(автор – Рыкова Е.В.)
Очень важно, чтобы соискатель умел держаться с достоинством и всем своим видом свидетельствовал о явном благополучии. Неблагополучных людей не слишком уважают, подчас им просто не доверяют. О благополучии свидетельствует аккуратность во внешнем облике, правильно выбранная одежда, ухоженность, а также прочие общепринятые факторы. Иногда дурную службу могут сослужить даже дорогие украшения, хотя, казалось бы, их наличие делает «плюс» обладателю. На самом деле дорогие ювелирные изделия могут восприниматься как свидетельство больших амбиций и претенциозности. Если должность не предполагает высокого оклада, то обилие дорогих вещей может не понравиться HR-менеджеру.
Безусловно, это может быть его личным субъективным впечатлением, но в целом ряде случаев оно имеет под собой целый ряд оправданий. В самом деле, человек, на первое место ставящий высокие доходы, не будет довольствоваться должностью со скромной зарплатой. Значит, проработает недолго и приступит к поискам новой работы. Вряд ли руководству понравится такая ситуация. Соответственно, подобного соискателя вряд ли примут на работу. Именно поэтому любой здравомыслящий человек, собираясь на собеседование, оставит очень дорогие ювелирные украшения дома.
О неуверенности и незнании основ делового этикета свидетельствует намерение соискателя постучать в дверь. Уверенный в себе человек с адекватной самооценкой не станет поступать таким образом. Он может обратиться к секретарю или администратору, чтобы узнать о приеме, или же откроет дверь кабинета, задав конкретный вопрос. Интересно, что у большинства HR-менеджеров соискатель, предварительно постучавший в дверь, вызывает некоторое раздражение. То же самое касается робкого вопроса «Можно?», который соискатель может задать, имея в виду разрешение войти в кабинет. Подобные «мелочи» значительным образом влияют на первое впечатление, которое создается от кандидата на вакантную должность. Однако сами по себе робость и неуверенность, хоть и являются не самыми лучшими качествами, не должны быть решающей причиной, по которой соискатель получит отказ. HR-менеджеру следует быть более объективным, а не фиксировать свое внимание на некоторых моментах, пусть даже лично вам они и кажутся значительными. Как это ни парадоксально, но наиболее непримиримыми к чужим недостаткам, даже не особенно значительным, являются молодые рекрутеры, чей собственный статус в организации пока еще является сомнительным. Они сполна упиваются властью, наблюдая растерянное выражение на лице соискателя, который по возрасту и по профессиональным качествам намного превосходит их самих. За подобным поведением часто скрывается собственная неуверенность менеджера по персоналу в себе и своих силах. Он не может справиться со своими комплексами, поэтому пытается «отыграться» на тех, кто занимает менее выгодное положение, в нашем случае – на тех, кто пытается устроиться на работу. Однако, как в физике, «действие всегда равно противодействию». И рано или поздно HR-менеджер может столкнуться с ситуацией, когда вчерашний соискатель станет его непосредственным руководителем. Или уже в процессе собеседования бывшему рекрутеру придется выслушать несколько нелицеприятных замечаний от соискателя, который отличается сильным характером и высокой самооценкой. Впрочем, стремление самоутвердиться за счет собеседника изначально является не только большой ошибкой менеджера по персоналу, но и явным свидетельством его профнепригодности. Сами специалисты в области HR-менеджмента должны это понимать.
Итак, продолжаем разговор о том, какой кандидат сможет произвести наиболее выгодное впечатление. Менеджер по персоналу обычно предлагает посетителю сесть. В некоторых случаях за этим предложением уже может скрываться испытание. Например, стул поставлен таким образом, что свет будет бить в глаза соискателю. Разумеется, уверенный в себе человек, обязательно передвинет стул так, чтобы ему было удобно. Если человек этого не сделал и предпочел мириться с наличествующей неприятностью, это может свидетельствовать как о недостатке уверенности, так и о низкой самооценке. Такой соискатель своей пассивностью уже поневоле начинает производить не самое выгодное впечатление на HR-менеджера. Впрочем, не стоит спешить с выводами. Вполне возможно, человек сразу не заметил источника дискомфорта.
