Со снежной, «хмельной» природой вина и огня корреспондирует и третий образ — маски.




Лирический герой

Лирический герой «Снежной маски» — герой, «вставший на путь». З. Г. Минц описывает этот путь как «путь» в желанный и «новый» мир… Хотя и желанный, «путь» этот — не просто исполнение воли «я». Это реализация какой-то внешней по отношению к герою, внеличностной (и — в этом смысле — «объективной») силы. Отсюда тема… жребия… доли… обреченности» [2, с. 137]. Этот путь, предначертанный «метельным» героям поэта, ведет к закономерному итогу — смерти, причем персонажи совершают осознанный выбор.

Образ Снежной Девы имеет много схожих черт со снежной стихией, с метелью:

Сны метели светлозмейной,

Песни вьюги легковейной,

Очи девы чародейной.

Этим родством метели и Девы подчеркивается, с одной стороны, стихийная сущность возлюбленной поэта, а с другой, инфернальность и демоничность снежной метели. Как отмечала З.Г. Минц, «черты ‘‘снежной маски’’ заметно деантропоморфизированы, она редко предстает в образе женщины, чаще она слита с окружающей героя природой».

У Блока «страсть героев органично включена в происходящее в природе, подчеркивается совместный характер движения персонажей, акцентируется их сходство», – замечает З.Г. Минц.

И снежные брызги влача за собой,

Мы летим в миллионы бездн…

(«Снежная вязь»)

И мгла заломила руки,

Заломила руки в высь.

Ты опустила очи,

И мы понеслись

(«На зов метелей»)

Какой смысл несет с собой в данном цикле белый цвет?

Белый цвет в цикле является символом темного начала с природной точки зрения: во время вьюги белый снег превращается в темную, устрашающую стихию, т. е. белизна оборачивается тьмой. С другой стороны, инфернальная тема связана в цикле с образом Снежной Девы, темной и таинственной.

Есть и другая точка зрения по значению белого цвета. Сюжетным мотивом цикла, связанным с белым цветом, является мотив «смерти». Как отмечает Н.В. Злыднева, «белый цвет необычайно значим для русской культуры в целом». «По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге – со смертью».

Характеризуя цветовую гамму цикла, З.Г. Минц писала: «Оба цвета “метельного мира» (белый и черный) раскрывают свое значение не только в пейзажном ряду <...> Важны и их символические значения: они оба <...> ассоциируются с темами “черной погибели” и “белой смерти”».

В цикле «Снежная маска» встречаются также определенные символы: огонь, вино, маска.

Особенное заметно употребление данных «опорных слов» в конце цикла, когда лирический герой погибает.

У Блока огонь имеет совсем иную семантику, восходя, как пишет З. Г. Минц, к поэзии Вл. Соловьева: это «жертвенный огонь, возносимый от земли к небу, синтез земного (плоть) и небесного (дух) начал и вместе с тем „синтез“ личностного и внеличностного („я“, сгорая, становится „всем“)». В соответствии «с общим оксюморонным духом цикла, смерть превращается в воскресение, в преображение личности»

У Блока «и вино, и огонь составляют сущность самого снега, который и опьяняет, и жжет… Блок обнаруживает тайное родство всех трех стихий: снежной, хмельной и пламенной, — из которых первая оказывается главной и объединяющей». (Юкина Е., Эпштейн М. Поэтика зимы // Вопросы литературы. 1979. № 9. С. 169–201).

Со снежной, «хмельной» природой вина и огня корреспондирует и третий образ — маски.

Маска может изображать «чужое лицо» или представлять «безличность», «безымянность» персонажа.

В рассматриваемом цикле образ маски очень необычен. Связано это, прежде всего, с тем, что маска названа «снежной», что указывает на ее цвет, с одной стороны, с другой – на принадлежность миру вьюг и метелей – снежных стихий.

Снежная маска манит героя, влечет к себе. Неоднократно автор изображает то, что под маской:

«А под маской было звездно»

«Под масками»

«Под маской – так спокойно расцвели глаза».

«Неизбежное»

Образ маски, как уже было сказано выше, в символистической традиции служит средством передачи мотива двойничества, мотива удвоения мира. Следует отметить, что мотив двойничества раскрывается в «Снежной маске» не так, как это было в «Стихах о Прекрасной Даме». Соловьевские идеи двоемирия, сочетание материального и духовного воплотились в «Стихах о Прекрасной Даме» через сложную систему символов, через многоплановость образа героини. Основа фабулы цикла – «земное» (лирический герой) и «небесное» (Прекрасная Дама) – противостоят друг другу и в то же время стремятся к единению, «встрече», что знаменует преображение мира, полную гармонию. Лирический герой цикла «Снежная маска» оказывается разъятым между двумя мирами: «миром горним», к которому еще совсем недавно его влекла Прекрасная Дама, и «миром дольним», наполненным стихией хмельной, испепеляющей страсти. Чувства лирического героя в этом произведении очень противоречивы: от мистического восторга и душевного взлета до ужаса и содрогания перед неизведанным и тайным. Для него в этом мире нет никакой гармонии. Это сильное противопоставление чувств представляет все особенности лирического героя Блока: его погружение в сложный мир страстей, сжигающих душу, мир страданий, стихий, борьбы. Важным мотивом цикла «Снежная маска» является мотив сокрытия. Под маской для лирического героя цикла «Снежная маска» спрятан целый мир, и этот мир манит героя, он полон загадочных существ и пропитанных романтическим духом персонажей: «рыцарь с темными цепями», «дамы с шлейфами, пажами», «шут в плаще крылатом», «король с зубчатым плящущим венцом», «улетевший с книжной дверцы Амур». Маска является для лирического героя препятствием, мешающим ему постигнуть тайну мироздания. «Маска – это покров, кажимость, скрывающая некую, не похожую на ее внешнее выражение, сущность», – пишет З. Минц. Герой стремится заглянуть за маску, чтобы узнать не ее, а мир, который за ней спрятан.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

Прочь!

И опять открыли солнца

Эту дверь.

И опять влекут от сердца

Эту тень.

 

И опять, остерегая,

Знак дают,

Чтобы медленный растаял

В келье лёд.

 

«Кто ты? Кто ты?

Скован дрёмой,

Пробудись!

 

От дремоты

Незнакомой

Исцелись!

 

Мы - целители истомы,

Нашей медленной заботе

Покорись!

 

В златоверхие хоромы,

К созидающей работе

Воротись!»

 

- Кто вы? Кто вы?

Рая дщери!

Прочь! Летите прочь!

 

Кто взломал мои засовы?

Ты кому открыла двери,

Задремав, служанка-ночь?

 

Стерегут мне келью совы, -

Вам забвенью и потере

Не помочь!

 

На груди - снегов оковы,

В ледяной моей пещере -

Вихрей северная дочь!

 

Из очей её крылатых

Светит мгла.

Трёхвенечная тиара

Вкруг чела.

Золотистый уголь в сердце

Мне вожгла!

 

Трижды северное солнце

Обошло подвластный мир!

Трижды северные фьорды

Знали тихий лёт ночей!

 

Трижды красные герольды

На кровавый звали пир!

Мне - моё открыло сердце

Снежный мрак её очей!

 

Прочь лети, святая стая,

К старой двери

Умирающего рая!

Стерегите, злые звери,

Чтобы ангелам самим

Не поднять меня крылами,

Не вскружить меня хвалами,

Не пронзить меня Дарами

И Причастием своим!

У меня в померкшей келье -

Два меча.

 

У меня над ложем - знаки

Чёрных дней.

 

И струит моё веселье

Два луча.

 

То горят и дремлют маки

Злых очей.

8 января 1907

Стихотворение «Прочь» было написано 8 января 1907 года и относится к циклу «Снежная маска», а цикл относится ко 2 тому стихотворений А.А. Блока. Второй том характеризуется драматически-повествовательным типом речи.

О чем это стихотворение?

Могу предположить, что данное стихотворение о возможности спасения лирического героя от Снежной Девы, от огня, от смерти. Но эту возможность, этот шанс герой не принимает и отвергает.

К нему являются «Рая дщери»:

«- Кто вы? Кто вы?

Рая дщери!

Прочь! Летите прочь!»

 

Если обратиться к словарю, то «рая дщери» - это дочери блаженной стороны, дочери неба. Я думаю, что это ангелы, которые хотели спасти героя.

Символы:

В цикле «Снежная маска» встречается еще одно опорное слово «змея». Я решила не анализировать его раннее, а объяснить значение этого слова-символа на примере стихотворения «Прочь».

Метель – «светлозмейная», снежную деву поэт неоднократно сравнивает со змеей: у нее «тяжелозмейные волосы», на носке ее ботинка – «дремлет тихая змея». С точки зрения христианства змея является воплощением сатаны, дьявола. Змее соответствует ряд предметных символов, среди которых – длинные, гибкие предметы, например волосы. И автор лишь усиливает сходство змеи и Девы указанием на «тяжелозмейные» волосы героини. Интересно, что среди персонажей славянской мифологии есть царица змей, так называемая «змеиная мать» или «белая змея», признаками которой являются корона на голове, драгоценные камни, а также белый цвет. Практически те же признаки указывают на то, что и героиня цикла «Снежная маска» обладает поистине королевской властью: так, у нее на голове «трехвенечная» тиара. В связи с образом змеи в цикле появляется тема телесно-чувственного искушения: Снежная Дева является искусительницей, которая притягивает лирического героя, искушает его своей тайной, выводит его из пространства комнаты в пространство улицы, где бушует вьюга. Таким образом, и сама героиня цикла, Снежная Дева, принадлежит «миру дольнему», земле. Но ее владычество распространяется и гораздо шире: у нее «крылатые очи», а крылья являются символом полета, движения, одухотворенности, «мира горнего». Стоит отметить, что героиня цикла, а вместе с ней и герой, находятся чаще всего в движении, в состоянии полета.

Нужно отметить, что состояние движения, полета мы наблюдаем на протяжении всего цикла («Крылья», «Тревога», «Влюбленность»).

Оксюморонное сочетание белого и черного цвета при описании облика героини подчеркивают сложность и внутреннюю противоречивость героини и ее мира.

Героиня «Снежной маски» наделена атрибутами темных сил. В её очах – «снежный мрак»:

Из очей ее крылатых

Светит мгла.

Трехвенечная тиара

Вкруг чела.

Золотистый уголь в сердце

Мне вожгла!

(«Прочь!»)

 

Следует обратить внимание на головной убор героини – «трехвенечную тиару». Как отмечено в «Словаре символов и знаков», «атрибутом папского сана является тиара – тройная корона, знак высшей земной власти, символ троевластия, поскольку понтифик управлял, согласно различным интерпретациям, тремя сферами мира, тремя континентами либо тремя церквами (страдающей, воинственной и торжествующей)». Таким образом, в представлении поэта героиня цикла обладает поистине неограниченной властью, над небом, землей и подземным миром. Приведенная цитата иллюстрирует оксюморонность как одну из характеристик поэтического мира Блока: так, мгла из очей героини «светит», а ведь свет и мгла – суть два противоположных начала.

В стихотворении «Прочь!» поэт восклицает: «Мне – мое открыло сердце / Снежный мрак ее очей!». Эпитет «снежный», как правило, подразумевает белый цвет, а понятие «мрак» ассоциируется с чернотой. Но только не у Блока. Эти два цвета в его лирике могут сочетаться в одном образе. Получается, что у Блока при описании героини и ее мира снимается оппозиция между белым и черным цветом.

Какие еще символы можно увидеть в этом стихотворении?

«Очи» – как признак души, знак принадлежности миру «горнему», «сердце» – как особое психологическое и физиологическое пространство, «мгла»и «свет» – как обозначение светового контраста,служащего фоном для самых мучительных итрагических трансформаций лирического героя.

 

***

Первые два четверостишия характеризуются перекрестной рифмовкой, чередуются женская открытая и мужская закрытая рифма.

«И опять открыли солнца

Эту дверь.

И опять влекут от сердца

Эту тень.

И опять, остерегая,

Знак дают,

Чтобы медленный растаял

В келье лёд».

Далее перед нами сплетенная рифмовка. Сплетенная рифмовка встречается редко, но метко. В строфе, состоящей из шести строк, мы сочетаем их в следующем порядке: первую с четвёртой, вторую с пятой, а третью с шестой. Чередование женской и мужской рифмы, открытой и закрытой рифмы.

«Кто ты? Кто ты?

Скован дрёмой,

Пробудись!

От дремоты

Незнакомой

Исцелись!

В конце стихотворения перед нами снова перекрестная рифмовка. Чередование мужской и женской рифмы, открытая.

«Прочь лети, святая стая,

К старой двери

Умирающего рая!

Стерегите, злые звери…»

Источники:

1. Блок А.А. Собр. соч.: в 8 т. / А.А. Блок. – М.– Л.: Гослитиздат. Ленингр. отд., 1960. – Т. 2. – 466 с.

2. Злыднева Н.В. Белый цвет в русской культуре XX века / Н.В. Злыднева // Признаковое пространство культуры. – М.:Индрик, 2002. – С. 424 431

3. Иванов Вяч. Вс. Маска как элемент культуры / Вяч.Вс. Иванов // Избранные труды по семиотике и истории культуры: в 7 т. – М.: Языки славянских культур, 2007. – Т. 4 – С. 333 344.

4. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока / З.Г. Минц. – СПб.: Искусство, 1999. – 727 с.

5. Лотман Ю. М., Минц З. Г. «Человек природы» в русской литературе XIX века и «цыганская тема» у Блока // Ю. М. Лотман. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство — СПБ, 2001. С. 599–653.

6. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Академический проект, 1999. 512 с.

7. Юкина Е., Эпштейн М. Поэтика зимы // Вопросы литературы. 1979. № 9. С. 169–201.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: