Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускников.
Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций. Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования в вузе.
Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:
- принцип гуманизации как приоритетный принцип образования, обеспечивающий личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую реализацию выпускника;
- принцип фундаментализации, способствующий ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;
- принцип компетентностного подхода, определяющий систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, и формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;
- принцип социально-личностной подготовки, обеспечивающий формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретённых гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учётом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;
- принцип междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника.
В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник высшего учебного заведения при подготовке по образовательной программе первой ступени (специалист) должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:
- компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации,
- компетенции гражданственности и патриотизма,
- компетенции социального взаимодействия,
- компетенции коммуникации,
- компетенции здоровьесбережения,
- компетенции самосовершенствования.
Выпускник в процессе социально-гуманитарной подготовки должен развить следующие метапредметные компетенции:
- владение методами системного и сравнительного анализа;
- сформированность критического мышления;
- умение работать в команде;
- владение навыками проектирования и прогнозирования;
- сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремлённость, а также мотивационно-ценностных ориентаций;
- умение учиться, повышать квалификацию в течение всей жизни.
Цели и задачи учебной дисциплины «Политология»
В общей системе дисциплин социально-гуманитарного цикла политология занимает свое особое место. Изучение политологии позволяет студенту понять мир политики, совокупность властных отношений как источник и механизм организации совместной жизни людей, целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и в мировом сообществе.
В условиях развития Республики Беларусь как суверенного государства политическое образование является основой формирования патриотического мировоззрения будущего специалиста, помогает ему выработать стратегию своей жизнедеятельности. Овладение политологическими понятиями и категориями, отображающими объективные тенденции развития общества, способствует формированию навыков выбора эффективных управленческих решений в условиях меняющегося мира.
Теоретическая направленность курса сочетается с анализом реальных политических отношений, которые рассматриваются в единстве и взаимозависимости с экономическими, социальными, культурными, историческими аспектами общественной системы.
Основные цели преподавания дисциплины:
– формирование личности студента как гражданина, политически образованного, с развитым политическим мышлением;
– утверждение социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;
– развитие прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли.
Задачами курса «Политология» являются:
– усвоение студентами основных политологических понятий и проблем, формирование соответствующих компетенций – предметных и операциональных;
– развитие устойчивого интереса к общественно-политическим процессам, стремления к политическому самообразованию;
– ориентирование студентов на осмысление и анализ политических процессов, протекающих в стране и мире;
– утверждение гражданственности, активной личностной позиции будущих специалистов в решении общественно-политических и профессиональных проблем;
– формирование навыков принятия управленческих решений, понимания тенденций развития сфер общественной жизни, политики государства, реализуемой в конкретных областях (сельского хозяйства, здравоохранения, образования, спорта и т.д.).
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
– основные теоретико-методологические проблемы политологии;
– ключевые подходы к анализу политических явлений, методы политических исследований;
– специфику формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь;
– природу и сущность государства, политической власти, ее субъектов и объектов, взаимоотношения политики с другими сферами общества;
– специфику политических процессов, тенденции развития современного мира;
– сущность и функции политического сознания, политической культуры, основные идеологические течения.
Выпускник должен уметь:
– формировать и аргументировать свою политическую позицию;
– анализировать конкретные политические ситуации и процессы в современном мире и Республике Беларусь;
– участвовать в функционировании политической системы общества как избиратель, гражданин, проявлять культуру политического участия;
– взаимодействовать с государственными структурами, формулировать собственные интересы и выражать их через структуры гражданского общества;
– применять политологические знания к решению профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;
– воспитывать в себе лидерские качества, стремиться к достойному выполнению своего гражданского и профессионального долга;
– оценивать перспективы развития современных политических процессов, предлагать пути решения возникающих проблем.
– осуществлять поиск и анализ необходимой информации, оценивать ее значимость, использовать в процессе принятия решений.
Требования к предметным компетенциям выпускника учитывают, что понимание политического аспекта экономических, экологических, культурных, технических проблем весьма важно для будущего специалиста, участвующего в процессе принятия управленческих решений. Изучение, понимание сложных политических проблем профессионально необходимы специалистам разных сфер.