Сущность рынка и условия его функционирования




06.05.2020

Группа Ф-19

Дисциплина «Экономическая теория»

Тема программы

Рыночная организация экономики.

1. Сущность рынка и условия его функционирования. Функции рынка.

2. Субъекты рыночной экономики (самостоятельная работа – составить конспект)

3. Структура и виды рынка. Инфраструктура рынка (самостоятельная работа – подготовить презентацию)

4. Законы рыночного хозяйства.

5. Конкуренция: сущность, виды и роль в рыночной экономике.

Тема занятия: Сущность рынка и условия его функционирования. Функции рынка.

 

Задание: Законспектировать материал лекции

Сущность рынка и условия его функционирования

 

Рынок является неотъемлемым компонентом товарного производства, организационной формой его существования. История рынка (как и товарного производства) насчитывает около 6-7 тыс. лет. Важнейшими условиями его возникновения является общественное разделение труда и экономическая обособленность товаропроизводителей. Формирование рынка произошло в процессе углубления общественного разделения труда, что приводит к повышению производительности труда, увеличению производства продуктов. На его основе возникают производственные отношения между людьми в форме обмена продуктами труда. Однако такого общеэкономического условия еще недостаточно для понимания причин возникновения рынка.

Для формирования рынка необходима экономическая обособленность, обособленность производителей, то есть полная экономическая свобода, хозяйственная самостоятельность и ответственность товаропроизводителей. Такую обособленность, хозяйственную свободу создает частная собственность. Она предусматривает самостоятельное распоряжение произведенной продукцией, владение ею, ее отчуждение и использование в соответствии с собственными экономическими интересами производителя. Поэтому экономическая обособленность производителей неотделима от частной собственности на средства производства и производимую продукцию. Объекты частной собственности в современных условиях разнообразны, что открывает широкие возможности для развития рыночных отношений, предпринимательской деятельности.

Итак, рынок как конкретная форма товарного обмена возник в процессе развития товарного производства, как его неотъемлемая составная часть. С развитием товарно-денежных отношений трансформировалось и само понятие "рынок". Это одна из причин существования такого множества определения сущности рынка.

В современной экономической литературе распространенным является определение рынка как сферы обмена, организованного по объективным законам товарного производства и обращения. Рынок представляется как упорядоченная структура, обеспечивающая нормальное взаимодействие продавцов (поставщиков) и покупателей (предъявителей спроса). Так, в известном учебнике "Экономикс" утверждается, что рынок - "это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг".

Это узкое понимание сущности рынка. Оно ограничивает понятие рынка только сферой обмена. В широком же смысле рынок означает исторически определенную форму организации экономической жизни общества, характерными признаками которого являются:

1) реальное функционирование различных форм собственности и форм хозяйствования, то есть нормальное существование индивидуальной частной собственности, коллективной собственности (в форме кооперативной, акционерной), государственной собственности, коммунальной собственности, смешанной формы собственности;

2) свобода предпринимательской деятельности, то есть полная самостоятельность субъектов хозяйственной деятельности, экономическая ответственность и рационализм, коммерческий характер взаимодействия субъектов рынка;

3) свободное ценообразование, что исключает административное вмешательство государства или каких-либо других органов в процесс установления цен на большую часть средств производства и других производственных ресурсов, а также на потребительские товары и услуги. То есть, самостоятельное установление товаропроизводителем цен на товары и услуги с учетом потребительского спроса;

4) свободный выбор контрагентов - покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров и услуг. Каждый товаропроизводитель самостоятельно определяет, что производить и кому реализовать произведенный товар, а каждый потребитель - у кого его покупать;

5) конкуренция (экономическое соперничество) между различными субъектами предпринимательской деятельности за наиболее выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг, получение наибольшей прибыли. Она регулирует цены и объем производства товаров и услуг. С помощью рыночной цены конкуренция обеспечивает сбалансированное соотношение между общественными потребностями и общественным производством;

6) свободное перемещение капиталов между отраслями экономики и регионами;

7) открытость национальной экономики мировым интеграционным процессам, ориентация ее на международное разделение труда, возможность миграции рабочей силы, товаров и капитала.

Учитывая это можно сделать вывод: рынок - это совокупность экономических отношений, возникающих между субъектами хозяйственной деятельности в процессе производства и распределения экономических благ, обмена результатами производства, товарного обращения на основе объективных законов товарного хозяйства.

