В настоящее время на территории России, Украины, Белоруссии имеется ряд небольших предприятий ручного ткачества, где работают ткачихи, владеющие мастерством изготовления художественных тканых изделий в традициях народных узорных тканей.
Они выпускают декоративные покрывала и наволочки на декоративные подушки, узорные скатерти и салфетки, различные коврики на кресла, тканые ковры, нарядные подарочные полотенца, дорожки и другие изделия, предназначенные в основном для украшения современного интерьера.
Узорное ткачество как вид русского народного искусства существует с незапамятных времен. Узорные скатерти-столешницы, полотенца были известны еще в XII веке. Вплоть до XVIII века узорное ткачество носило характер домашнего ремесла. Крестьянские ткани изготавливались на ручном ткацком станке. Характер орнамента народных тканей разнообразен: простые и сложные геометрические фигуры (ромбы, квадраты, многоугольники), на Севере России преобладали обобщенные изображения растений, животных, человека (в том числе в Вологодской области). Со 2-й половины XIX века тканые предметы русского народного костюма сочетались с вышивкой, лентами, позументами, придающими праздничность одежде. Особенно нарядным был праздничный костюм: в него входили шитые из домотканого холста рубахи с широким тканым узором на подоле и рукавах, передники - запоны, клетчатые поневы, шушпаны, узорные тканые пояса и многое другое. Среди бытовых изделий можно выделить льняные узорные скатерти-столешницы с вязаной прошвой посередине, полотенца, нарядные подзоры, дорожки, покрывала. При сравнении современных изделий узорного ткачества с подобными изделиями прошлого века можно увидеть устойчивость традиционных технических приемов и связанных с ними художественных особенностей.
|
Искусство узорного ткачества было развито повсеместно в крестьянском быту не только у русского народа, но и у украинцев, белорусов и у других народов России. У каждого из них оно отличалось своими чертами, характеризующими его как часть национальной культуры.
Несмотря на общее стилевое единство, русские народные ткани чрезвычайно разнообразны. В каждой области, и порой даже в каждом районе, существовали небольшие локальные центры узорного ткачества, и в каждом из них оно отличалось своеобразными чертами, выраженными в некоторых особенностях общего колорита, в расположении узора на вещи, количественном соотношении гладкого поля и узора, наконец, в самом назначении предметов, украшенных ткаными узорами.
Раньше такие ткани, служившие украшением дома, имели и свои разнообразные значения. К примеру, первый день выгона скота весной или первый летний сенокос всегда сопровождались калейдоскопом ярких и искусных одежд, созданных талантливыми и трудолюбивыми мастерицами. Зачастую буквально каждый узор на этих одеждах обозначал или олицетворял что-либо. Существовали различные символы, говорящие о том или ином явлении. Так, например, люди верили, что символ «репейник» (ромб с «рожками» на каждой его грани) притягивает счастье и благополучие. Символы Громовержца, крылатого божества земли, могут даровать новую жизнь. Символы богини-девы Громовицы (Веснянки) обладают силой причинять как жизнь, так и смерть.
|
Узорное ткачество сегодня активно развивается центрами традиционной культуры, работают индивидуальные мастера. Развитием традиционного узорного ткачества занимаются специалисты Вологодского областного научно-методического центра. В Вологодской области в городе Череповец на основе местных ткацких артелей в 1930-е гг. была основана фабрика «Красный ткач».
В современных изделиях мастеров сохраняется яркая многоцветная гамма вологодских узорных тканей. Занавеси, дорожки, покрывала, салфетки из хлопчатобумажной и полушерстяной пряжи отличаются разнообразием и сложностью узоров, использованием ткацких эффектов переплетений.
В узорном ткачестве существует несколько техник исполнения.
По внешнему виду браные ткани напоминают вышивку вперед иглой: и там и здесь цветней нитке проходит то сверху, то снизу полотна, не включаясь в полотняное переплетение. Браный узор в ткани слегка рельефен: в том месте, где узорный уток делает настил с лицевой стороны, там он возвышается над тканью благодаря своей толщине, а там, где он прячется на изнанку, получается углубление. Этим браный узор отличается от закладного.
Некоторые виды счетной гладьевой вышивки по внешнему виду и структуре настолько близки браному ткачеству, что отличить их друг от друга может только очень опытный глаз. Рельеф узора в браном ткачестве еще больше усиливается; если применяют толстые нити в узорном утке. Это дает возможность создавать белый узор на белом фоне. В этом случае декоративный эффект достигается благодаря игре светотени.
В большинстве же случаев браные ткани двухцветные — с красным узором на белом или суровом фоне. Здесь декоративный эффект достигается цветовым контрастом, а игра светотени только дополняет его, придает ему своеобразную фактуру.
|
Что касается узора, то для браного ткачества характерно горизонтальное фризовое построение орнамента. Если в браном узоре применяют не два, а несколько цветов, они тоже расположены в виде горизонтальных полос. Контур рисунка в этой технике, как и в закладной, всегда имеет более или менее заметный уступ.
В браном ткачестве можно выполнять и простые, и самые сложные геометрические узоры. Встречающиеся в отдельных случаях мотивы птиц, животных или человека всегда сильно геометризированы.
Своеобразие браных тканей определяется особой техникой исполнения. В браном ткачестве как фон, так и узор ткутся челноком по всей ширине ткани; для фона чаще всего применяют белые или суровые льняные нити, а для узора — красную «бумагу», сложенную в несколько нитей. Фон ткут как простое домотканое полотно, на двух ремизках. Для прокидки нитей узорного утка применяется особая дощечка— «бральница», на которую предварительно набраны нити основы согласно узору по счету. Этим и объясняются уступы и геометризация орнаментальных форм.
Образующие узор цветные нити в браном ткачестве, как в некоторых видах счетной вышивки, ложатся настилом по полотну то с лицевой, то с изнаночной стороны, поэтому узор на изнанке является как бы негативным отражением узора на лицевой стороне, в то время как в «закладах» лицевая и изнаночная стороны совершенно одинаковы.
В большинстве случаев браные ткани менее насыщены по цвету, чем «заклады»,— яркий цвет узорных нитей несколько смягчается белым или суровым фоном полотна. И только в отдельных районах, чаще на юге России, можно встретить браные узоры очень интенсивные по цвету за счет большой плотности узора или применения цветного фона.
Двухцветные браные узоры очень декоративны. Умелое использование тонов одного и того же цвета, рельефность фактуры, богатство орнаментальных разработок и ритмических построений узора делает браное ткачество одним из самых привлекательных и интересных.
Браное ткачество как на Севере, так и в центральных и южных районах России было излюбленным в крестьянском быту. В каждом районе узоры отличались своеобразным колоритом, композицией и ритмическим строем, сохраняя в то же время общее стилевое единство. Браное ткачество встречается также и у татар, башкир, удмуртов, коми, карел; у каждого народа браные узоры, естественно, имели неповторимые национальные особенности.
По способу выполнения браное ткачество близко выборному, где для получения узора применялась та же дощечка-«бральница». Но здесь узорный уток идет не по всей ширине ткани, от кромки и до кромки, а отдельными участками, часто различными по цвету. Фоновое полотно, как и в браном ткачестве, ткут на двух ремизках при помощи челнока.
Ритм чередования цветовых пятен в выборном ткачестве гораздо свободнее, чем в браном. Здесь на одной горизонтали в узоре могут располагаться, как и в «закладах», сразу несколько цветов. Фактура при выборном ткачестве остается такой же рельефной, как и в браном.
Фоновое полотно в старых «выборах» выполнялось из льняных белых или суровых ниток, в более поздних — из хлопчатобумажных. Для цветного узорного утка в «выборах» часто применялась шерсть домашнего крашения или шерстяной гарус самых ярких цветов. Встречаются и двухцветные «выборы» — красно-белые; от браных тканей они отличаются тем, что в них элементы узора расположены более свободно и между ними может быть довольно большое пространство гладкого полотняного фона, чего никогда не бывает в браном ткачестве (там это повело бы к провисанию узорных нитей с изнаночной стороны).
Таким образом, главным декоративным средством в выборном ткачестве служит тоже цвет, возможности применения которого здесь почти такие же широкие, как в закладном ткачестве. Но здесь, помимо цветового эффекта, начинает играть роль и фактура, всегда более или менее рельефная. В выборном ткачестве, так же как и в браном, выполнимы как простые, так и самые сложные орнаментальные формы геометрического характера.
Многоцветное выборное ткачество было особенно распространено в Новгородской, Вологодской, Ярославской и некоторых других губерниях России, а также в Удмуртии и Башкирии. Выборное ткачество чаще всего встречается в сочетании с браным, дополняя и обогащая его своим интересным, более свободным цветовым решением.
Браными узорами в старину любили украшать полотенца, в которых обычно выделялась кайма, часто очень широкая (60-70 см). Такие нарядные полотенца служили для подарков, для украшения дома. Рисунки чаще всего были геометрическими и состояли из горизонтальных полос, заполненных ромбами, треугольниками, розетками. Иногда попадаются и изображения животных, человеческих фигурок, чаще женских, в расклиненных треугольником юбках. Изображения всегда были геометризированными.
Употребляли браные узоры и для украшения скатертей, а также деталей женской одежды. Цвета в русском браном ткачестве использовались очень яркие, контрастные. Чаще всего это было классическое сочетание красного с белым (белый в фоне, красный в узоре), иногда к ним добавлялось немного какого-нибудь другого цвета. И только в отдельных районах России любили многоцветные пестрые узоры. Самыми богатыми по колориту, разнообразию цветов были удмуртские узорные ткани, в которых браное ткачество часто сочетается с пестрядью; цветовая гамма этих тканей порой напоминает ковер.
Одной из разновидностей браного ткачества является выборное, т. е. такое браное ткачество, в котором узорные нити проходят не по всей ширине ткани, а участками, так же как в знакомом нам переборе, поворачивая в определенных пределах то в одну, то в другую сторону.
Выборные ткани чаще, чем браные, делались многоцветными. В то время как в обычном браном ткачестве разноцветные уточные нити могут располагаться только горизонтальными полосами, в выборных тканях расположение цветов может быть произвольным.
Именно к таким тканям относятся те удмуртские узорные многоцветные ткани. Наиболее интересны удмуртские скатерти в крупную цветную клетку, чаще всего красную с темно-синим, в каждую из которых вписана способом выбора геометрическая розетка или восьмиконечная звезда. При этом применяли самые разнообразные цвета: белый, желтый, оранжевый, розовый, бурачный, синий, зеленый, чередуя их в таком ритме, чтобы получалось впечатление диагонали. Делали также клетчатые с выбором фартуки. В выборных тканях других районов тоже нередко использовали нити разных цветов.
Чаще всего выборное ткачество применялось вместе с обычной браной техникой — выборный узор как бы дополнял браный.
Например, в верхней и нижней частях каймы расположены браные полосы, а средняя ее часть представляет орнаментальные формы, выполненные способом выбора. Иногда вся кайма делается браной, а в средней части изделия разбрасываются отдельные формы (ромбы, розетки, женские фигурки и пр.), выполненные разноцветным выбором. Такие узоры использовали народные мастерицы из района Великого Устюга Вологодской области в своих изделиях — полотенцах, фартуках, головных косынках и пр., делая их необычайно красочными, нарядными.
Для закладного ткачества (в ковроткачестве его называют паласным) характерна гладкая, ровная фактура ткани, рисунок выявляется только цветом. Контур рисунка дан уступами, причем, на границе двух цветов в ткани заметны небольшие, вертикально расположенные отверстия — зазоры. Рисунок на ткани получается двусторонний.
Все эти особенности закладного ткачества объясняются техникой исполнения. Узор выполняется на станке без каких-либо специальных приспособлений, только на ремизках, путем прокладывания нитей утка отдельными участками — каждый определенного цвета. Цветовая насыщенность достигается очень большим застилом уточных цветных нитей, полностью закрывающих некрашеную, суровую или белую основу. Узор ткется строго по счету нитей, благодаря чему получаются уступы в рисунке. Зазоры же образуются в тех местах, где встречаются две нити утка различного цвета, огибающие две соседние нити основы.
