Ш. Коллективное подведение итогов.




Австралия

Цели: 1) Образовательные - вспомнить особенности физико- географи­ческого положения материка, природных условий; познако­миться с особенностями экономической и социальной геогра­фии страны, выявить специфические черты последнего из рас­сматриваемых центров мирового хозяйства в процессе диалога между группой, которая предварительно изучала страну, и ос­тальными учениками класса.

2) Развивающие - развивать умения самостоятельно работать с
учебником, атласом, дополнительной литературой, делать
выводы.

3) Воспитательные - формирование самостоятельности.

Оборудование: учебник, атласы, политическая карта мира, эконо­мическая карта Австралии, дополнительная литера­тура (В.П.Максаковский «Географическая картина мира», Ярославль 1996 г.; И.А.Родионова «Страны мира: экономико-географическая характеристика: Пособие для поступающих в вузы.- М.,1998 г.; Страны мира: Справочник.- М.: Республика, 1997 г.).

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня речь пойдет о стране-материке, входящей в состав Содружества. О стране, в которой живут самые удивительные животные: растения. Эта страна - одна из наиболее богатых полезными ископаемыми стран мира, причем это утверждение можно отнести и к топливному, и к рудному, и к нерудному сырью. История этого государства знает и каторжные поселения, и «земельную лихорадку», и «золотую лихорадку». (Австралия)

Вопросы-задания к уроку-диалогу.

1. Дайте характеристику ЭГП Австралии по плану

· Положение по отношению к соседним странам.

·. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

· Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.

·. Положение по отношению к глав­ным районам сбыта продукции.

· Изменение ЭГП во времени.

· Об­щий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства стра­ны.)

На этот вопрос должен отвечать уже подготовленный ученик.

2. Всеволод Овчинников в книге «Своими глазами» сравнивает Австралию с высохшим осенним листом с зеленой кромкой. Как с гео­графической точки зрения вы объясните этот образ, возникший у авто­ра, когда он пересекал страну из конца в конец на самолете? (Большая часть страны располагается в континентальном тропическом климате, в зоне пустынь и полупустынь.)

3. С какими странами или регионами мира можно сопоставить Австралию по площади (работа с форзацем учебника, атласом) - с Евро­пой, США, Африкой, Китаем? (С Европой, США без Аляски, Китаем.)

4. Население Австралии около 17 млн. человек. С какими государ­ствами из предложенных можно сопоставить ее по численности населения

- Францией, Испанией, Малайзией, Перу, Канадой? (Малайзией, Перу.)

5. Каждый пятый житель Австралии - послевоенный эмигрант.
Из каких регионов мира идет этот поток? (Первые десятилетия из Ев­ропы; приток «цветных» иммигрантов сдерживался правительством; в последние годы среди иммигрантов преобладают выходцы из Азии - 36 % от общего числа иммигрантов.)

6. Как с географической точки зрения объяснить два феномена Австралии - санитарную авиацию («королевская служба летающего доктора») и обучение по радио («радио-восьмилетка»). (Эти явления породили огромность территории и малочисленность населения Авст­ралии). Австралийцы, живущие на фермах уединенно, постоянно чувст­вуют связь с центром.

Так, в эфире специальные радиоволны отведены для врачей. Врач и больной по радио ведут диалог до полного выздоровления. В каждой семье есть атлас, где на изображение тела человека нанесены цифры; есть такие лекарства, но без названий, а с номерами. Если заболевание серьезное, больного доставляют в больницу.

Обучение по радио позволяет детям из отдаленных мест обу­чаться дома до 15 лет; потом они получают профобразование или по­ступают в среднюю школу, лицей.)

7. Сейчас в Австралии только 1 % жителей - аборигены. Во сколько раз сократилось их число за 200 лет?

(Приблизительно в 5 раз: от 750 тыс. до 160 тыс.)

8. Дайте характеристику природных предпосылок для развития промышленности Австралии.

План:

1)Величина запасов и размещение полезных ископаемых, их территориальные сочетания.

2)Водные, лесные ресурсы и возможности их использования.

3) Общая оценка природно-ресурсного потенциала территории для развития промышленности и обеспечения ее природными ресурсами.

4) Черты рационального или нерационального природопользования по отношению к природным ресурсам для развития про­мышленности.

5) Общий вывод. Перспективы увеличения ресурсов и их ис­пользования.

Этот вопрос для уже подготовленного ученика.

9. Дайте характеристику природным условиям для сельского хозяйства Австралии План:

1)Условия рельефа территории и их влияние на размещение
сельского хозяйства.

2)Агроклиматическая характеристика территории.

3)Почвенно-растительные условия территории.

4) Общая оценка природных предпосылок для развития сельско­го хозяйства.

Этот вопрос для уже подготовленного ученика.

10. Про Австралию говорят, что она одновременно является страной-фермой и страной-рудником. Что скрывается за этим образом? (Австралия имеет прочные позиции в мире по экспорту шерсти, мяса, молочных продуктов, пшеницы; она также занимает первые места в мире по добыче железной руды, бокситов, свинцово-цинковых руд, марганцевой и вольфрамовой руд, урана, каменного угля. Запасы крупные, легкодоступные, удобные для транспортировки через порты.)

11. Австралия является страной высокого уровня развития эко­номики, входящей в число 20 первых стран по объему ВВП и величине этого показателя на душу населения. В чем ее отличие от других высо­коразвитых стран Запада?

(Если по уровню жизни Австралия близка к странам Запада, то по структуре производства и по экспорту резко отличается от них: 40 % экспортных доходов она получает от сельского хозяйства; еще 40 % - от горнодобывающих отраслей; 20 % - от обрабатывающей промышленности.)

12. Какие отрасли получили преимущественное развитие среди отраслей обрабатывающей промышленности?

(Машиностроение, пищевая, металлургия.)

13. Какими достижениями в сельском хозяйстве по праву гор­дится Австралия?

(Самое большое поголовье овей, стадо в ~ 200 млн. голов, 90 % из которых - мериносы; каждая пятая овца на земном шаре па­сется в Австралии. Здесь выведены лучшие в мире сорта пшеницы, са­харной свеклы.)

14. Какие направления сотрудничества Австралии и нашей стра­ны наиболее перспективны и находят отражение в конкретных акциях?

(Использование достижений в переработке, хранении, транс­портировке сельскохозяйственной продукции на большие расстояния,

н /н'шчнии вопросон охраны окружающей среды, мирного использования атомной энергии, н области рыСнтонстна ч торговли и т.д.)

15. Пять главных городов Австралии: Сидней, Перт, Мельбурн, Аделаида и Канберра - очень различны. В чем своеобразие каждого из них? Определите, к какому из названных городов могут относиться данные описания:

1)Город расположен на приморской долине, являющейся жит­ницей страны, мягкий благодатный климат позволяет здесь выращивать практически все сельскохозяйственные культуры. И сам город - простой и зеленый, здесь много церквей и старинных зданий; город стремится обрести славу ведущего культурного центра страны. Здесь проходят международные встречи, фестивали. (Аделаида)

2)Этот город часто сравнивают с Сан-Франциско. Живопис­ность ему придают горы и вода; зеленые холмы, белые коттеджи, ти­хие бухты с яхтами. Город вольно раскинулся на площади в 4 раза большей, чем территория Москвы. В городе нет ничего геометрическо­го, кроме Сити, где небоскребы высоки и стоят тесно друг к другу.
Достопримечательности города - стальная арка подвесного моста, мо­дернистское здание оперного театра в виде колонии сросшихся раку­шек. (Сидней)

3) Город обладает самым большим количеством исторических памятников и впечатляющими архитектурными ансамблями. Городу присуща четкая геометрическая планировка и обилие парков: ботани­ческий, казначейства, Фиццой-парк, где находится домик капитана Ку­ка - уютный коттедж, у которого утром поднимается английский флаг. Это город-миллионер. (Мельбурн)

4) Этот город построен в начале века по проекту американского архитектора Уолтера Гриффина. Город-лесопарк, расчлененный сетью прекрасных дорог и развязок. Его авеню носят имена всех крупных го родов страны. Город сочетает чистый, сухой свежий воздух с яркостью солнечного света, здесь практически нет нужды вытирать пыль. (Столица Канберра)

5) В Австралии находится самый обособленный из больших го­родов мира - столица Западной Австралии, крупнейшего из шести штатов страны. Гордость города - самый большой в мире театр, точ­нее, крупнейшее в мире здание, специально предназначенное для опе­ры, балета, драматических спектаклей. Театр, в котором 8003 места, по праву занесен в книгу рекордов Гиннеса. (Перт)

Ш. Коллективное подведение итогов.

Выделение лучших участников диалога.

IV. Домашнее задание: запись краткая, отражающая наиболее полно экономико- географический облик страны, творческое задание по желанию - составить кроссворд по теме «Австралия».

 

 

1. - В.П.Дронов, в.я.ром. Население и хозяйство России: Учеб­ник - М.: Дрофа, 2002.

2. В.П.Максаковский. Экономическая и социальная география мира: Учебник - М.: Просвещение, 2003.

3. И.А.Родионова. Экономическая география: Учебно-справочное пособие для школьников и абитуриентов.- М.:
Экзамен, 2003.

4. Единый государственный экзамен по географии. - М.: Про­свещение, 2002.

5. Школьные олимпиады по географии. Методическое пособие, под ред. О.А.Климановой, А.С.Наумова. - М.: Дрофа, 2002.

6. В.П.Максаковский. Географическая картина мира. Части I, II, Ш.- Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство,
1996.

7. Справочник школьника по географии.- М.: Слово, 1996.

8. 2500 тестов и проверочных работ по географии для школь­ников и поступающих в вузы.- М.: Дрофа, 1999.

9. География в школе // №3, 1995; №2, 1996; №5, 1997; №2,1998; №4,1999.

10. Страны и народы. Научно-популярное географо-этнографическое изд. в 20 томах. Европа. Общий обзор.- М.:
Мысль.

11. Страны мира. Справочник.- М., 1997.

12. Б.З. Мильнер, И.С.Олейник. Японский парадокс. Реальности и противоречия капиталистического управления. М.:
Мысль, 1985.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: