Австралия
Цели: 1) Образовательные - вспомнить особенности физико- географического положения материка, природных условий; познакомиться с особенностями экономической и социальной географии страны, выявить специфические черты последнего из рассматриваемых центров мирового хозяйства в процессе диалога между группой, которая предварительно изучала страну, и остальными учениками класса.
2) Развивающие - развивать умения самостоятельно работать с
учебником, атласом, дополнительной литературой, делать
выводы.
3) Воспитательные - формирование самостоятельности.
Оборудование: учебник, атласы, политическая карта мира, экономическая карта Австралии, дополнительная литература (В.П.Максаковский «Географическая картина мира», Ярославль 1996 г.; И.А.Родионова «Страны мира: экономико-географическая характеристика: Пособие для поступающих в вузы.- М.,1998 г.; Страны мира: Справочник.- М.: Республика, 1997 г.).
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня речь пойдет о стране-материке, входящей в состав Содружества. О стране, в которой живут самые удивительные животные: растения. Эта страна - одна из наиболее богатых полезными ископаемыми стран мира, причем это утверждение можно отнести и к топливному, и к рудному, и к нерудному сырью. История этого государства знает и каторжные поселения, и «земельную лихорадку», и «золотую лихорадку». (Австралия)
Вопросы-задания к уроку-диалогу.
1. Дайте характеристику ЭГП Австралии по плану
· Положение по отношению к соседним странам.
·. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
· Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
·. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
· Изменение ЭГП во времени.
· Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.)
На этот вопрос должен отвечать уже подготовленный ученик.
2. Всеволод Овчинников в книге «Своими глазами» сравнивает Австралию с высохшим осенним листом с зеленой кромкой. Как с географической точки зрения вы объясните этот образ, возникший у автора, когда он пересекал страну из конца в конец на самолете? (Большая часть страны располагается в континентальном тропическом климате, в зоне пустынь и полупустынь.)
3. С какими странами или регионами мира можно сопоставить Австралию по площади (работа с форзацем учебника, атласом) - с Европой, США, Африкой, Китаем? (С Европой, США без Аляски, Китаем.)
4. Население Австралии около 17 млн. человек. С какими государствами из предложенных можно сопоставить ее по численности населения
- Францией, Испанией, Малайзией, Перу, Канадой? (Малайзией, Перу.)
5. Каждый пятый житель Австралии - послевоенный эмигрант.
Из каких регионов мира идет этот поток? (Первые десятилетия из Европы; приток «цветных» иммигрантов сдерживался правительством; в последние годы среди иммигрантов преобладают выходцы из Азии - 36 % от общего числа иммигрантов.)
6. Как с географической точки зрения объяснить два феномена Австралии - санитарную авиацию («королевская служба летающего доктора») и обучение по радио («радио-восьмилетка»). (Эти явления породили огромность территории и малочисленность населения Австралии). Австралийцы, живущие на фермах уединенно, постоянно чувствуют связь с центром.
Так, в эфире специальные радиоволны отведены для врачей. Врач и больной по радио ведут диалог до полного выздоровления. В каждой семье есть атлас, где на изображение тела человека нанесены цифры; есть такие лекарства, но без названий, а с номерами. Если заболевание серьезное, больного доставляют в больницу.
Обучение по радио позволяет детям из отдаленных мест обучаться дома до 15 лет; потом они получают профобразование или поступают в среднюю школу, лицей.)
7. Сейчас в Австралии только 1 % жителей - аборигены. Во сколько раз сократилось их число за 200 лет?
(Приблизительно в 5 раз: от 750 тыс. до 160 тыс.)
8. Дайте характеристику природных предпосылок для развития промышленности Австралии.
План:
1)Величина запасов и размещение полезных ископаемых, их территориальные сочетания.
2)Водные, лесные ресурсы и возможности их использования.
3) Общая оценка природно-ресурсного потенциала территории для развития промышленности и обеспечения ее природными ресурсами.
4) Черты рационального или нерационального природопользования по отношению к природным ресурсам для развития промышленности.
5) Общий вывод. Перспективы увеличения ресурсов и их использования.
Этот вопрос для уже подготовленного ученика.
9. Дайте характеристику природным условиям для сельского хозяйства Австралии План:
1)Условия рельефа территории и их влияние на размещение
сельского хозяйства.
2)Агроклиматическая характеристика территории.
3)Почвенно-растительные условия территории.
4) Общая оценка природных предпосылок для развития сельского хозяйства.
Этот вопрос для уже подготовленного ученика.
10. Про Австралию говорят, что она одновременно является страной-фермой и страной-рудником. Что скрывается за этим образом? (Австралия имеет прочные позиции в мире по экспорту шерсти, мяса, молочных продуктов, пшеницы; она также занимает первые места в мире по добыче железной руды, бокситов, свинцово-цинковых руд, марганцевой и вольфрамовой руд, урана, каменного угля. Запасы крупные, легкодоступные, удобные для транспортировки через порты.)
