Имитация пленки и эксперименты с черно-белым




Некоторые стили обработки могут вызывать ощущение ностальгии. Имитация пленки придает чувство безвременности даже для тех, кто слишком молод, чтобы помнить времена пленочных фотографий.

 

Обработка этого изображения дает ощущение ретро, будто оно было сделано несколько десятилетий назад.

 

Если вы хотите попробовать этот стиль, то существует множество пресетов и фильтров, с которых можно начать. Этот стиль обычно обесцвечивает цвета, устраняет контраст и добавляет немного зернистости.

Конвертация изображения в черно-белое также дает фотографиям ощущение ностальгии. Попробуйте такое редактирование и посмотрите, что получится!

 

Черно-белая обработка этого снимка делает настроение более меланхоличным и вдумчивым.

 

Так что удачи вам в создании изображений, передающих настроение, атмосферу и эмоции сцены. Пока ученые не изобретут машину времени, это лучший способ, чтобы вернуться назад и снова испытать ощущение приятного места или пережить хорошие воспоминания снова.

Обратная связь по электронной почте ryadnoff@yandex.ru или WhatsApp (89205596107). По этому же телефону можно задать вопрос и получить консультацию.

 

Ваш педагог – Ольга Анатольевна!

 

Это интересно…

Дополнительный материал к теме (по желанию)

Документальное и постановочное в фотографии

«Искусство ли фотография?» – шли долгие споры после её изобретения в 1839 году. Великие учёные, известные теоретики, фотографы – все затрагивали эту тематику, и никак не могли прийти к определённым выводам. Дальше, когда вопрос разрешился в сторону того, что фотография всё-таки искусство, появились новые вопросы. Что представляет собой фотография? Она отражает реальный мир в его настоящем обличие? Или фотограф в любом случае делает из фотографии что-то искусственное, искажённое, удалённое от реальности? Эти споры можно вести бесконечно, и это оправдано. Это основы специфики фотографии, её отличия от других искусств. Ведь фотография наиболее реально отражает мир вокруг нас по сравнению с искусствами живописи, архитектуры, скульптуры. Мы как творцы должны использовать владение одновременно и реальностью и художественностью фотографии или по-другому документальным и постановочным в фотографии. «Уникальность фотографии заключена в том, что это сотворчество художника и природы, это всегда игра для двоих. Фотография может быть настоящим искусством постольку, поскольку сама реальность спонтанно создаёт некие моменты истины и красоты. Роль фотографа – почувствовать такой момент, осмыслить его и выразить в материале», - такое начало второй части книги Лапина о специфики фотографии. А теперь постараемся рассмотреть эти два понятия: документальность и постановка. Надо понимать и анализировать каждое из них, чтобы потом использовать и объединять их в нашем искусстве.

 

ПОНЯТИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ПОСТАНОВОЧНОГО В ФОТОГРАФИИ

Документальность

Документальность – это то, что показывает реальные события и жизненные факты. Она не воспринимает приукрашиваний. Так, в художественный фильм можно вставить документальные отрезки, а вот в документальное кино постановку вставить очень затруднительно, чтобы всё воспринималось реально.

Но можно поставить очень жёсткое значение документальности, и мы придем к выводу, что фотография никак не может стать полностью документальной, т.к. в любом случае пространство отрезано рамкой кадра, кадр расположен на плоскости, и в любом случае фотограф оставляет что-то своё в фотографируемом объекте, ведь им выбран именно этот ракурс, даже если он это делал не специально. По словам Н. Жолудева, теоретически документальным можно назвать такой снимок, который получается при сбрасывании фотоаппарата с крыши дома и срабатывании затвора в неизвестном положении пространства при полёте. Все могут согласиться, но… Человек же кинул его именно с этой крыши, именно в эту сторону. «Даже экспозиция в фотографии – это рука человека».

Вывод: полностью достоверного документального снимка получить нельзя. Таким снимком можно назвать только что-то природное, например рисунок, прожженный солнцем на каком-то камне, лежащем в последствии долгое время под землёй. Документальное – это там, где не прикладывает свою руку человек.

В своём определении документальная фотография также разновидность фотожурналистики, где фотограф старается сделать объективную и беспристрастную фотографию, передающую истинный вид того, что снималось. Это стрит-фотография, фотография военных событий, фоторепортажи.

Из фотографов-документалистов 19 века можно выделить Питера Генри Эмерсона и Эдварда Кёртиса, 20 века – Льюиса Хайна, Джэкоба Рииса, Роберта Капу, Дэвида Сеймура, Анри Картье-Брессона, из отечественных – Якоба Штейнберга, Якова Булла, Пётра Оцупа.

Постановочность

Постановка – это реализация замысла режиссёра. Для этого используется всё: ракурс, точка съёмки, оптика, актёры, свет, фильтры и многое другое. Можно ли утверждать, что все фотографии постановочные? Можно, но они способны передавать действительность. Главное отличие от истинной действительности – это то, что в ней отражается отношение фотографа к увиденному. Вот мнение, с которым я согласен: «Я не осуждаю то, что фотографии не полностью соответствуют действительности. Мне даже это по душе – и в самом деле, если они не соответствуют действительности, ещё не значит, что они не отражают действительность. Творчество – процесс показа действительности всеми остальными приёмами, кроме самой действительности. А фотография – это прежде всего творчество по сути».


