Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей
средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре, необходимо помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты Земля.
В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).
Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.
Актуальность темы:
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме
экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Тема проекта: «Пасека»
Тип проекта:
· Краткосрочный, исследовательский, практико-ориентированный.
Цель проекта:
Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.
Задачи проекта:
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в
• процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
• поисково-познавательной деятельности.
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
• Охранять и укреплять здоровье детей.
Ожидаемые результаты:
• у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
• дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
• у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
• дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
• повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
• создание единого воспитательно – образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Формы реализации проекта:
•Беседы,
•Непосредственная образовательная деятельность;
•Наблюдения;
•Познавательное чтение.
•“Уроки доброты”.
•Подвижные, дидактические, имитационные игры,
инсценировки экологической направленности.
Ресурсное обеспечение проекта:
• Уголок экологии и экспериментирования в группе.
• Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
• Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
• Спецодежда пасечника и его помощницы, улей с сотами, дымарь, костюмы мамы-пчелы и дочки- пчелки, интерактивная доска слайды.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3этап –Заключительный
Подготовительный этап
• Сбор и анализ литературы по данной теме.
• Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
• Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
• Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
• Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.
Основной этап:
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми, беседы, игры, художественное чтение, работа в уголке природы.
Взаимодействие с родителями и их участие.
Заключительный этап
Подведение итогов
Участники проекта:
Воспитатели, дети и их родители.
Срок реализации проекта:
Март 2021 года.
ПАСЕКА
(доклад, семья Беспаловых)
Действующие лица – Весна, Пасечник, Помошница, Две пчелки, Мама –пчела, и реквизит,слайд-шоу.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Идет тема Пых, пых - выходит Пасечник…
Пасечник: Так…
Кто по домику стучит?
На полянке, кто кричит?
Кто пугает моих пчел?
Что за гость такой пришел?
Выходит Весна…
Весна: Это я, Весна – Красна!
Я прекрасна и нежна,
Знакомству рада я с тобой,
Как зовут тебя - друг мой?
Пасечник: Я, Пчеловод – люблю я пчел,
За ними вот слежу,
Они дают вкуснейший мед,
Их здесь я, развожу. (показ. на улей)
А вот помощница моя, проходи,
Для всех гостей и для Весны про пчелок расскажи.
Доклад: и слайды…
Помощник пасечника: Пчелы – первые насекомые, от которых человек стал получать пользу. С глубокой древности пчел разводят для получения продуктов пчеловодства – таких как воск, мед, прополис и других. Пчелы живут в Улии – это такой домик, изготовленный человеком для содержания медоносных пчёл. Участок земли, на котором стоят несколько домиков - улиев, называется – ПАСЕКА. А человек, который разводит пчел в ульях и следит за ими – Пасечник или Пчеловод. Пчелы живут большими семьями. Количество пчел в семье зависит от времени года, в период медосбора, то есть летом, их может быть 70-80 тысяч, а после зимы – не более 10-30 тысяч. В среднем размер пчелы 2 см. Тело пчелы имеет красивую, полосатую желто-черную окраску и разделяется на три отдела: верхний – голова, средний – грудь (к этому отделу крепятся 2 пары крыльев) и нижний – брюшко. Удлиненный хоботок используется как трубочка, которой пчелка высасывает нектар, стекающий в зоб, превращая там его в мед. А по прилету в улей, пчелки утрамбовывает этот мед в соты. Пчелиная семья состоит из рабочих пчел, трутней и матки. Матка – пчелиная царица, она дает жизнь всем поколениям пчелиной семьи.
Выход Мамы – пчелы
Я: Здравствуйте, мои друзья!
Мама пчелок – это я!
С утра проснуться пчелки,
Потом причешут челки,
Умоются над лужицей и по лесу закружатся,
Кто пчелок уважает, кто к ним не пристает…
Того они не жалят, тому приносят мед.
Мёд - это нектар, собранный с различных цветков и из него удалена лишняя влага.
Нектар – это основа мёда. Его растения выделяют в лучшее время дня, и в нём собрано всё самое полезное, что может дать растение человеку. Так задумано природой. Именно во это время цветения, пчёлы собирают нектар, и делают из него изумительный, вкусный и полезный продукт – мёд!
А где же мои пчелки?
Жужжат вооон там в сторонке,
Сюда скорей летите,
Нектар нам приносите!
Маленькая пчелка: Я маленькая пчёлка.Я целый день летаю,Цветочки проверяю. Помощник пасечника: Здесь нектар, пыльца и мёд,Значит урожайный год.Знает каждая пчелаПро цветочные дела. Маленькая пчелка: Весной и жарким летом,Встаём мы до рассвета,И всё, что собираем,Мы в соты закрываем. Знает каждая пчела Про цветочные дела.Пасечник:
Спасибо Дорогие Пчелки! Летите скорее…солнышко еще высоко…. (улетают)
Пчелиные гнезда состоят из ячеек – сотов. Соты имеют форму шестигранников, все грани которых крепко сцеплены с другими ячейками. Рабочие пчелы заполняют соты смесью пыльцы и нектара, их пчелы собирают с цветов и цветущих деревьев – это пища для будущей личинки. Затем мама - матка откладывает туда яйцо, и рабочие пчелы закрывают ячейку. Из яиц выводятся пчелы мужского пола – трутни и женские особи – рабочие пчелы и матки.
Помощник пасечника: Рабочие пчелы выполняют в гнезде разные обязанности. Пчелки на своих лапках переносят пыльцу с одного цветка на другой, опыляя их, благодаря чему растения и деревья дают плоды и семена. Также нектар и пыльцу с растений пчелы приносят в гнездо; строят новые соты, ухаживают за личинками и кормят их, Для рождения рабочих пчелок нужен 21 день, также рабочие пчелы охраняют и чистят гнездо, кормят матку специальной высокопитательной пищей – молочком.
Пасечник: Молодая пчела поначалу не занимается медосбором, а учится и набирается опыта: работает в улье, строит соты, охраняет жилье. Когда приходит пора, ее посылают на первые облеты – специальные ознакомительные экспедиции, в результате которых насекомое ищет источник пыльцы и нектара, то есть цветы. После того, как разведчик возвращается со сведениями (дорогу домой пчелы находят безошибочно, как бы далеко они не улетели), на поляну отправляется отряд сборщиков меда.
Пчелы – это не только добытчицы меда, но и ответственные защитницы родного улья от непрошеных гостей, жаждущих полакомиться их запасами или молодыми личинками. Для защиты пчелы используют – жало. Жало медоносов выглядит как небольшая иголка от шприца со щетинками на конце, которые цепляются за кожу человека или животного. Улей охраняют молодые крупные пчелки, несущие свой пост рядом с входом в него. Чтобы определить врага, им достаточно его понюхать: так они безошибочно выясняют кто свой, а кто чужой.
Пчелы не нападают без причины, но если почувствовали опасность, могут ужалить, поэтому….если вы находитесь на пасеке или рядом летают пчелы, ведите себя спокойно, не машите руками и обязательно одевайте головной убор и защитную одежду.
Помощник пасечника: Пасечник не может работать с пчелами без специальной защиты. Поэтому должна быть защитная одежда с маской - сеткой на лице. Также для усмирения пчел при работе используется Дымарь. специальное устройство из которого идет дым. Дело в том, что для пчел любой осмотр улья и тем более перестановки в нем - это стресс и они воспринимают это, как прямую угрозу своему жилищу, поэтому пчелы могут ужалить в целях устранения «врага».
Пасечник: Все верно. Но это в крайнем случае. Если их не обижать, они очень дружелюбные и полезные насекомые! И приносят они вкусный, сладкий мед!
Конец.