Основополагающей задачей архитектуры является создание образов (проектов) пространственного существования, как отдельных людей, так и разнообразных человеческих сообществ. Воплощенные в реальности проекты - жизненные пространства для людей.
Одним из важнейших конкретных воплощений этой задачи является создание ближайшей к человеку жизненной среды: его дома, его комнаты, его рабочего стола…, то есть квартиры (на профессиональном языке - жилой единицы).
Проектирование домов или квартир - одна из труднейших архитектурных задач по необходимости тонкой пространственной разработки жизненной среды как для семьи в целом, так и для отдельных ее членов. Задача разделения и соединения очень разных по смыслу и назначению пространств внутри дома требует от архитектора особой чувствительности, прежде всего, в понимании «субъектов для которых проектируется эта среда. Это, в буквальном смысле, частное проектирование, для частных, конкретных людей в частных обстоятельствах (в этой конкретной квартире).
Здесь имеет значение как состав семьи, материальные возможности, бытовые навыки семьи в целом и ее членов в отдельности, взаимоотношения в семье, любовь или не любовь к телевизору, книгам, картинам, гостям… В ответах на эти вопросы не может быть нереалистичности (хотя добиться реалистичности очень трудно). У людей часто бывает нереалистическое представление о себе и своей семье).
Как всегда, главнейшей частью работы над проектом частного жилища является первый этап, когда архитектор взаимодействуя с семьей и ее членами, уясняет их природу. Эта невидимая часть работы дает возможность архитектору определить путь (направление решения задачи).
|
Второй этап - это когда сложившиеся, невидимые для заказчиков, представления воплощаются в пространственные мерности, которые зачастую являются неожиданностью и для их автора, так как возникающий пространственный образ непохож на привычные общие представления, и только более глубокое уяснение этого образа позволяет обнаружить его вктюченность в исторически сложившуюся культуру жилища.
Например, почти все состоятельные люди просят включить в состав своего дома, квартиры камин, как знак благополучия, где-то и когда-то усмотренного как украшение жилища… Камин же, на самом деле, в своем первородстве есть костер, внесенный в жилище. Это не где-то купленное керамическое изделие - это живой огонь.
Трудно себе представить человека, который не приходил бы в особое состояние души и ума в присутствии огня (это, конечно, источник энергии и источник возможности для приготовления пищи и нечто большее, чем обычное перечисление полезностей). В фольклорных домах всех народов костер всегда был одной из символических и функциональных доминант их пространств. В английском доме, кроме костра, такой же доминантой был колодец, внесенный внутрь дома. Упустить из виду эту фундаментальность костра при проектировании каминного пространства, - это значит превратить его в пустую безделушку, глупое украшательство.
Другой пример - пространство, называемое спальней. Это наименование скрывает более глубокий жизненный смысл, который оно имеет, а именно - внутри квартиры (жилой единицы) спальня является пространством частной жизни члена семьи (квартира в квартире). Как пространство частной жизни одного человека оно должно создавать условия для очень разнообразных форм деятельности. Обычно это пространство личной работы, размышлений, иногда приема друзей…
|
Непременной частью этого пространства являются туалетные и гардеробные помещения…
Все эти частности личного пространства находятся в разном взаимодействии со светом, с наружными пространствами, с коммуникациями, с другими помещениями жилой единицы. Внутри этого многосложного личного пространства каждая часть имеет разную степень отчужденности от остальных частей.
В целом же, многообразие деятельности, осуществляемой в частном пространстве, требует его пространственной развитости. Развитость это «цветение пространства», его настоящая красота.
Чаще всего нам приходиться делать проекты переустройства квартир как в только что построенных домах, так и в домах давней постройки. Обычно это квартиры меньшей площади, чем этого хотели бы их владельцы. Одна из труднейших задач, поэтому, сделать эти небольшие квартиры просторными.
Первый пример - квартира, приобретенная в современном строящемся доме. В этой квартире общей площадью 84 кв.м.. помещение прихожей имеет площадь 21 кв,м.. Проход в ванную через коридор. Все комнаты (кухня, гостиная и спальни) почти одной и той же площади. В этой небольшой квартире есть еще и лоджия, имеющая глубину меньше метра, а лоджия по своему смыслу это комната вынесенная на воздух. Треугольная кладовая 4 кв.м. Огромная для столь малой квартиры и ее невозможно полноценно использовать из-за такой сложной конфигурации. Впечатление такое, что
|
покупателя подстерегла неудача. Хозяин квартиры имеет семью: жену и сына. Он владелец фирмы, производящей мебель доступного для массового покупателя качества. И муж, и жена не только владельцы, но и самые активные работники собственной фирмы.
Они дома лишь отдыхают. Кабинет им не нужен. Сыну они просили отдать большую комнату. Это и спальня, и помещение для занятий (в том числе занятий спортом), и книги, и туалетная комната для мальчика.
Родительское комната имеет спальное пространство, гардеробное помещение и просторную туалетную.
Особое значение приобретала работа над гостиными пространствами, которые расширялись не только благодаря тому, что в них включены кухонная зона (за счет использования помещения бывшей прихожей), и лоджия, а так же благодаря упразднению кладовки и непосредственной связи гостиной с прихожей. Все составляющие гостиного пространства не отделены друг от друга стенами-перегородками, напротив, они составляют единое, многообразное по предметному насыщению и освещению (естественному и искусственному) пространство. Большое значение в организации пространства отдельно взятого помещения имеет его предметное наполнение.
Скажем, диванное пространство с журнальным столом, пространство уединения в общей комнате, круглый гостевой стол с люстрой по оси - самая торжественная часть этой гостиной, барная стойка между пространством кухни и гостиной - место еды и созерцания телевизора, уже упомянутый зимний сад и так далее.
Конечно, словами все не опишешь, да и в этом нет необходимости. Проект есть не только партитура физических движений, функционального наполнения, но и движения глаз, движения звука, движения света…