Тема урока: «Поход Александра Македонского на Восток»
Задачи урока: 1)Познакомиться с личностью Александра Македонского. Какими чертами характера обладал? Какие качества полководца имел Александр?
2) Рассмотреть важнейшие события похода А. Македонского на Восток и итоги этого похода (учимся работать с исторической картой и составлять таблицу).
Главный вопрос урока: Каковы были причины гибели Персидской державы?
Задание 1 на повторение ранее пройденного материала. В рабочей тетради выполните опросник.
1) Где расположена Македония:
А) На севере Балканского полуострова; Б) На Юге Балканского полуострова;
В) В западной Европе; Г) В северной Европе
Усиление Македонии в IV (4-м) веке до н.э. связано с царём
А) Дарием; Б) Филиппом; В) Ксерксом; Г) Крезом
Одна из причин военных успехов македонского войска
А) использование метательных орудий и осадных башен; Б) использование пехоты;
В) построение воинов в фалангу; Г) стремление завоевать другие страны
Во сколько рядов строилась Македонская фаланга
А) 14; Б) 16; В) 6; Г) 10
В Афинах непримиримым противником Филиппа и его завоеваний был
А) Перикл; Б) Демосфен; В) Солон; Г) Исократ
6) Кто из греков утверждал «Врагов боятся меньше, чем собственных сограждан…»
А) Исократ; Б) Демосфен; В) Аристотель; Г) Плутарх
Заполните пропуски в тексте.
А) После поражения в сражении при городе ______ Греция попала в зависимость от Македонии. Б) Это сражение состоялось в _________ г. до н. э. В) В разгар этой битвы сокрушительный удар по грекам нанесла конница, которой командовал __________.
Как в наши дни называют грозную, обвинительную речь? С какими событиями связано происхождение данного понятия?
Укажите не менее трех причин поражения Греции от Македонии?
Проверьте себя, используя ключи:
1) А (1 балл)
2) Б (1 балл)
3) А (1 балл)
4) Б (1 балл)
5) Б (1 балл)
6) А (1 балл)
7) А) Херонея; Б) 338 г. до н. э.; В) Александр (3 балла)
8) Филиппика (1 балл). Происходит от имени Филиппа II, против которого были направлены обличительные речи Демосфена (1 балл)
9) Причины поражения Греции (3 балла):
А) Сильная, хорошо дисциплинированная армия македонян.
Б) Междоусобные войны греческих полисов ослабляли их и мешали объединиться. Борьба бедных и богатых в греческих полисах.
В) Умение Филиппа II ссорить своих противников между собой, играть на их противоречиях, использование подкупа.
Новый материал
Прочитайте дополнительный материал и дайте в тетради развернутый ответ на вопрос: Какими качествами личности и характера обладал Александр?
2) Посмотрите видеоурок: «Поход Александра Македонского на Восток» и внимательно прочитайте параграф 42. Для того, чтобы посмотреть видео урок, пройди по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=RduV7uwhgQU
· Запишите в тетради дату и событие: 334-324 гг. до н. э. – поход Александра Македонского на Восток
· Заполните в тетради таблицу «Поход Александра Македонского на Восток», используя материал параграфа и видеоурока. В таблицу необходимо внести даты сражений и их итоги.
Дата | Сражение | Итоги сражения |
334 г. до н. э. | битва на реке Граник | Победа македонян. Открыт путь вглубь Малой Азии. |
Сражение при Иссе | ||
осада города Тир | ||
битва при Гавгамелах | ||
начало похода в Индию |
· Внимательно рассмотри карту на стр. 204.
· В тетради дай ответ на вопрос: Какими качествами полководца обладал Александр Македонский?
· Запиши в тетради значение крылатого выражения «разрубить Гордиев узел»
· Подумай над вопросом (устно): Какие новые черты характера появились у Александра Македонского в ходе его победоносных походов?
· В тетради запиши, в чем состояли причины гибели Персидской державы (укажи не менее трех причин).