Не самым лучшим является готовность соискателя держать у себя на коленях сумку или папку. Это также свидетельствует о некоторой неуверенности, о желании занять как можно меньше места. Такое поведение может быть присуще скромным людям. Они относятся к себе с большой требовательностью, любой свой поступок способны подвергать критике и осуждению. К сожалению, люди подобного типа своим придирчивым отношением к собственной персоне формируют у себя крайнюю степень неуверенности. И это обязательно передается окружающим. Однако было бы преждевременным формировать у себя негативное отношение к скромным или робким людям. Если должность, на которую они претендуют, не требует таких качеств, как активность, уверенность в себе, амбициозность и т. д., их кандидатура вполне может устроить организацию.
Во время собеседования соискатель может смотреть в глаза HR-менеджеру, а может постоянно отводить взгляд. Разумеется, если человек пристально, не отрываясь, смотрит в глаза собеседнику, это может считаться не слишком приличным. Но, с другой стороны, намного хуже, если человек смотрит в сторону, постоянно отводит взгляд. В этом случае у нас невольно закрадывается подозрение, что человек намеренно скрывает какую-то информацию, хотя на самом деле все может обстоять совершенно иначе. Очень хорошим признаком является улыбка на лице соискателя. Разумеется, улыбка должна быть искренней, а не натянутой. Напряженное выражение лица негативно воспринимается менеджером по персоналу. И это совершенно естественно. Однако чрезмерно слащавая улыбка на лице собеседника не менее неприятна. В этом случае у рекрутера поневоле появляется вопрос: а так ли умен соискатель, как следует из его документов и, возможно, из резюме? Ведь если человек не понимает очевидных вещей, в частности, не осознает влияния собственной мимики на окружающих, как он будет работать на ответственной должности? Разумеется, подобные размышления большей частью касаются тех профессий, которые предполагают интенсивное общение с клиентами, покупателями, заказчиками. Если человек претендует на работу, не связанную с общением, его мимика не может иметь влияния на его оценку.
Менеджер по персоналу должен объективно оценивать каждого соискателя. Вместе с тем нельзя не признать, что на менеджера может оказать заметное влияние личная привлекательность соискателя. Можно вспомнить изречение С. Дж. Ренделла: «Все становятся близкими к совершенству, когда заполняют анкету для поступления на работу». Также может случиться, что буквально сразу HR-менеджер испытывает по отношению к соискателю необъяснимую неприязнь. Хотя в данном случае может быть уместно изречение Ф. Ницше: «Фактов нет, только интерпретации».
На самом деле первое впечатление о человеке очень сильно. Общеизвестно, что первые несколько минут знакомства дают возможность сформировать пресловутое первое впечатление. Именно в этот короткий период, за несколько минут, происходит первичная оценка человека. И в сознании закладывается некий прогноз относительно поведения, характера и личностных особенностей нового знакомого.
На формирование первого впечатления оказывают влияние следующие факторы:
· внешний облик человека (здесь имеют значение и сами природные данные, и стиль одежды, и манера держать себя, и манера общаться). Если говорить о собственно внешних данных, то нет более спорного фактора оценки личности. Общеизвестно, что внешность бывает обманчива. Однако большинство заведомо благожелательно относятся к привлекательным людям. Физическая привлекательность подразумевает выразительное лицо с правильными чертами; хорошую, гармонично развитую фигуру. Не секрет, что физически привлекательные люди кажутся окружающим более удачливыми. Им автоматически приписывается обладание положительными свойствами характера. Именно поэтому привлекательные люди, привыкшие к доброжелательности окружающих, ведут себя более уверенно. Их самооценка значительно выше самооценки людей с невыигрышной внешностью.
Разумеется, внешние данные не могут ускользнуть от внимания HR-менеджера. Для некоторых вакансий внешние данные даже могут иметь одно из решающих значений. Например, должности администратора, секретаря, ведущего телепрограммы, журналиста и некоторые другие подразумевают необходимость выбора кандидата с заведомо привлекательной внешностью.
Однако менеджер по персоналу должен избегать субъективной оценки. Наличие безусловной внешней привлекательности не должно заслонять наличия или отсутствия деловых качеств, необходимых для той или иной профессии.
· Важный составляющий компонент внешней привлекательности – стиль одежды. Каждый HR-менеджер практически ежедневно убеждается в том, что «по одежке встречают». Оценка стиля одежды при собеседовании большей частью касается того, насколько он (то есть, стиль) соответствует данной ситуации. Однако нельзя сбрасывать со счетов и общепринятые стереотипы. Бедно одетый человек вызывает жалость. Это очевидно. Но вызвать жалость у менеджера по персоналу – отнюдь не означает получить желаемую работу. Каждый HR-менеджер несет ответственность за свою организацию. И поэтому вряд ли он захочет принять на работу человека, чей внешний вид говорит о явном неблагополучии.
Неблагополучие ассоциируется у большинства людей с низким социальным статусом, отсутствием хорошего образования и, как следствие, невозможностью занять достойное положение в обществе. Даже если HR-менеджер является отзывчивым и доброжелательным человеком, он вряд ли рискнет принять на работу кандидата, производящего столь невыгодное впечатление при первой встрече. Именно поэтому стиль одежды должен быть по возможности консервативным или нейтральным. Даже если соискатель совсем небогат или, попросту говоря беден, по его внешнему виду этого не должно быть заметно.
· Удачное первое впечатление во многом зависит от того, как соискатель умеет себя «преподнести». В пользу кандидата говорят такие качества, как умение скрыть недостатки и всячески подчеркнуть достоинства. Это касается манеры говорить и вести себя. Уверенный человек, не теряющийся в обстановке беседы с HR-менеджером (или несколькими сотрудниками) оценивается, без сомнения, позитивно. Умение выгодно «преподнести» себя подразумевает не только уверенность в себе и своих силах, но и умение общаться, наличие артистических способностей (они очень нужны при устройстве на работу), быструю реакцию, умение легко находить нужный ответ и т. д. Неуверенный человек в большинстве случаев ощущает себя некомфортно, что заметно по его настороженным жестам, скованности. У менеджера по персоналу вполне может сложиться предвзятое отношение к неуверенному человеку. Однако оно не вполне бывает оправданно. При собеседовании на некоторые вакантные должности не всегда обязательно, чтобы соискатель проявил себя как человек артистичный, общительный, разговорчивый. Безусловно, если речь идет о должности, связанной с интенсивным общением, такие качества необходимы. Но в иных случаях на первый план встают иные навыки и умения. Поэтому менеджер по персоналу должен четко представлять себе, какие личностные качества нужны для конкретной профессии. И не нужно мерить всех кандидатов одной меркой.
Некоторые отличаются тем, что мыслят стереотипами, то есть отличаются склонностью к обобщению. Это связано с личным опытом, социальным окружением, а также с целым радом других факторов. Стереотипы очень сильно влияют на нашу оценку окружающих, С точки зрения психологии, есть несколько категорий стереотипов: антропологические, или физические стереотипы; социальные стереотипы (которые в свою очередь подразделяются на национальные, профессиональные, социально-групповые); эмоциональные стереотипы. Каждый из них, в свою очередь, может сослужить менеджеру по персоналу недобрую службу.
Антропологические (физические) стереотипы основываются на том, что в человеческом сознании внешний облик бывает тесно связан с внутренними качествами. Например, юная девушка с широко открытыми глазами воспринимается как по-детски наивная, непрактичная, доверчивая. Разумеется, подобное впечатление бывает обманчивым. Но попытка классифицировать людей по внешним признакам бытует достаточно часто. По чертам лица многие пытаются прогнозировать характер человека: высокий лоб воспринимается как свидетельство высокого интеллекта; тонкие губы – как признак неуживчивого характера и т. д. HR-менеджер не должен позволять себе подобных оценок. Они, несмотря на свою распространенность, очень относительны.
Социально-групповые стереотипы касаются психологической оценки людей с точки зрения их принадлежности к той или иной социальной категории. Например, женщина, пребывающая в статусе домохозяйки, воспринимается как недостаточно интеллектуальная; ставящая на первое место домашнее хозяйство, а значит, не достойная занять ответственную должность. Человек, занимающийся научной работой, воспринимается как целеустремленный, серьезный, ответственный. Однако подобные суждения нередко бывают не просто неточными, но прямо-таки ошибочными. Домохозяйка может быть личностью интеллектуальной и обладать редкой деловой хваткой. А научный работник может оказаться человеком несерьезным и ленивым.
Нередко на оценку человека влияет его национальность. К сожалению, многие люди связывают наличие или отсутствие тех или иных личностных качеств именно с национальностью. Подобные мнения недопустимы для профессионала. Национальность соискателя может волновать HR-менеджера лишь в связи с юридическими вопросами (наличие или отсутствие у соискателя регистрации в данном конкретном государстве).
Если говорить об эмоциональных стереотипах, то в данном случае подразумевается наличие или отсутствие положительного или отрицательного опыта в прошлом. Дело в том, что новая персона (в нашем случае соискатель), которого HR-менеджер увидел впервые, может напомнить ему другого человека, с которым связано определенное, положительное или отрицательное, отношение. В случае положительных ассоциаций менеджер по персоналу невольно начинает проецировать свое отношение на соискателя. И кандидат будет восприниматься им благосклонно, даже если тот явно не обладает заслуживающими внимания показателями. В случае отрицательных ассоциаций, наоборот, менеджер по персоналу будет относиться к соискателю не лучшим образом.
Если говорить о профессиональных стереотипах, то здесь у каждого человека есть своя оценочная шкала. Представители определенных профессий могут восприниматься позитивно, представители иного рода деятельности, напротив, негативно.
Однако все вышеназванные стереотипы в силу человеческой субъективной природы не могут претендовать на абсолютную истину. Значит, HR-менеджеру не следует торопиться, оценивая кандидата. Все факторы, о которых мы только что говорили, должны быть основой для дальнейшего формирования представления о том или ином соискателе. Так что полагаться на первое впечатление не стоит.
При беседе с потенциальным сотрудником рекрутер должен обращать внимание на самые разные детали и прежде всего на жестикуляцию. Именно жесты могут дать исчерпывающую информацию о том, что, вполне возможно, человек хотел бы скрыть. Соискатель явно проявляет нервозность в том случае, если допускает неконтролируемые движения рук. Например, ломает пальцы или собирает ладони в замок. Такая реакция может возникнуть у человека в ответ на какой-либо вопрос. Вполне возможно, что человек отвечает одно, а язык тела противоречит этому, выдает неуверенность и нервозность собеседника. Конечно, совсем не обязательно при этом подозревать соискателя во лжи. Возможно, он не совсем уверен в том, что говорит. О нервозности, неуверенности говорит и незначительное, едва заметное или же достаточно сильное дрожание пальцев рук. Некомфортно чувствует себя человек, если вытирает пот со лба (конечно, если в помещении плюс тридцать градусов, тогда данное действие вполне оправданно); или если часто покашливает (впрочем, может быть, что соискатель не совсем здоров. Если собеседование проводится в холодную, или сырую погоду, простуда вполне может иметь место).