Для формирования и эффективного функционирования реального рынка необходимы следующие условия:

1) полная свобода хозяйственной, предпринимательской деятельности субъектов рыночных отношений. Для этого должны существовать различные владельцы: индивидуальные, частные, кооперативные, акционерные, государственные, смешанные;

2) свободные рыночные цены, которые устанавливаются в процессе экономической конкуренции. Цены на рынке формируются под влиянием соотношения спроса и предложения. С помощью свободных цен в условиях здоровой конкуренции осуществляется эквивалентный обмен товаров, воспроизводится равновесие в экономике;

3) здоровая конкуренция между различными субъектами хозяйственной деятельности, предоставляет всем им возможность свободного выбора контрагентов - покупателей, поставщиков. Она должна составлять неограниченное количество продавцов и покупателей (конкурентов);

4) свободный доступ к реальной информации о рынке и его субъектов (правовой, нормативно-справочной, научно-технологической, коммерческой, маркетинговой). Если информации не хватает, то товаропроизводитель не может принимать рационально обоснованных решений, а, следовательно, побеждать в конкурентной борьбе;

5) государственное регулирование рынка - разработка и реализация государственных программ, осуществление эффективной финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой, валютной политики, которая стимулирует предпринимательскую деятельность;

6) развитое антимонопольное законодательство, проведение эффективной антимонопольной политики;

7) наличие развитой рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование рынка;

8) постепенная интеграция национальной экономики в мировое хозяйство, ориентация ее на международное разделение труда;

9) обеспечение социальной защиты населения. Для этого нужно четко определить масштабы негативных социально-экономических процессов: инфляция, безработица, рост цен, снижение доходов населения, их влияние на различные социальные слои и основные средства ослабления или полного устранения негативного влияния рыночных отношений.

Социальная политика государства должна быть направлена ​​на обеспечение оптимального функционирования и развития общественной жизни.

Функции рынка

 

Сущность рынка наиболее полно проявляется в функциях, которые он выполняет в развитых экономических системах. Основными из них являются такие: регулирующая, информационная, ценообразующая, стимулирующая, распределительная, оздоровительная, контролирующая и интегрирующая.

Регулирующая функция рынка обеспечивает саморегулирование товарного производства. Рынок чутко и оперативно реагирует на изменения, происходящие в национальной экономике. Предприниматели ориентируются на рыночные цены и пытаются получить прибыль, вкладывая свой капитал в выпуск тех товаров и услуг, на которые есть спрос. Если спрос на какой-либо товар увеличивается, то соответственно потребители будут больше его покупать. Если же товара на рынке будет больше, чем нужно потребителям, то продавцы вынуждены снижать на него цену. В таком случае потребители купят больше товара по низким ценам, а товаропроизводители снизят объемы его производства. Следовательно, будет приведено в равновесие соотношение между спросом и предложением и установится рыночная цена (цена равновесия). При этом достигается соответствие между объемом производства и совокупными потребностями, формируются необходимые пропорции в экономике и устанавливается непрерывность процесса воспроизводства.

В то же время следует иметь в виду, что регулирующую функцию рынка нельзя абсолютизировать. Рынок как самостоятельный, автоматически действующий механизм был реальностью до конца XIX века. В современной развитой рыночной экономической системе происходит сочетание рыночных и государственных методов регулирования экономики.

Информационная функция рынка заключается в том, что из-за колебания цен на разнообразные товары и услуги рынок дает всем субъектам хозяйствования объективную информацию, важные сведения о реальных издержках производства, общественно-необходимое количество, ассортимент и качество тех товаров и услуг, поставляемых на рынок. То есть, в рыночной экономике цены являются главным средством передачи информации. Они играют роль координационного механизма. Наличие информации дает возможность каждому субъекту хозяйствования постоянно сверять собственное производство с условиями рынка, что меняется, и заранее принимать необходимые меры по снижению индивидуальных издержек, изменению ассортимента, повышению качества товаров и услуг.