Техника закладного узорного ткачества — одна из самых древних и трудоемких; и фон и узор здесь ткутся отдельными участками (каждый участок своим концом нити) так, что челнок на участках узора не применяется совсем. Количество концов нитей по ширине ткани бывает очень велико, до нескольких десятков, что очень затрудняет и замедляет процесс ткачества. Зато эта техника дает возможность очень свободно применять цвета. Количество используемых цветов и их расположение ничем не ограничено. На одной горизонтальной полосе в узоре может встречаться много различных цветов. Узоры можно выполнять очень разнообразные — от простейших до самых сложных орнаментальных форм.
Эти богатые возможности широко использовались в народном ткачестве. Большинство народных «закладов» многоцветны; цвета их, чистые и звучные, образуют живую, сочную, красочную гамму. Иногда встречаются и двухцветные закладные узоры — красные с белым.
Для народного закладного ткачества характерно также богатство и разнообразие орнаментальных форм. В каждой местности они имеют свои отличительные особенности.
Материалом для закладного ткачества часто служил лен в сочетании с окрашенной в различные цвета шерстью или красной покупной «бумагой»1; гораздо реже — шелковые цветные нити. Белый или суровый лен шел на основу, шерсть, «бумага» или шелк — на уток для образования узора.
Наибольшее распространение получило закладное ткачество в центральных и южных районах России, особенно в Рязанской губернии в районе города Сапожка, где закладными узорами украшали женскую крестьянскую одежду — рукава и подолы рубах и, в особенности, шушпаны (род верхней летней одежды свободного покроя). На Севере красно-белыми закладными узорами иногда украшали полотенца или отдельные части женского народного костюма.
Не менее интересной разновидностью браного народного ткачества является ажурное ткачество с перевивкой нитей основы. Этим способом выполняли полотенца, скатерти, занавески и другие изделия в северных районах Европейской России — Вологодской и Архангельской областях, Карелии.
Характерным для ажурного ткачества является то, что узор здесь получается из мережек, расположенных одна над другой в определенных местах ткани, где она просвечивает, образуя собственно ажур. Узоры в ажурных тканях довольно крупные, всегда строго геометрические, иногда это ромбы, треугольники, косые кресты или другие фигуры, в основе которых лежат диагональные линии, в других случаях клетки, вертикальные или горизонтальные полосы.
Выполненные большей частью из белых или суровых льняных ниток, народные ажурные ткани привлекают своей скромной изысканной красотой, тонкостью исполнения. В них хорошо выявлены свойства материала: шелковистый блеск, мягкость и гибкость льняных нитей.
Ткани эти интересны тем, что в них сочетаются ажурные участки, очень редкие, просвечивающие, с перевивкой нитей в виде кружевной сетки различного рисунка, и плотные, не просвечивающие, с гладкой или мелко-зернистой фактурой.
Техника народного ажурного ткачества еще мало изучена. В настоящее время она в ручном производстве тканей не применяется.
Одним из распространенных видов народного ткачества является ремизное, куда условно можно отнести ткачество на малом количестве дощечек (особая разновидность браного ткачества). Этот вид ткачества был широко распространен в северных районах страны — в селах, расположенных по берегам рек Мезени, Пинеги, Северной Двины, а также в центральных и южных областях России. В дальнейшем термином «ремизное узорное ткачество» мы будем называть эти родственные виды ткачества.
При ремизном ткачестве ремизки поднимают группу нитей основы таким образом, что при прокидке нитей утка на ткани образуется узор без применения каких-либо других приспособлений. Во всех остальных видах ткацкой техники ремизки служат лишь для поднятия четных или нечетных нитей в полотне или для перебора.
Ремизная техника наиболее производительна, однако требует от ткачихи большого опыта и специальной подготовки. Проборка нитей основы в ремизки, особая подвязь подножек— все это должно быть выполнено согласно задуманному рисунку строго по счету нитей. Ремизное узорное ткачество больше всего было распространено на Севере и в центральных районах России, где оно достигло совершенства. Ремизные узоры по сравнению с браными и закладными просты и всегда строго геометричны. Они состоят из небольшого количества одних и тех же элементов, повторяющихся в различных комбинациях и сочетаниях по всей ткани или на отдельных ее участках.
В цветовом отношении ремизное узорное ткачество имеет определенные закономерности: чередование цветных нитей может идти только по горизонтали и по вертикали, образуя клетки или полосы. Но, несмотря на это, ткачихи используют ремизную технику с виртуозным мастерством и создают красивые изделия.
Существует много разновидностей народного ремизного ткачества: от простейших с применением двух-трех ремизок, до более сложных восьми – шестнадцати ремизок. Простейшим видом ремизного ткачества является пестроткань или «пестрядь»—рисунки в клетку или полоску по простому полотну, реже по мелкоузорному гладкому переплетению. Фактура ткани в «пестряди» везде одинаковая, ровная.
В народном ткачестве «пестрядь» имела очень широкое распространение. Клетчатые ткани для сарафанов из домашнего крашеного льна, иногда пополам с «бумагой», ткали почти повсеместно. Рисунки этих тканей и их расцветки были бесконечно разнообразными.
Для каждой местности характерны определенный колорит, масштаб и пропорции клетки.
В простой технике на двух ремизках выполнялись клетчатые полотна для понев в Воронежской, Орловской, Тульской и других южнорусских областях, полосатые шерстяные ткани для юбок на русском Севере.
«Пестрядь» составляет обширную и разнообразную группу ремизных народных тканей. Многие ее образцы отличаются высокими художественными достоинствами, прекрасным гармоничным колоритом, уравновешенностью пропорций, удачно найденным масштабом рисунков по отношению к пропорциям человеческой фигуры.
Для большинства видов народного ремизного ткачества характерна более сложная структура ткани, при которой рисунок в виде мелких выпуклых настилов нитей рельефно выступает на фоне гладкого полотна. Группируясь, эти настилы образуют иногда довольно крупный по масштабу узор, включающий участки и с гладким полотняным и различными рельефными переплетениями.
Один из распространенных видов ремизного ткачества — пятиремизное узорное ткачество (так называемая «клетчатина»). Узор такой ткани образуется мелким настилом по утку, чередующимся в определенном ритме с участками гладкого полотна. Узоры «клетчатины» разнообразны. До настоящего времени сохранились многие старинные названия узоров: «решеточки», «круги», «огурцы», «пряники», «денежки» и т. п. Все эти узоры отличаются большим изяществом и тонкостью разработки. Поверхность такой ткани как бы покрыта легкой фактурной сеткой узора, имеющего иногда довольно сложный ритм.
«Клетчатиной» на Севере обычно выполнялись льняные скатерти—«столешники» белые и цветные. Богатые декоративные возможности этого вида ремизного ткачества позволяли выполнять ею ткани для одежды и полотенец. При этом для более тяжелых юбочных и сарафанных тканей в качестве утка брали очень толстые шерстяные нити ярких цветов, отчего узор становился особенно выпуклым, рельефным.
Многоцветная «клетчатина» характерна особым ритмом расположения цветов. Несмотря на то, что цветные нити здесь проходят как в обычной «пестряди»—по горизонтали, на ткани образуется не клетка или полоска, а своеобразный, характерный только для данной техники ткачества узор.
Переборное ткачество, появившееся в России довольно поздно, было издавна распространено в украинском и белорусском народном ткачестве. По внешнему виду переборная ткань несколько напоминает выборную (рис. 5), но значительно отличается от нее по технике исполнения. Полотняный фон выполняется здесь тоже при помощи ремизок, но количество их увеличено (обычно до четырех); дощечки не применяются. Для прокладывания нитей узорного утка (которые проходят, как и в «выборе», по отдельным участкам) применяются ремизки, в которые особым способом пробираются нити основы.
Главная особенность переборного ткачества — это почти неограниченная свобода в расположении и чередовании орнаментальных форм и в применении цвета при довольно однообразной фактуре с небольшим малозаметным рельефом. В переборах с «выбором» такая фактура чередуется с более крупной разработкой — настилом по диагонали.
В старых классических образцах русских ручных тканей переборная техника ткачества не встречается, но сейчас ее иногда применяют для имитации и замены более трудоемкого ткачества — закладного и выборного,
С помощью этих и других техник раньше создавались самые различные предметы – от салфеток до праздничных свадебных одеяний.
Формы изделий прикладного искусства исторически изменчивы: в различные эпохи они характеризуются различием мотивов – роскоши, манерности или, напротив, простоты, естественности. Современная действительность выражает тенденцию к простоте, лаконичности, отказу от излишней детализации, к малогабаритности и экономичности. Художественно оформленные вещи не только украшают повседневную жизнь, но и играют огромную роль и в формировании художественного вкуса.
Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, этнографических и краеведческих музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства — это всегда открытие мира красоты и совершенства. Изделия, сработанные старыми мастерами и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у кого-то появляется желание следовать примеру народных мастеров.
Для того чтобы предмет стал произведением искусства, он должен не только быть обработан «по законам красоты», но и нести в себе определенное идейно-эмоциональное содержание.
С этой целью используется должным образом материал, учитывается наиболее целесообразная форма предмета (его пропорции, ритмические повторы, тектонический строй), приобретает особое значение соотношение масштабов между отдельными частями предмета и человека, применяется особый способ обработки поверхности предмета – декор. Поэтому мастерство художника, создающего красивые вещи, представляет собой существенное проявление предметной деятельности, несущей глубокую эстетическую выразительность. Впечатление, производимое прикладным искусством, нередко может быть таким же сильным, как и воздействие живописного или скульптурного произведения.
В отличие от безликих изделий массового производства, вещи, сделанные своими руками, всегда уникальны. Мастерски изготовленные домашняя утварь, мебель, элементы интерьера стоят дорого. И если в старину такие вещи представляли собой предметы утилитарного назначения, то в наши дни они перешли в разряд искусства. Красивая вещь, сделанная умелым мастером, всегда будет в цене.
Возрождение ручного узорного ткачества началось в середине 30-х годов нашего века, когда развитию народного искусства стали придавать большое значение.
Работа по восстановлению народных ткацких промыслов была своевременной, так как еще не было утеряно мастерство народных ткачих. Многие жители южных, северных и центральных районов России, несмотря на имеющиеся фабричные ткани, продолжали ткать для себя великолепные узорные скатерти, покрывала, полотенца.
Современные предприятия узорного ткачества Российской Федерации пока немногочисленны и молоды в смысле опыта работы. До недавнего времени существовало всего лишь три центра традиционного народного ткачества: Череповец Вологодской области, Сапожок и Ряжск Рязанской области, Елань-Колено и Таловая Воронежской области. Сейчас организованы новые ткацкие предприятия в Удмуртии, Татарии, Башкирии, Ульяновской области, Кирове, где также начали восстанавливать ручное узорное ткачество. Конечно, в общем объеме современной текстильной промышленности ручное узорное ткачество занимает небольшое место, но оно обладает такими своеобразными чертами, что имеет право на существование рядом с текстилем, выполненным на современных машинах.
В чем же своеобразие ручного узорного ткачества и какими преимуществами по сравнению с механическим оно обладает?
Одной из главных особенностей этого вида народного искусства является то, что вещи, вытканные ручным способом, никогда не выпускают в большом количестве — почти в каждой есть что-то новое, не повторяющее предыдущей. Вытканные одной ткачихой по определенному образцу на одном и том же станке ручные тканые изделия составляют как бы бесконечную вариацию на одну тему.
Это происходит отчасти потому, что в ручном узорном ткачестве сама технология выработки ткани дает возможность создавать варианты как рисунка, его ритма, пропорций, переплетения, так и цветового решения и даже композиционного построения без перезаправки станка. Ткачихе достаточно лишь изменить по своему усмотрению ход по подножкам, чередование уточных прокидок и цвет, чтобы получить новый, иногда совершенно не похожий на предыдущий вариант решения ткани. В переборном же или выборном ткачестве зависимость художественного решения изделий от заправки станка еще меньшая. На одной и той же заправке можно выполнять самые различные в композиционном и цветовом отношении варианты изделий.
В этом коренное отличие ручного узорного ткачества от механического. Процесс творчества не заканчивается проектом на бумаге, он продолжается и во время работы на станке. Если автором изделия является не художник, а ткачиха, проект совсем отсутствует мастерица осуществляет свой замысел непосредственно на станке, пользуясь вместо красок и бумаги цветными нитями и челноком. Этим объясняется богатство и многообразие ручных тканых изделий, даже выполненных в одной и той же технике, на одном предприятии.
В механическом автоматизированном ткачестве наблюдается обратное — тенденция к максимальной стандартизации тканей и тканых изделий, к возможно более широкому их тиражированию.
Таким образом, оригинальность, неповторимость ручных тканых изделий — одна из основных особенностей этого вида художественного текстиля.
Вторая особенность ручного узорного ткачества, вытекающая из его технологических возможностей,— это отсутствие механического повторения элементов рисунка и чередования цветов на ткани.
Раппорт рисунка и цвета в ручных тканях может быть увеличен до каких угодно размеров, а в штучных изделиях и совершенно отсутствовать. Это позволяет свободно чередовать различные элементы рисунка, гладкие, рельефные или ажурные переплетения, создавать цветовые эффекты, подчиняя их единому ритму построения, лишенному какой бы то ни было монотонности.
Цветовое решение в изделиях ручного узорного ткачества не определяется наличием или отсутствием многочелночного механизма, его системой, количеством карт и т. д., как в механическом ткачестве. Количество цветов, их сочетание в значительно большей степени зависят от замысла автора, хотя, как мы видели выше, и здесь имеются известные ограничения технического порядка. Поэтому лучшие образцы ручных тканых изделий отличаются богатым колоритом, разнообразием и гармоничностью цветовых сочетаний — то звучных, контрастных, приподнято-мажорных, то мягких, приглушенных, спокойных, то светлых, нежных и лиричных.
Не на всех ручных ткацких предприятиях в одинаковой мере используются возможности ручного узорного ткачества. Некоторые фабрики совершенно утратили специфику ручного ткачества и свели работу к массовому выпуску тканей, полностью повторяющих ткани механической выработки, с той лишь разницей, что выполняют их на очень примитивной технике.
Для современного ручного узорного ткачества должна быть характерна глубокая преемственная связь с многовековым опытом народного искусства, накопленным в течение многих поколений. Именно поэтому так важно сохранять и передавать через следующие поколения знания об основах и истоках прикладного искусства в России.
Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил правительству разработать план по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел. Перечень поручений по итогам встречи 18 апреля с представителями деловых организаций Новгородской области опубликован на официальном сайте Кремля 10 мая.
В частности, по поручению президента, должны быть созданы условия для увеличения закупок юридическими лицами изделий народных художественных промыслов "признанного художественного достоинства". Необходимо использовать изделия народных промыслов в программах дополнительного образования и воспитания детей, а также развивать внутренний и въездной туризм в местах традиционного бытования народных художественных промыслов.
Ответственным за "дорожную карту" назначен премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. План должен быть разработан и утвержден до 31 августа 2017 года.
На встрече в Новгородской области 18 апреля внимание главы государства обратили на тяжелое положение народных промыслов и попросили добиться реализации Указа о преференциях для народных промыслов. Владимир Путин пообещал сделать все необходимое. "Без поддержки государства народные промыслы просто прекратят свое существование в современном мире. Это составная часть нашего культурного кода. Мы постараемся всё сделать так, как в указе, и подумаем еще о дополнительных мерах поддержки", – подчеркнул он.
Художественная часть.
Передо мной была поставлена задача - создать собственный уникальный проект в качестве моего дипломного проекта. Наша специальность (художественное ткачество) предусматривает большой выбор изготовления самых различных изделий, но мы решили обратить свое внимание на тканые предметы оформления интерьера.
Актуальность данной темы, как и моего дипломного проекта обуславливается тем, что интерьер дома с давних времен и по сей день является неотъемлемой частью нашей жизни – от интерьера зависит общая атмосфера в доме, уют и сам быт людей, проживающих в нем. О человеке можно многое сказать по обстановке его жилья. Кроме того, многое зависит и от того, какие именно предметы входят в общий интерьер. Так, например, по каждому изделию в художественном ткачестве можно судить о его этнических корнях, так как у каждого народа выявляется свой индивидуальный стиль в создании предметов узорного ткачества (особенности цвета, рельефа, фактуры и самого узора).
Если говорить непосредственно об интерьере, то не меньшее внимание уделяли и предметам, которыми украшался красный угол в доме (место, где вешались иконы и стоял стол). Его украшали полотенцами с ткаными или вышитыми узорами, на стол клали скатерть – белую или полностью из узорного полотна. В свою очередь, скатерть была украшена каймой или узорами по всей длине.
Но самым красочным и ярким дом становился во время свадьбы – на стены вешали пёстрые узорчатые полотенца, и чем узоры были искуснее, тем трудолюбивее считалась невеста.
Меня же к выбору данной темы и созданию предмета интерьера привлекла, прежде всего, оригинальность, своеобразие узоров, национальных в своей основе, идущих от древних традиций народного ткацкого искусства. Техническая и художественная стороны здесь выступают в тесном единстве, когда одно вытекает из другого, и то и другое неотделимо друг от друга.
Так же, выбранная мною техника переборного ткачества подкупает необычайной красочностью колорита, свежестью контрастных цветовых сочетаний, оставляющих впечатление жизнерадостности, полноты мироощущения, всегда свойственной подлинному народному искусству. В переборном ткачестве куда больший выбор узоров и орнаментов за счет его более свободной технологии исполнения, так что в переборных узорах северного ткачества часто можно найти самые разнообразные мотивы: геометризованные фигуры людей, птиц, лошадей, оленей и деревьев. Такая техника ткачества даже позволяет при желании составить незамысловатый сюжет в узоре.
Но мы решили опираться от более лаконичных геометризованных фигур, преимущественно – от ромбов. Геометрические мотивы были популярны еще с давних времен, начиная с солярных знаков, у каждого из которых есть свое значение. Геометрия в узоре куда более подходит к современному интерьеру, она универсальна, а потому хорошо бы вписалась почти в любую обстановку.
В этой технике решено было выполнить накидку на кресло – изделие, которое может служить не только предметом эстетики, но и имеет свою практическую роль. В современном интерьере роль накидки на кресло не так значительна, как была раньше. С появлением кожаных кресел и куда более доступных для покупателя кресел из кожзама накидка на кресло стала менее востребована, так как основная ее роль – защищать тканую обивку кресла от преждевременного изнашивания. Фора накидки на кресло вытянутая и прямоугольная, которая продиктована его назначением. Схема построения рисунка для накидки на кресло – это замкнутая или имеющая тенденцию к замкнутости композиция с четко выраженной каймой и центральным полем.
В современных покрывалах и накидках на кресло широко распространены мелкоузорные рисунки с орнаментацией по народным мотивам. В рисунках с простыми и сложными геометрическими формами большое распространение получил ромб со сложной внутренней разработкой. В зависимости от назначения накидка на кресло может вырабатываться из шерстяной, полушерстяной пряжи или акрила. Покрывала, пледы и накидки на кресло изготавливаются из нитей большой линейной плотности. Основная роль принадлежит не только ритмическому построению рисунка, но и колористическому решению. Колорит строится на родственных, родственно-контрастных и контрастных гармонических сочетаниях цветов, которые еще больше усиливают декоративность накидки на кресла. Встречается колористическое решение, построенное на сочетании двух цветов. При применении однородного переплетения рисунок технологичен и очень легко выполним в производстве. Масштаб рисунка накидки на кресло должен быть соразмерен формам мягкой мебели (креслу) и характеру оформляемого интерьера. Он не должен разрушать стилевое единство всего предметного окружения, в котором важную роль играет ансамбль текстильных изделий – декоративных тканей (занавесочных и мебельных) и штучных изделий.
Так как кресло является большим «пятном» в интерьере комнаты, как и диван или софа, на нем можно сделать акцент, который привлекал бы внимание гостя.