Соискатель явно сомневается в том, что говорит, если непроизвольно прикрывает рот. Такой жест может свидетельствовать о том, что человек лжет, в той или иной степени, или же хочет что-либо скрыть. Об этом же говорит и такой жест: человек ставит локти на стол, а сомкнутые кисти располагает перед ртом. Менеджер по персоналу, проводящий собеседование, должен обязательно обратить внимание на подобные жесты. Определитесь, какие вопросы вызвали подобную реакцию собеседника. И перепроверьте полученную информацию.
О явном дискомфорте, неуверенности говорят такие действия: когда человек быстро крутит в руках какой-либо предмет (например, авторучку); потирает свои ладони. Не самым лучшим признаком является и нервозное движение больших пальцев при сплетенных руках. Однако подобные жесты скорее говорят о том, что перед вами не слишком уверенный в себе человек. Возможно, он сам низко оценивает свои показатели, поэтому некомфортно чувствует себя под пристальным взглядом рекрутера. О дискомфорте и недоверии говорят и такие жесты, как крепко сжатые руки; поглаживание руки указательным пальцем другой руки; прикосновение к своей щеке или шее ладонью или пальцем.
Соискатель может некомфортно и неуверенно чувствовать себя по разным причинам. Может быть, на прежнем месте работы его не слишком ценили. И он боится, что рекрутер сочтет его неподходящей кандидатурой. Может быть также, что самооценка у соискателя достаточно низкая, и он подсознательно ждет, что его отвергнут как неподходящую кандидатуру.
Разумеется, HR-менеджер не должен формировать свое мнение о соискателе на основе одних лишь невербальных знаков. Жесты являются только лишь вспомогательным, второстепенным средством для оценки потенциального работника. Однако полностью пренебрегать ими нельзя. Внимание к мелочам позволяет лучше понять собеседника, составить для себя его психологический портрет. Рекрутер может записывать на листе бумаги информацию о жестах, которые кажутся настораживающими. А затем, после беседы с кандидатом и после внимательного изучения его документации, можно будет сделать определенные выводы.
Если соискатель крепко держится руками за подлокотники кресла или же одной рукой сжимает другую, это свидетельствует о том, что он старательно пытается контролировать свое поведение. Вполне возможно, сейчас этот человек мысленно подвергает тщательному анализу каждое свое слово, боится сказать что-то лишнее, контролирует свою интонацию. В общем и целом в этом нет ничего плохого. Собеседование само по себе является стрессовым фактором для многих людей. И если человек умеет себя контролировать, в дальнейшем это позволит ему самым выгодным образом проявить себя на рабочем месте.
Если соискатель сидит со скрещенными ногами, скрещивает руки на груди или обхватывает ими колени, это свидетельствует о закрытости. То же самое можно сказать, если собеседник при разговоре сжимает пальцы в кулак. Подобные жесты говорят о том, что собеседник как бы пытается отгородиться от рекрутера, закрыться от назойливых вопросов, защитить свое самолюбие. Вполне возможно, в данном случае поведение HR-менеджера кажется соискателю недостаточно корректным; может быть, соискатель ощущает по отношению к себе недоброжелательность.
Если соискатель смотрит на рекрутера поверх очков, опустив их на кончик носа, вполне возможно, что он не доволен сложившейся ситуацией. Подобный жест свидетельствует о негативном, скорее всего, недоброжелательном отношении. Если человек снимает очки, крутит их в руках, протирает, складывает дужки и т. д., это свидетельствует о внутренних сомнениях и противоречиях. Возможно также, что человек в чем-то сомневается и желает это скрыть. Подобные жесты характерны для людей обидчивых, впечатлительных, не слишком уверенных в себе.