Ценообразующая функция рынка проявляется при установлении цен на товары и услуги. С помощью цен выражаются различные экономические показатели предпринимательской деятельности. Цена должна обеспечивать возмещение затрат на производство товаров и услуг, оптимальную доходность хозяйственной деятельности, ее эффективность. Созданная в производстве стоимость реализуется в процессе купли-продажи товара по определенной рыночной цене, которая уравновешивает совокупный спрос и совокупное предложение на рынке. Рыночная цена, устанавливаясь под влиянием спроса и предложения, а также конкуренции, не зависит от отдельных товаропроизводителей или потребителей. Наоборот, для них рыночная цена-это ориентир, определяющий их поведение хозяйственной деятельности. Она дает знать о предложении товаров со стороны производителей (продавцов) и о том, сколько они хотят получить денежных средств за свои товары, платежеспособный спрос потребителей (покупателей), о недостатке или избытке производственных ресурсов. От сложенной на рынке цены зависит то, кто получит выгоду (прибыль) или, наоборот, понесет убытки от производства и продажи определенного товара. Следовательно, рыночная цена на товары и услуги устанавливается свободно в результате столкновения платежеспособного спроса и предложения, а также конкуренции.

Стимулирующая функция рынка заключается в том, что посредством цен он стимулирует производство именно тех товаров и услуг, которые необходимы потребителям. Если цена товара снижается, то производители вынуждены сокращать производство и искать пути снижения индивидуальных затрат на производство определенного товара. А если цена повышается, то потребители вынуждены искать дополнительные доходы, вследствие чего растет их трудовая активность. Рынок стимулирует тех товаропроизводителей, кто рационально использует свои производственные возможности для получения наилучшего конечного результата, внедряет инновации, передовую технику, технологию и организацию производства, которые ведут к снижению индивидуальных издержек производства ниже общественно-необходимых, повышение конкурентоспособности. Иными словами, рынок приводит в действие экономические интересы, создает мотивацию к продуктивному, эффективному труду, что обеспечивает высокие конечные результаты.

Распределительная функция рынка заключается в том, что доходы, которые получают субъекты хозяйствования, — это в основном выплаты за факторы производства и зависят от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор. Рыночная цена дифференцирует доходы товаропроизводителей. Происходит социальное расслоение субъектов рынка по доходам на бедных и богатых.

Оздоровительная функция рынка проявляется тогда, когда рынок посредством конкуренции освобождает общественное производство от экономически неэффективных и нежизнеспособных субъектов хозяйствования и открывает широкие возможности перспективным, эффективным, полезным для общества товаропроизводителям. Предпринимательские структуры, которые не принимают во внимание потребности потребителей, не внедряют инновации, не принимают эффективных мер по снижению индивидуальных издержек, терпят убытки, угрозы неплатежеспособности, реального банкротства, а общественно полезные производители, которые эффективно работают, успешно развиваются.

Контролирующая функция рынка заключается в том, что с помощью рынка осуществляется контроль потребителей над производством. Именно на рынке выявляется, насколько нужны обществу произведенные товары и услуги. Акт их реализации означает, что выработаны не просто потребительские стоимости, а товары, которые необходимы потребителям, что затраты труда на их производство общественно необходимыми. Это снижает затратный характер общественного производства.

Интегрирующая функция рынка проявляется в том, что рынок обеспечивает непосредственность процесса общественного воспроизводства, делает национальную экономическую систему единым целым, развивает внешнеэкономические связи, способствует интегрированности национальной экономики в мировое хозяйство.

Итак, анализ функций рынка позволяет прийти к выводу, что рынок является наиболее эффективным способом организации экономической жизни общества, функционирования и ускорения развития национального хозяйства.

В то же время следует иметь в виду, что рынку, помимо положительных аспектов, свойственны и негативные особенности, недостатки. Так, рыночные отношения порождают монополистические тенденции в экономике. Объединение одноотраслевых компаний (предприятий) неизбежно ограничивает конкуренцию, порождает диктат производителя над потребителем, стремление к повышению цен на товары и услуги. Рынок усиливает дифференциацию товаропроизводителей; воспроизводит существенное социальное неравенство; углубляет экономические и экологические кризисы; усиливает инфляционные процессы; способствует росту безработицы; приводит к снижению платежеспособного спроса потребителей путем искусственного повышения рыночных цен предприятиям-монополистами, особенно субъектами естественных монополий.

Кроме этих негативных аспектов, рынок не способен развивать фундаментальные научные исследования, не может обеспечить население страны социальными благами (образование, культура, здравоохранение, физическая культура, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство автомагистралей, городской транспорт, охрана окружающей среды и т. др.), перспективное развитие национальной экономики.

Решение этих важных социально-экономических проблем должны взять на себя государство (правительство) и общественные институты. Они должны проводить такую экономическую и социальную политику, которая усилит положительные свойства рыночных отношений и предотвратит проявления их негативных социально-экономических последствий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: