Ход урока
Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | |||||||
осуществляемые действия | формируемые умения | |||||||||
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | ||||||||||
Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Погладьте свои ручки, ножки, погладьте себя по голове. Поднимите ручки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |||||||
II. Речевая разминка | ||||||||||
Индивидуальная. Словесная | Прочитайте загадку. Отгадайте её. Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром – в школу, Днем – домой. (В.Волина) | Чтение загадки плавно, певуче; медленно, быстро; шепотом, громко; выразительно. | Выразительное правильное чтение | Правильное чтение | ||||||
III. Проверка домашнего задания | ||||||||||
Индивидуальная. Словесная | С.190 – 192 учебника | Чтение наизусть понравившегося стихотворения | Чтение наизусть поэтических произведений | Выразительное безошибочное чтение. | ||||||
IV. Постановка учебной задачи | ||||||||||
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | - О каком времени года мы читаем произведения? Прочитайте выражения (пословицы и приметы)и объясните их смысл. На доске: · Белый снег на черную землю, и то к лицу. · Больше снега на полях – больше хлеба в закромах. · Первый снег выпадает - сорок дней до зимы. Какое из них можно отнести к следующему стихотворению? Городу ночью холодно стало, Ночь для него одеяло достала, Снегом заботливо город одела И просветлела от доброго дела. (Е.Аксельрод) | Отвечают на вопросы учителя | Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем. | |||||||
V. Усвоение новых знаний и способов действий.с. 190 учебника | ||||||||||
Фронтальная Словесный, практический. Беседа | Организует работу со стихотворением Ф.Тютчева «Чародейкою зимою…» | Слушают чтение произведения учителем. Работают по вопросам и заданиям учебника | Учатся читать поэтические произведения, понимать их, объяснять значения слов. | Правильное чтение | ||||||
VI. Физкультминутка. | ||||||||||
Практическая | Вышли детки на лужок, Заглянули под кусток, Увидали зайчика, Поманили пальчиком: «Зайка, зайка, попляши, Твои лапки хороши!» Стал наш заинька плясать, Малых деток забавлять. | Выполняют движения по строкам стихотворения. | Наблюдение | |||||||
VII. Закрепление знаний и способов действий.с. 191 – 192 учебника | ||||||||||
Фронтальная, групповая Словесный, | Организуется работа по отработке выразительности и правильности чтения стихотворения. Организует конкурс чтецов (по группам) | Учатся читать стихотворение выразительно, правильно. | Учатся читать поэтические произведения, понимать их, объяснять значения слов. | Правильное чтение | ||||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | ||||||||||
Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… • Мне было… · На этом уроке я похвалил бы себя … · Сегодня я сумел … | Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция | ||||||
IX. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения (с. 194) | ||||||||||
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выпол- нения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания | |||||||
Урок 59. Я. Аким «утром кот принес на лапах…»,
Ф. Тютчев «чародейкою зимою…» (с. 192–194)
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления со стихотворениями о зиме; способствовать развитию навыков чтения, анализа стихотворного текста |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать выразительно, передавая настроение стихотворения; сравнивать произведения разных поэтов на одну тему; читать стихи наизусть; получат возможность научиться: чувствовать ритм и мелодику стихотворения, рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения, подбирать музыкальное сопровождение к текстам. Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве. Личностные:проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | https://festival.1september.ru/articles/614195/ |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность. Эмоциональный настрой на работу. Звучит в записи пьеса П. И. Чайковского «Святки» (декабрь) из цикла «Времена года». На доске – репродукция картины И. И. Шишкина «Зима» | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Конкурс чтецов. – Прочитайте загадку. Отгадайте её. Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром – в школу, Днем – домой. В. Волина – Прочитайте плавно, певуче; медленно, быстро; шепотом, громко; выразительно | Читают стихи наизусть. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); извлечение необходимой информации из текстов. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка учебной задачи | Беседа | – Рассмотрите репродукцию картин И. И. Шишкина. – Что хотел нам сказать художник? – Кто догадался, как называется эта картина? («Зима».) – Сегодня мы будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те изобразительные средства, которые помогают поэтам показать, как красива наша природа | Отвечают на вопросы учителя. Внимательно слу- шают | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы | |
IV. Закрепление знаний и способов действий | 1. Работа со стихотворением Я. Акима «Утром кот принёс на лапах…». 2. Работа со стихотворением Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…». 3. Словарная работа | Чтение учителем стихотворения Я. Акима. – Какое настроение у этого стихотворения? – Какой день представили себе, услышав это произведение? – Что принес кот? – Что имеет первый снег? – Какой он, первый снег? – Какие детские зимние забавы вы знаете? – Прочитайте стихотворение про себя. Затем мы прочитаем его вместе. Проверка первичного восприятия. – Какое настроение создаёт стихотворение? – Нарисуйте картины, возникающие в вашем сознании. – Какими красками вы рисовали бы иллюстрацию? – Попробуйте создать картину зимнего леса. Опишите его. Повторное чтение стихотворения. Чародейка – волшебница, колдунья. Чудная – что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью. Бахрома – это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свиса- ющими кистями. Снежная бахрома – это покрытые снегом ветви деревьев, которые, переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры. Мещет (форма слова «метать») – бросать, кидать; современная форма глагола – мечет. Затрепещет – задрожит | Отвечают на вопросы. Читают стихотворение про себя, а затем вслух вместе с учителем. Выполняют задания. Дают толкование слов | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; поиск необходимой информации; использование знаково-символических средств; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательства. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют учебные задачи; выполняют контроль и оценку учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; владеют способами конструктивного взаимо- действия с учителем и сверстниками; высказывают и аргументируют свою точку зрения. Личностные: оценивают усваиваемое содержание | Устные ответы, выполненные задания, работа со словарной статьей |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Стихотворения каких авторов мы сегодня анализировали? – Что общего у этих произведений? – Какое настроение у вас сейчас? – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… • Мне было… • На этом уроке я похвалил бы себя… • Сегодня я сумел… | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Выполнить рисунок к одному из стихотворений | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |