Стессоустойчивость семьи как условие полноценной социализации детей в преддверии школьного обучения




Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем в ДОУ. Приоритетной целью образования в современной школе становится создание условий для развития личности ребенка, тех её качеств, которые необходимы для жизни в условиях открытого общества (ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и т. д.).. Практика показывает, что для многих детей поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому для обеспечения легкого безболезненного перехода детей из дошкольного детства в школьную жизнь, создания предпосылок формирования учебной деятельности необходимо создавать условия для максимального развития личности каждого ребенка, готовой к принятию новой социальной роли, статуса ученика. Изменение социальной ситуации ребенка, т.е. поступление в школу, предполагает готовность не только ребенка, но и всей семьи. Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Принимая за основу выделенные А.М.Столяренко, Л.В.Кондрашевой, А.И.Щербаковым структурные элементы понятия готовности к деятельности, в структуре готовности семьи к обучению ребенка в школе были выделены следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, коммуникативный, рефлексивный и поведенческий.

Мотивационный компонент представляет собой желание взаимодействовать с педагогическим коллективом, активную позицию родителей по отношению к началу обучения ребенка в школе.

Когнитивная готовность семейной системы включает знакомство с принципами личностно-ориентированного подхода в воспитании, знания об индивидуально-типологических особенностях ребенка, его интересах, знания о возрастных особенностях старшего дошкольника и младшего школьника, о системе подготовки и адаптации ребенка к школьному обучению, освоение принципов развития устремлений (эмоциональных, волевых и когнитивных).

Коммуникативный компонент предполагает освоение навыков активного слушания, теоретическое изучение и практическое освоение языка принятия и «Я-сообщений», умение задавать вопросы, связанные с развитием критического мышления у ребенка и своей способности к децентрации, т.е. способности родителей отойти от стандартных решений, способности к «выходу за пределы» проблемной ситуации.

Эмоционально-волевая сфера предполагает принятие ответственности родителей за подготовку ребенка к школе, за развитие ребенка в целом; принятие родителями новой социальной роли ребенка – роли школьника; сепарацию ребенка от родителей (учебная деятельность ребенка отличается от деятельности родителей при подготовке домашних заданий ребенком). Занятия, проводимые совместно с родителями и дошкольниками, необходимо направлять на развитие интереса и внимательного отношения их друг к другу, а также выражение эмпатии.

Рефлексивная составляющая затрагивает повышение рефлексивной способности родителей и повышение эффективности взаимодействий через знакомство и практическое освоение понятий транзактного анализа, а также ориентацию в оценке эффективности своей деятельности на мысли и чувства, динамичную систему оценки ситуации.
Поведенческий компонент готовности обеспечивает организацию совместной деятельности родителей и детей в бытовых условиях.

Так, наличие сформированных перечисленных компонентов готовности семьи к обучению ребенка в школе и определяет стрессоустойчивость родителей перед таким событием как поступление ребенка в школу. Важно строить единую содержательную линию в преемственности между семьей, детским садом и школой. Психологическая подготовка родителей к школьной жизни ребенка состоит из цикла игровых занятий в рамках клуба для родителей будущих первоклассников, на которых родители переживают возможные актуальные си­туации установления отношений «семья — школа», модели­руют воображаемые контакты с учителем и ребенком в роли первоклассника, при этом осознавая собственное самочув­ствие, свои опасения по поводу предстоящей школьной жиз­ни сына или дочери. Занятия с родителями проводятся в конце учебного года, накануне поступления ребенка в 1 класс. Основные методы работы: групповое обсуждение, беседа, ролевые игры, дискуссии, деловая игра. Условно программа занятий разбита на 2 блока. Первый блок направлен на осознание родителями своей воспитательной стратегии, формированию эффективных способов общения с детьми и повышение грамотности родителей в области психологии детей старшего дошкольного – младшего школьного возраста. Второй блок направлен на гармонизацию отношений между родителями и детьми, формированию эффективных способов взаимодействия.

Результатом игровых занятий является повышение уровня педагогической культуры родителей первоклассника:

- родители создают благоприятный психологический климат в семье, гармоничные отношения с ребенком;

-стремятся получить психолого-педагогические знания в области воспитания и образования дошкольников;

-осознают цели воспитания и развития ребенка в подготовке к школе;

- используют разнообразные методы и средства подготовки ребенка к школе; учитывают его возрастные и индивидуальные особенности;

-стремятся понять внутренний мир ребенка, разделить с ним его радости и неудачи; занимаются воспитанием ребенка в тесном сотрудничестве с дошкольным учреждением; могут четко определить образовательные запросы ребенка;

- консультируются по вопросам подготовки к школе у специалистов.

Формированию психологической готовности родителей к обучению в школе ребенка и успешной его адаптации в ней предполагает осознание ценности игро­вого общения с ребенком и умение использовать в семейном воспитании «язык» игры. Такие родители выступают более надежной эмоцио­нальной опорой своему ребенку для благополучного прожи­вания им периода вхождения в школьную жизнь. Вовлечение родителей в игровой диалог способствует «излечиванию» многих матерей и отцов от жесткого оценочного обращения с ребенком по поводу его интеллектуальной и личностной готовности к школе. Опыт игрового моделирования отношений родителей как партнеров ребенка, помогает матерям и отцам лучше почувствовать своего малыша, углубить понимание и принятие его индивидуальности, признать его право на свой темп развития.

Таким образом, сформированность всех компонентов готовности семьи к обучению в школе (мотивационный, когнитивный, коммуникативный, эмоционально-волевой, рефлексивный, поведенческий) через инициативный характер игрового общения «педагог – родитель – ребенок - учитель» лежит в основе формировании стрессоустойчивости семьи как условия полноценной социализации детей в преддверии школьного обучения.

Список литературы:

1. Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. – СПб.: ООО Изд-во «Детство-Пресс», 2009.

2. Черепанова У.Г. «Проблема готовности семьи к обучению ребенка в школе», сборник материалов СПбГУ «Психология XXI века», 2004.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: