Глава 1. Жещины от сотворения человека до потопа




 

1.1 Ева

 

"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их" (Быт 1, 27).Женщина, сотворенная в самом начале мира, в вечер шестого дня, - это мужчина в женском роде, то есть, как и он, образ Божий. Бог сказал Сам Себе, что человеку нехорошо быть одному и создал Её чтобы быть "помощником, соответственным ему" (Быт 2,18). Прежде всего "помощник": еврейское слово "азер" означает личное отношение, неожиданную помощь в ситуации крайней и гибельной опасности. Женщина для мужчины поддержка и спасение от одиночества и даже смерти. Человек не может оставаться один, ибо он есть образ Божий, то есть личность. И это не просто индивидуум, наделенный разумом. В Боге лица - это "ипостасное отношение". Только отношение, существующее между тремя Лицами Троицы, отличает друг от друга Отца, Сына и Духа, представляющих собой единую божественную субстанцию.

Поэтому человек, будучи личностью, создан для отношений. Именно они и определяют его как личность, и прежде всего отношение человека с Творцом и Господом его. Человек не может быть полностью самим собой без отношений с подобными ему личностями; он определяет себя, и принимая даруемое другими, и отдавая себя. Вот почему человек в самых разнообразных отношениях ищет всегда взаимодополняемости, иначе говоря, "помощника, соответственного ему".

Животные, которых Бог создает и приводит к человеку, не могут дать ему полноту отношений, в которой он нуждается, потому что не "соответствуют" ему. Через животных Бог подготовил Адама ко встрече с женщиной, он ждал и желал ее. Ошеломленный возглас, который он издает, увидев ее впервые, полон радости встречи. В оригинальном тексте он три раза повторяет местоимение "такая":"Такая - плоть от плоти моей и кость от костей моих! Такая будет называться, женою, ибо взята от мужа своего такая!" (Быт 2, 23).

"Три вещи непостижимы, для меня, и четырех я не понимаю; пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря, и пути мужчины к девице" (Притч 30, 18). Женщина становится идеальной спутницей, необходимым партнером, для которого он не находит даже другого имени, кроме своего собственного

Из первых глав Бытия, можно узнать, что женщина была создана из плоти первого мужчины. "И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку" (Быт. 2:22). Она была взята от него, что указывает на то, что без нее ему чего-то не хватало, и что двое составляют одно целое. "Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего" (Быт. 2:23). На древнееврейском языке слово "жена" (иша) - производное от слова "муж" (иш), и дословный перевод этих слов был бы такой: "Она будет называться мужчиницей, ибо взята от мужа своего". Из этого следует, что уже само имя женщины соответствует мужчине. Они дополняют друг друга, помогают, взаимосвязаны и взаимоподчинены.

Преп. Ефрем Сирин предполагает, что Адам видел во сне всё то, что происходило с ним. Адам не назвал женщину собственным именем, но назвал ее "Жена", что соответствует целому роду. Некоторые говорят, что женщина создана из ребра - единственной кости, где нет мозга. Так можно шутить, лишь не зная первоисточников. Дело в том, что значение слова "ребро" в древнееврейском языке гораздо шире, чем в русском: это и "часть", и "грань", и даже "кость, которая хранит и защищает жизнь".

Свт. Иоанн Златоуст в "Беседах на книгу Бытия" указывает на то, что именно это место ближе всего к человеческому сердцу. Сам Бог приводит женщину к человеку, сам Бог приготавливает первый брак в истории человечества, обретающий в этой встрече свою полноту и свое совершенство. Оба они вместе должны вникать в Божественный смысл их существования, почитать Того, Который из ничего произвел жизнь, и в Нем любить друг друга.

Мужчина будет понимать больше, но женщина будет чувствовать лучше. Оба они вместе составляют одно: Бог отделил часть от мужчины, чтобы теснее соединить его с созданною из этой части женщиной; обе жизни их. Он одушевил одним и тем же дыханием обоих их. Он создал их для одной и той же цели; в теснейшем их единении, в нерасторжимости их союза, доходящей до отождествления их обоих в одной плоти, Он положил основание семьи и будущего общества: "Она будет называться женою, ибо она взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть" (Быт 2:23-24).

Жизнь первых людей в раю была полна гармонии и счастья. Нет сомнений, что они пребывали в невинности и полном согласии. Это счастье и послужило возникновению ненависти у того, кто добровольно отказался от Бога, от любви и от всего блаженства, которое существует в мире. Он отравляет этой ненавистью первых людей, и вселяет в их сознание грех и сомнение.

"И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякаго дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт 2:16-17). Бог позволил человеку находиться в этом прекрасном саду, полным разнообразных растений, плодовитых деревьев. И самое главное, человеку было дозволено всё, кроме одного. Казалось бы, что может быть легче этой заповеди. Господь не требовал чего-то сложного, а лишь не вкушать плода от древа этого.

Диавол старался внушить жене неверие к заповеди Божией. Он говорит: "Подлинно ли, - говорит он жене, - сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в саду" (Быт 3:1)? Тогда жена ответила ему, что это неправда. Бог запретил вкушать только от одного древа, под страхом смерти. На что диавол отвечает: "Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло" (Быт 3:4-5). Этими словами он возбудил в Жене желание равенства с Богом.

Ложь диавола была очевидна, и сначала жена это понимала. Но мы прекрасно знаем, насколько он искусно может обольстить, солгать и убедить. "Увидела жена, что древо хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала мужу своему, и он ел" (Быт 3:6). И не видно никаких возражений со стороны Адама, он слушается и соглашается с женой. В этом мы видим полнейшее согласие между мужем и женой, их неразрывную связь друг с другом. Иначе бы Адам воспротивился жене. Только после нарушения завета Божия чувствуется не свойственное им разногласие. Адам возлагает вину на жену, и единственным оправданием служит то, что Сам Бог дал такую жену.

Как бы то ни было, наказание постигло их обоих. Отныне супружество для жены рабство, а материнство - скорбь. "Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Быт 3:16). Муж, падший вместе с женой, узнает теперь о всех трудностях на земле, он узнает смерть, которую не знал ранее будучи невинным.

С этого момента Адам дает имя своей жене - Ева, которое означает "жизнь". Действительно, от нее начинается дальнейшая жизнь, от нее происходит потомство, в котором для первых людей Бог оставил единственную надежду. Ева рождает первого сына - Каина, в котором видит спасение, обещанное Богом. Но первое преступление после грехопадения не заставило себя ждать. Каин умертвил Авеля, второго сына, и был изгнан. От этой скорби Ева утешилась только после рождения третьего сына - Сифа.

Образ Евы, представляется как в грандиозном, так и печальном виде. Она - мать человечества, начало всех радостей, источник жизни. Но в то же время и причина скорби, болезни и падения.


 

1.2 Ада и Цилла

 

Ада и Цилла - жены Ламеха, ближайшего потомка Каина.

Ада стала прародительницей пастушеских народов и тех людей, которые играли на струнных инструментах. Цилла родила Тувалкаина, который стал мастером железного дела. Рассказ об этих женщинах начинается с откровения их мужа, который совершил убийство. "Ада и Цилла! Послушайте слов моих; жены Ламеховы! Вслушайтесь в речь мою: я убил человека, который поранил меня, я убил отрока, который ударил меня" (Быт 4:23).

Исповедь своего мужа, Ада и Цилла воспринимают в полном молчании. Современники совершенно ничего не представляют о характерах этих женщин, об их отношении к мужу. Бытописатель нам показывает лишь то, с каким чувством и откровением говорил Ламех своим женам. Возможно, как бы это ни было скорбно для них, жены восприняли эту исповедь без единого упрека.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: