Искусство Италии XVII век
Барокко.
Эпоха барокко связана с формированием в Европе капиталистических отношений.
Со второй половины XVI в. в некоторых государствах Западной Европы Возрождение сменяется стилем барокко, хотя его истоки лежат уже в творчестве Микеланджело.
В некоторых странах барокко плавно переходит в рококо, это касается искусства Франции. Временные рамки эпохи: конец XVI в., весь XVII век и, в отдельных странах, первая половина XVIII в."Барокко" в переводе с итальянского означает "прихотливый", "вычурный", а в переводе с португальского - жемчужина неправильной формы. Барокко - так называемый "большой стиль".
Признаки барокко
1. Отказ от правильной симметрии во внешнем и внутреннем оформлении зданий. Прихотливость декора, использование в нем фантастических образов, асимметрия, патетика. (Именно в это время будет сформулирован постулат, что симметрия - эстетика дураков.)
2. Сильная эмоциональная выразительность (сложное движение и ракурс).
3. Пристрастие к внешним эффектам и преувеличенной экспрессии, особенно в изобразительных искусствах (скульптура, живопись).
4. Барокко не пытается создать канонические образцы, оно ориентировано на индивидуальное, конкретное мастерство и вдохновение, тогда как классицизм стремится к нормативной эстетике.
5. Пышность и роскошь. Огромные размеры (архитектура, скульптура, живопись, ДПИ)
6. Синтез архитектуры, ландшафтной архитектуры, скульптуры, живописи (создание ансамбля) порождает в эпоху барокко иную концепцию организации пространства.
Барокко дворцов начинает соревноваться с пышными католическими церемониями в древних соборах. Церковь, в свою очередь, привлекает и щедро субсидирует художников, музыкантов и поэтов, которые могут поддержать ее притязания на всеобщую духовную власть.
|
Родина барокко – Италия, Рим, Ватикан.
Искусство Италии XVII век
Италия, родина Возрождения, сыграла огромную роль в распространении барокко в странах Европы. Искусство барокко было сложным и многогранным, потому что барокко - это, во-первых, искусство, основанное на непосредственной передаче движения, схваченного в момент кульминации, и во-вторых, искусство театральное, самосозерцательное. Отсюда его пронзительная эмоциональность.
Архитектура
Главный храм римско-католической церкви в Италии - собор Святого Петра в Ватикане, строительство которого было начато еще Донато Браманте, в стиле ренессансной культуры.
Микеланджело, создал купол ("точка отсчета"). Купол стал не только совершенным архитектурным сооружением, но как бы центром всего католического мира. Аллегорический смысл собора развивает и усиливает продолжатель строительства - Бернини. Созданная им колоннада, окаймляющая площадь собора, должна была вместе со всем сооружением воплощать в себе церковь, христианство и небесный свод, распростершийся над миром. Крылья колоннады Бернини - словно руки собора, а купол - его голова.
Особое место в истории барокко вообще и итальянского барокко в частности занимает личность поразительных масштабов, теоретик искусства, живописец, скульптор и зодчий Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Главным делом его жизни и главным свершением стал собор Святого Петра в Риме. В возведении главного храма католического мира до Бернини уже участвовал ряд выдающихся зодчих эпохи Возрождения, среди которых был и гениальный Микеланджело Буанаротти. Но все это только усложняло задачу: свои идеалы нужно было корректно увязать с достижениями предшественников, и Бернини это удалось.
|
В интерьере собора им был сооружен киворий (сень на месте молений Папы) высотой 30 м, поддерживаемый четырьмя колоннами (26 м). Их линии свиваются в спираль, что подчеркнуто золочеными каннелюрами. По низу колонн вьется скульптурный плющ, а водруженная на колонны сень выглядит как богатая драпировка с фестонами, на ней сидят, свесив ножки, прелестные пухленькие ангелочки... Витая форма этих колонн тектонически не оправдана, и настолько декоративна, что позднее ее можно увидеть в барочных сооружениях по всему миру.
Выполненное Бернини (сообразно замыслам Микеланджело) внутреннее убранство собора является замечательным образцом барочного церковного оформления в интерьере и производит впечатление парадности, исключительной торжественности и величия.
Самым значительным архитектурным достижением Бернини является площадь перед собором Святого Петра. Он выстроил как бы две площади, соединенные вместе. Одна - овальная, окружена колоннадой, а другая - в форме трапеции, замыкается с одной из сторон самим зданием собора. В центре большой площади расположен обелиск, а по сторонам, в фокусах эллипса, расположены фонтаны. Колоннады не дают подойти к собору с боковых сторон, паломники и туристы могут видеть только его парадный фасад. Гигантская фасадная стена собора, украшенная колоннами и лепниной, завершает комплекс и подготавливает эффект восприятия его интерьера.
|
Церковь Сан-Карло (1638 – 1640 гг.) у четырех фонтанов в Риме – небольшая, нарочито сложная по форме, построенная мастером барокко Франческо Борромини;
Церковь Сан-Карло у четырех фонтанов
Скульптора
Не менее велик Бернини и как скульптор. Его многочисленные портреты современников, аллегорические и мифологические герои поражают жизнеподобием, динамизмом, красотой и театральностью.
«Давид»
Обратимся к знаменитой алтарной композиции Бернини "Экстаз св. Терезы". В этой работе, находящейся в капелле церкви Санта-Мария делла Виктория в Риме, скульптору удалось "остановить" полет золотой стрелы за какую-то секунду до того, как она пронзит сердце святой, и передать выражение экстаза, озарившего в этот момент ее черты. По обеим сторонам композиции в нишах, похожих на ложи оперного театра, изображены владельцы капеллы - члены семьи Корнаро, беспредельно равнодушные к прекрасному видению.
"Экстаз св. Терезы".
По силе контраста, динамическому драматизму образа, реальности и вместе с тем иллюзорности – это, несомненно шедевр барочной скульптуры, выражающий одновременно и возвышенное религиозное чувство, и мирскую суетность общества, воспринимающего жизнь как театр, считавшего его реальней самой жизни.
Не следует забывать также, что Бернини был мастером надгробий и оформителем торжественных процессий. Его работы всегда потрясают, будоражат сознание зрителя. Даже когда он берет сюжет из классической мифологии, его трактовка вызывает изумление: примером может служить украшающая виллу Боргезе скульптурная группа "Аполлон и Дафна", изображающая превращение нимфы в лавровое дерево.
Многие исследователи истории искусства считают Бернини главным персонажем всей эпохи барокко.
Живопись
Синтез живописи, архитектуры, скульптуры порождает в эпоху барокко иную концепцию организации пространства. В XVII в. появляется новая живопись. Изображение отныне не сводится только к линии и цвету; художник хочет передать нечто выходящее за пределы линий, красок и перспективы, воздействующее на чувства и воображение зрителя. Чтобы пробудить фантазию, художник стремится разрушить барьер между зрителем и произведением искусства и придать картине беспредельность.