литература:
5. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. – М., 1960.
6. Гуревич А. Средневековый героический эпос германских народов. Вступ. ст. // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М., 1975. – С.5-26.
Художественные тексты:
5. «Песнь о Нибелунгах».
6. «Старшая Эдда»: «Первая песнь о Гудрун», «Краткая песнь о Сигурде».
Практическое занятие № 5. Своеобразие сонета Возрождения.
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
- Сонет как твердая поэтическая форма (генезис, особенности структуры – строфика, рифмовка).
- Данте А. «Новая жизнь» Своеобразие структуры сборника. Анализ сонета «В ее очах…».
- Петрарка A. «Книга песен». Общая характеристика. Анализ сонетов: «Благословен день, месяц, лето, час…» (LXI), «Уходит жизнь – уж так заведено…» (CCLXXII).
- Шекспир В. Сонеты. Общая характеристика. Анализ сонетов: «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…» (66), «Уж если ты разлюбишь – так теперь…» (90).
Литература:
7. Словарь литературоведческих терминов (любая редакция).
8. История зарубежной литературы (см. рекомендуемые пособия для филологических факультетов вузов).
9. Зарубежная литература Средних веков: Хрестоматия. П/р. Пуришева Б. – М., 1975.
Практическое занятие №6. Культура и литература эпохи Возрождения.
Внимание:
Семинарское занятие проводится в выставочном зале Дворца книги при участии Отдела искусств и Отдела редкой книги. По посещению выставки студент предоставляет конспект беседы, а также рецензию на проведение выставки.
Материал оформляется в тетради для семинарских занятий и сдается тьюторам
Практическое занятие № 7. Трагедия В.Шекспира «Король Лир».
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
11. Трагедии Шекспира как итог эпохи Возрождения.
12. Сюжет трагедии. Картина мира. Проблема зла: образы Эдмонда, Реганы, Гонерильи.
13. Образ короля Лира. Трагический путь познания.
14. Открытость финала и его значение в трагедии.
15. Особенности реализма Шекспира: средства создания образов, языковые особенности.
Литература:
10. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. – М., 1973.
11. Пинский Л. Трагедия состояния мира. // Пинский Л. Шекспир. – М., 1971.
12. Смирнов А. Шекспир. – М.-Л., 1963.
Практическое занятие №8. Мировое значение романа М.Сервантеса «Дон Кихот» Внимание:
Семинарское занятие проводится в выставочном зале Дворца книги при участии Отдела искусств и Отдела редкой книги. По посещению выставки студент предоставляет конспект беседы, а также рецензию на проведение выставки.
Материал оформляется в тетради для семинарских занятий и сдается тьюторам.