11. Австралия является страной высокого уровня развития экономики, входящей в число 20 первых стран по объему ВВП и величине этого показателя на душу населения. В чем ее отличие от других высокоразвитых стран Запада?
(Если по уровню жизни Австралия близка к странам Запада, то по структуре производства и по экспорту резко отличается от них: 40 % экспортных доходов она получает от сельского хозяйства; еще 40 % - от горнодобывающих отраслей; 20 % - от обрабатывающей промышленности.)
12. Какие отрасли получили преимущественное развитие среди отраслей обрабатывающей промышленности?
(Машиностроение, пищевая, металлургия.)
13. Какими достижениями в сельском хозяйстве по праву гордится Австралия?
(Самое большое поголовье овей, стадо в ~ 200 млн. голов, 90 % из которых - мериносы; каждая пятая овца на земном шаре пасется в Австралии. Здесь выведены лучшие в мире сорта пшеницы, сахарной свеклы.)
14. Какие направления сотрудничества Австралии и нашей страны наиболее перспективны и находят отражение в конкретных акциях?
(Использование достижений в переработке, хранении, транспортировке сельскохозяйственной продукции на большие расстояния,
н /н'шчнии вопросон охраны окружающей среды, мирного использования атомной энергии, н области рыСнтонстна ч торговли и т.д.)
15. Пять главных городов Австралии: Сидней, Перт, Мельбурн, Аделаида и Канберра - очень различны. В чем своеобразие каждого из них? Определите, к какому из названных городов могут относиться данные описания:
1)Город расположен на приморской долине, являющейся житницей страны, мягкий благодатный климат позволяет здесь выращивать практически все сельскохозяйственные культуры. И сам город - простой и зеленый, здесь много церквей и старинных зданий; город стремится обрести славу ведущего культурного центра страны. Здесь проходят международные встречи, фестивали. (Аделаида)
2)Этот город часто сравнивают с Сан-Франциско. Живописность ему придают горы и вода; зеленые холмы, белые коттеджи, тихие бухты с яхтами. Город вольно раскинулся на площади в 4 раза большей, чем территория Москвы. В городе нет ничего геометрического, кроме Сити, где небоскребы высоки и стоят тесно друг к другу.
Достопримечательности города - стальная арка подвесного моста, модернистское здание оперного театра в виде колонии сросшихся ракушек. (Сидней)
3) Город обладает самым большим количеством исторических памятников и впечатляющими архитектурными ансамблями. Городу присуща четкая геометрическая планировка и обилие парков: ботанический, казначейства, Фиццой-парк, где находится домик капитана Кука - уютный коттедж, у которого утром поднимается английский флаг. Это город-миллионер. (Мельбурн)
4) Этот город построен в начале века по проекту американского архитектора Уолтера Гриффина. Город-лесопарк, расчлененный сетью прекрасных дорог и развязок. Его авеню носят имена всех крупных го родов страны. Город сочетает чистый, сухой свежий воздух с яркостью солнечного света, здесь практически нет нужды вытирать пыль. (Столица Канберра)
5) В Австралии находится самый обособленный из больших городов мира - столица Западной Австралии, крупнейшего из шести штатов страны. Гордость города - самый большой в мире театр, точнее, крупнейшее в мире здание, специально предназначенное для оперы, балета, драматических спектаклей. Театр, в котором 8003 места, по праву занесен в книгу рекордов Гиннеса. (Перт)
Ш. Коллективное подведение итогов.
Выделение лучших участников диалога.
IV. Домашнее задание: запись краткая, отражающая наиболее полно экономико- географический облик страны, творческое задание по желанию - составить кроссворд по теме «Австралия».
1. - В.П.Дронов, в.я.ром. Население и хозяйство России: Учебник - М.: Дрофа, 2002.
2. В.П.Максаковский. Экономическая и социальная география мира: Учебник - М.: Просвещение, 2003.
3. И.А.Родионова. Экономическая география: Учебно-справочное пособие для школьников и абитуриентов.- М.:
Экзамен, 2003.
4. Единый государственный экзамен по географии. - М.: Просвещение, 2002.
5. Школьные олимпиады по географии. Методическое пособие, под ред. О.А.Климановой, А.С.Наумова. - М.: Дрофа, 2002.
6. В.П.Максаковский. Географическая картина мира. Части I, II, Ш.- Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство,
1996.
7. Справочник школьника по географии.- М.: Слово, 1996.
8. 2500 тестов и проверочных работ по географии для школьников и поступающих в вузы.- М.: Дрофа, 1999.
9. География в школе // №3, 1995; №2, 1996; №5, 1997; №2,1998; №4,1999.
10. Страны и народы. Научно-популярное географо-этнографическое изд. в 20 томах. Европа. Общий обзор.- М.:
Мысль.
11. Страны мира. Справочник.- М., 1997.
12. Б.З. Мильнер, И.С.Олейник. Японский парадокс. Реальности и противоречия капиталистического управления. М.:
Мысль, 1985.