Если человек поднес руку к щеке, скорее всего, он задумался. Если какой-то вопрос рекрутера вызвал такую реакцию, это означает неоднозначность отношения соискателя к данному вопросу. Вполне возможно, человек пытается сконцентрироваться, чтобы подать информацию наиболее четко и с выгодной для себя стороны. Если соискатель касается пальцами подбородка, это также свидетельствует о мыслительном процессе: соискатель пытается принять важное для себя решение, возможно, оно связано с какой-либо информацией, которую человек может сообщить HR-менеджеру или же не сообщать.
Если соискатель сидит в классической «позе мыслителя», то есть, поддерживает рукой подбородок и указательный палец держит вдоль щеки, при этом внимательно смотрит на менеджера, скорее всего, он чем-то расстроен или обижен. Возможно, у соискателя сложилось впечатление, что его недооценивают. И он размышляет, как исправить ситуацию. Если соискатель часто слегка приподнимает плечи, это свидетельствует о его готовности открыто рассказать о себе любую информацию. Если при этом голова соискателя слегка наклонена в сторону, это говорит о его заинтересованности. Скорее всего, собеседник с интересом относится к такому процессу, как интервью.
Если соискатель поглаживает подбородок, скорее всего, он не просто размышляет о чем-то. Он оценивает ситуацию, вот-вот примет какое-то решение.
В процессе разговора или в процессе заполнения тестов соискатель может закрыть глаза, при этом касаться рукой щеки, лба или носа. Это означает, что человек пытается внутренне сконцентрироваться перед принятием важного решения.
Если человек сидит со сложенными руками, скрестив ноги и откинув голову назад, это свидетельствует о внутренней скрытности или подозрительности собеседника. Вполне возможно, человек ощущает в данной ситуации некоторый дискомфорт. И поэтому старательно контролирует себя. О сильном самоконтроле и подозрительности говорит взгляд исподлобья. Такой взгляд часто встречается у неуверенных в себе, а также у консервативно настроенных людей.
Если человек касается мочки уха, это говорит о нервозности, которую он испытывает в данный момент. Возможно, человека тяготит конкретная ситуация, и он ждет завершения беседы. Если человек касается пальцами бровей, почесывает глаза, это может свидетельствовать об усталости или некоторой скрытности.
Если человек прикладывает руки к груди, это свидетельствует об открытости и расположении к своему собеседнику.
В оценке соискателя важны не только жесты как таковые, но и мимика. Жесты и мимику можно назвать по-другому – «язык тела». Именно поэтому жесты зачастую выдают ту информацию, которую соискатель намерен скрыть. Жесты и мимика иногда свидетельствуют против человека, даже если его речь безупречна по всем показателям. Если человек спокоен и хорошо контролирует себя, то окружающие это обязательно отметят. От подобного соискателя исходит аура благополучия, и об этом свидетельствуют его мимика и жесты. Если же человек крайне взвинчен, взволнован или испытывает сильный стресс, об этом окружающие также смогут догадаться именно по мимике и жестам.
Вот основные проявления человеческой мимики: если человек чем-то удивлен, то глаза его при этом широко раскрыты, брови подняты вверх, кончики губы опущены. Если человек печален, его брови сведены, в глазах не ощущается блеска и воодушевления, уголки губ могут быть полуопущены. О разочаровании свидетельствуют сомкнутые губы с опущенными уголками. Об ироничном отношении собеседника можно догадаться по следующим признакам: один или оба глаза могут быть слегка прищурены; губы плотно сжаты, уголки туб при этом слегка опущены.
Сморщенный нос, слегка прикрытые глаза и опущенные уголки рта могут свидетельствовать о презрительном отношении собеседника. О ярости говорят сведенные брови, стиснутые зубы, напряженные губы, уголки которых опущены вниз.
Если человек стремится скрыть какие-то проявления своих чувств, он может прикусывать язык или губы. Такая реакция может быть вызвана неожиданным поворотом дел, например, ярко выраженным недоверием или негативным отношением HR-менеджера, которое тот не скрывает. Соискатель в данный момент может пытаться взять под контроль свои эмоции. Если человек сжимает губы так, что они превращаются в узкую полоску, то создавшаяся ситуация его явно тяготит. Он не принимает ее, возможно, испытывает такие эмоции, как злость, раздражение, досада, насмешка.
