Сценарий открытия Месячника русского языка и литературы
В МОАУ башкирская гимназия-интернат
Цель: проведения предметного месячника русского языка и литературы:
повышение интереса учеников к учебным предметам - русский язык и литература, формирование познавательной активности, расширение кругозора.
Задачи:
- совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
- выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка.
Время проведения: первая неделя марта
Место проведения: фойе второго этажа учебного корпуса
Форма проведения: предметная линейка
Ответственные: учителя Идрисова Р.В., Уразова Л.И., Ягафарова Г.А.
Обучающиеся 5, 8, 9, 10 классов
Ход линейки:
Чтение стихов под музыку.
Стихотворение Тургенева - Русский язык
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
___________________________________________________________________________
А.Азнагулов
Анна Ахматова
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Р.Ганиев
Николай Заболоцкий
Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык!
А.Мунасипов
Валерий Брюсов
Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи - как дым алтарный!
Как вызов яростный - мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил,
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев - нежданных,
Овладевавших мной стихов.
Г.Акбашева
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Инсценировка:
(На сцену выходят Королева Пунктуация – Земфира Хантимирова, Королева Орфография-Айгузель Мухамедьянова, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо)
Королева Пунктуация:
Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?
Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило.
Из стихотворения А. Шибаева "Грустные вести"
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
"Здесь чудный лук, и я лижу", -
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
"Здесь – лиса, красивый длинный прут".
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Королева Пунктуация:
Твой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставь - ка правила учить…
Королева Орфография:
Да-да, пойду его лечить.
Заставлю правила учить!
Королева:Пунктуация:
Вот ведь как иногда случается…Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут.
Придворный:
Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокин…знали бы вы его взгляды на изучение грамматики.
Королева Орфография:
А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно!
Придворный – Уразаев Салават:
Оказывается, есть. Вот послушайте:
Рассказывают 2 чтеца
1-ый Канчурин Ильяс
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
2-ой Сырлыбаев Юнир
- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
1-ый
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
2-ой
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
Придворный:
Вот какой ленивый Лежебокин.
Королева Орфография:
И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного.
Придворный:
Конечно. конечно…Наши гости, ваше величество, преуспели в изучении русского языка.
Королева Пунктуация:
И мы не будем в стороне от великих открытий, которые нам приготовила удивительная Литература.
И как сказал писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин: «Только одна литература неподвластна законам тления. Она одна не признаёт смерти»
И, конечно, девизом Месяца русского языка и литературы будут слова великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение!»
В добрый путь, дорогие читатели!
Монтаж из высказываний о языке – обучающиеся 5 класса
1-й «Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык»
2-й: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
3-й: Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.
4-й: Язык национальной гордости и достоинства!
1-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
2-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
3-й
Д о р о ж и т е
Родным, милым словом:
М н о г о л и к и м -
Большим языком!
Нашей жизни ОН -
П е р в о о с н о в а -
Всем народам
Планеты - знаком!
Берегите ЕГО
От цветистых
Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток -
От наречий ручьистых -
Не затмил
Родника - Родников!
В нём черпайте
Живящую силу:
Русских говоров,
Песен, стихов... -
Всё, что дорого
С е р д ц у,
Чтоб слилось
В ЯЗЫКЕ, - Как Основе Основ!
4-й
Чистый, красивый язык – это оружие в борьбе за знания. Если каждый из вас будет хорошо владеть родным языком, то вы сможете четко и точно излагать свои мысли.
1-й
Как много добрых слов на Голубой планете:
Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!
А грязные слова нам Землю засоряют;
Калечат души нам и счастье разрушают.
2-й
И пусть из чистых уст на Голубой планете
Прекрасные слова лишь произносят дети!
И голубь мира всем несет благое слово,
Чтоб наш родной язык мог возродиться снова!
3-й
Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи
Все грубые слова и злое просторечье.
А чистые слова бриллиантом засверкают,
Как капельки росы на солнце засияют.
Пусть радуга-дуга, как символ красоты,
Приносит в нашу речь побольше…
Чистоты!
4-й
Чистое слово,
Чистое дело,
Чистое сердце
Радостно, смело
Провозглашаем мы на планете
Чтоб были счастливы люди на свете.
Ведущий: Елкибаев Инсаф:
Разрешите познакомить присутствующих с планом проведения Месячника русского языка и литературы.