Сама по себе мимика не так много говорит о соискателе. Ведь мы не можем прочитать мысли другого человека. Вполне возможно, что его отрицательные эмоции вызваны не конкретным вопросом, а самим собеседованием, которое некоторые воспринимают как серьезное испытание, похожее на экзамен. Поэтому оценка мимики человека должна быть лишь второстепенным, а не основным фактором, влияющим на формирование определенного мнения относительно той или иной персоны.
Некоторые люди часто жестикулируют, когда говорят вслух. В норме жесты должны быть сдержанными, естественными. Напряженные жесты свидетельствуют о явном дискомфорте человека. И у HR-менеджера непроизвольно возникает вопрос, почему же кандидат так нервничает.
Благодаря мимике и жестам ложь определить не так уж трудно. Очень мало людей, которые способны лгать столь естественно и непринужденно, что у окружающих не возникает ни малейшего подозрения. Большинство людей в случае вынужденной необходимости лгать начинают вести себя не так, как в обычной ситуации. Именно поэтому для HR-менеджера совсем не обязательно иметь детектор лжи, чтобы заподозрить неправду.
В каких случаях человек вынужден лгать на собеседовании? Ответить на этот вопрос достаточно легко. В первую очередь, соискатель очень сильно заинтересован в предполагаемой работе. Но есть, очевидно, какие-то факторы, которые могут помешать эту работу получить. Может быть еще, что соискатель изначально не рассматривает себя как достойного кандидата на вакантную должность. Это, возможно, связано с целым рядом объективных и субъективных причин, в частности, с невысокой самооценкой. Но, несмотря на все это, соискатель намерен «попытать счастья», то есть, попробовать пройти собеседование, основываясь на том, что ему повезет. В этом случае, скорее всего, человек будет стараться намеренно приукрашивать свои достоинства, «корректировать» свою трудовую биографию, чтобы произвести более выгодное впечатление на рекрутера. Для того, чтобы определить ложь, следует обратить внимание на следующие особенности поведения соискателя: человек допускает большое количество лишних телодвижений, постоянно двигает руками, ногами (садится в положение «нога на ногу», потом меняет позу, начинает отбивать дробь каблуком и т. д.). Возможно также, что человек начинает постукивать пальцами рук; вертит в руках ручку или сигарету. Такие жесты свидетельствуют о дискомфорте и неуверенности, как мы уже говорили, которые могут быть следствием лжи. О том, что человек говорит неправду, можно догадаться и по тону его голоса. Вернее, о лжи скажет не сам тон, а несоответствие между тоном голоса и смыслом беседы. Как правило, если человек говорит неправду, это сопровождается высоким тоном голоса. Неестественные, заискивающие, неуверенные, оправдывающиеся нотки в голосе должны насторожить менеджера по персоналу, и он должен особенно внимательно изучить всю информацию, касающуюся темы разговора.
Нередко лжец допускает неточности и противоречия в своем рассказе (особенно если он достаточно подробный). Менеджер по персоналу может «зацепиться» за эти неточности и противоречия, задать дополнительные вопросы. Человек, говорящий неправду, будет пытаться как-то изменить ситуацию в лучшую сторону, в результате чего запутается еще больше.
Нередко ложь сопровождается неискренней улыбкой. О том, что улыбка именно такова, можно догадаться по следующим признакам: улыбка является «кривой», или ассиметричной, уголки рта находятся на разных уровнях. Такая улыбка может свидетельствовать о презрительном отношении к собеседнику. Человек в таком случае улыбается только губами. При неестественной улыбке оказываются не задействованы глаза, не происходит напряжения глазных мышц. Это похоже на формальную, ничего не значащую улыбку, которой иногда люди обмениваются при приветствии.
О том, что человек говорит неправду, можно догадаться и по незначительным изменениям выражения лица. То есть, в процессе разговора лицевые мышцы соискателя будут совершать микродвижения. Причина этого – возникновение внутреннего несогласия с тем, что человек говорит. Такие мимические проявления могут возникать в процессе разговора, если эмоционально он на миг перестал контролировать себя. А постоянно держать себя под контролем невозможно.
Настораживающими признаками должны стать расширенные зрачки, слишком частое мигание. Это все является признаками эмоционального напряжения, а оно нередко сопровождает ложь.
Иногда, беседуя с тем или иным соискателем, HR-менеджер, что называется, «шестым чувством» ощущает его неискренность или явную ложь, но не знает как вести себя – разоблачить кандидата открыто или же избрать какие-то иные методы. Разумеется, нельзя разбирать подобное явление вне контекста, то есть, без связи с какой-то конкретной ситуацией. В некоторых случаях мысль HR-менеджера о том, что соискатель слишком много лжет, может стать достаточно веской причиной для отказа ему от должности. В иных случаях не мешает более детально изучить документы соискателя, чтобы определить его сильные и слабые стороны. Вполне возможно, человек допускает ложь, когда рассказывает о своей биографии, некоторые факты которой ему хочется скрыть. Но при этом он может быть по-настоящему хорошим сотрудником. В случае если речь идет не о криминальном прошлом, подобные моменты могут не иметь решающего значения при оценке кандидатуры данного соискателя.
Когда речь заходит о так называемом языке тела, нельзя не сказать о том, что именно он зачастую влияет на общее впечатление от того или иного кандидата. Неуклюжие, неловкие движения, заискивающий взгляд и т. д. подчас создают у рекрутера крайне невыгодное впечатление о собеседнике.
Гораздо больше объективной информации может дать общение с соискателем, в процессе которого удастся составить представление о его психологических и профессиональных качествах. Соискатель должен стремиться произвести на менеджера по персоналу благоприятное впечатление, а также заинтересовать своей персоной. Именно для этого и должно активно использоваться умение показать, преподнести себя. Соискатель должен наиболее выигрышным способом представить свои профессиональные умения и качества характера. Очень важно, чтобы кандидат говорил четко, убедительно, не проявлял явной нервозности. Спокойное, уверенное поведение располагает к себе. Нервозное, беспокойное поведение, без сомнения, заставит HR-менеджера насторожиться. При таком поведении кандидата у менеджера по персоналу может возникнуть вопрос: «Почему он так нервничает? Может быть, он скрывает какую-то информацию или предоставляет заведомо ложные сведения?». На самом деле это может быть совсем не так. Но впечатление уже создано. И оно, так или иначе, оказывает влияние на оценку собеседника менеджером.
Может случиться, что во время собеседования претендент на конкретную должность сразу же изложит свои аргументы, почему именно он как никто другой подходит для этой вакансии. Это говорит о высокой самооценке кандидата. Безусловно, наличие высокой самооценки благосклонно воспринимается многими менеджерами по персоналу. Однако то, как оценивает себя соискатель, может существенно отличаться от того, как оценит его рекрутер. Дальнейшая беседа покажет истинную ценность такого кандидата. Уже с первых минут беседы HR-менеджер должен, обратить внимание на то, как говорит и как держит себя соискатель. Человек может держаться спокойно, говорить четко и ясно. Это хороший знак. Особенно важно это, если соискатель претендует на руководящую должность или на ту должность, которая связана с работой с клиентами. Если человек явно не уверен в себе, нечетко выражает свои мысли, то вряд ли он сможет стать хорошим руководителем. Это очевидно. Однако в процессе собеседования может выясниться, что этот человек подходит для другой открытой вакансии в данной организации. Все это должен предусмотреть HR-менеджер.