Постановка Джулии Камерон

Хотелось бы ещё рассмотреть связь двух слов: постановочное и художественное. «Художественная фотография отличается от прочих фотографий тем, что не стремится к объективному отражению действительности, а фиксирует сцены, специально избранные либо созданные для фотографирования с целью выражения определённого художественного замысла», - таково определение в Интернете. Следовательно «художественное» сродно слову «постановочное». Они оба стоят на противоположной стороне баррикад от документальной фотографии. Но я считаю, что не всегда. Существуют художественные снимки, близкие к документальности, например, «Знамя Победы над Рейхстагом» Евгения Халдея. Эта фотография постановочная, фотограф заранее собственноручно сделал знамя, чтобы использовать его в будущей фотографии. Она отражает те события, тот день, то время, передаёт ощущение и настроение произошедшего. Такую фотографию можно отнести к документально-художественному жанру.


Евгений Халдей «Знамя победы над Рейстагом»

«Художественная светопись имеет целью создание при помощи методов фотографии художественных картин. Художественным же снимком мы бы назвали такой, в котором — и это самое главное — ясно виден был бы замысел автора, выявлены были его идея, его переживания, его отношение к сюжету съемки. Поэтому художественный отпечаток должен выделять главное и подавлять подробности; в этом будет его художественность внутренняя. Внешняя должна заключаться в красивом распределении масс, пятен света и тени, в целесообразном выборе позитивного материала, цвета и монтировки, соответствующих идее работы и замыслу автора. Главный козырь фотографии — сходство полное, «фотографическое» сходство — в художественной фотографии имеет значение второстепенное». Это определение принадлежит А.Донде, редактору журнала «Вестник фотографии»

Художественные фотографы: Альфред Стиглиц, Джулия Камерон, Эдвард Кёртис, Фредерик Эванс, Андрей Карелин, Йозеф Судек, Ансел Адамс, Манн Рэй, О.Г. Рейландер

 

ОТНОШЕНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ПОСТАНОВОЧНОГО В ФОТОГРАФИИ

Фотографический дуализм

Подчерпнул очень интересную мысль из Интернета. Вспомним физику, раздел «Свет» и тему «Корпускулярно-волновой дуализм». Что он собой представляет? В этой теме разбирается, что такое свет. Учёные пришли к выводу, что свет – это фотоны, передвигающиеся в пространстве. Фотон – это пучок частиц, который выделяется из атома при перемещении электронов с более высоких уровней на более низкие. Но это сейчас не важно. Важно, что свет обладает свойствами электромагнитной волны, когда передвигается в пространстве (волновая теория), и свойствами частицы или корпускулы, когда приземляется на предметы (корпускулярная теория). Вот автор статьи и решил сравнить «пучок» и «волну» с «документальным» и «постановочным» в фотографии. Он больше обращал внимание на то, что теория света не полностью доработана, на то, что всё может быть по-другому, также как размыты границы и определения документальной и постановочной фотографии. Но я хотел бы обратить внимание на взаимодействии свойств волны и корпускулы в свете. Они присутствуют оба, работают вместе, но используются и применяются по-разному. Также документальная и постановочная фотография не является антонимами. Каждая из них присутствует на изображении, они взаимодействуют, но используются в разных целей.


Избирательная реальность Фредерика Эванса

Коммуникация фотографии

Для чего нужны фотографии? Для того, чтобы на них смотреть. Кто смотрит на фотографии? Зрители. Главная задача фотографа? Довести свой замысел или информацию до собеседника (ой, ошибся – до зрителя). Фотограф создал образ у себя в голове, придумал идею будущего снимка, разместил персонажей, создал обстановку, дал свет – получилась постановочная фотография. Теперь главное, чтобы зритель нашёл что-то для себя на этой фотографии: понял бы замысел или задумался над происходящим или начал изучать глазами картинную плоскость и восхищаться красотами мира. С коммуникации фотографии, а значит и её автора, со зрителем начинается определение художественности или документальности фотографии. Теперь возьмём документальную съёмку. Происходит событие, нужно уловить момент, почувствовать точку самой напряжённости, кульминации. Фотограф вновь создаёт цельную картину и образ у себя в голове, но теперь ему это предстоит сделать за короткий срок и только из ограниченного материала, а это гораздо сложнее. Для себя можно сделать вывод, что художественную документальную фотографию сделать не так-то просто, и в ней будет отражена точка зрения фотографа, который её сделал. «Те, кто считают, что фоторепортаж может быть объективным, проявляют полное непонимание проблем этой профессии. У фотожурналистов существует только свой подход, ему невозможно быть совершенно объективным», - так пишет Лафлин.


Документальный снимок Эдварда Кёртиса

А теперь подробней о коммуникации. Давайте ответим на такой вопрос: как надо себя вести и преподносить, чтобы тебя заметил другой человек? Чем его заинтересовать и на какие темы говорить, чтобы с тобой ему было интересно общаться? А золотое правило общения "настройся сначала на волну собеседника и лишь потом настрой его на свою волну". Давайте посмотрим на это с точки зрения общения автора фотографии и зрителя и попробуем ответить на вопросы.

Чтобы настроится на волну зрителя, надо чтобы темы наших фотографий заинтересовали его. Одному интересны человеческие чувства, другому эстетические, третьему интересны события, отражённые на фотографии.

Чтобы настроить зрителя на свою волну, надо чем-то его задеть, зацепить внимание. Это может быть необычность снимка, острый сюжет, юмор, невероятное событие. Зацепить могут любые конфликты будь то конфликты фактур или конфликты времени. Например, если человек начал прочитывать ряд планов на фотографии - он уже обратил на неё внимание.

Фотографии должны быть понятны, интересны, загадочны, не требовать большой умственной работы для понимания смысла или же наоборот позволить человеку находить в ней множество своих смыслов, отличаться замысловатостью и двойственностью.

Отношение документального и постановочного (художественного) в фотографии возникает при определённом восприятии фотографии зрителем. Если зрителю важно почувствовать документальность, например, «дыхание того времени», событийность, то он и будет относиться к фотографии, как к документальной и не замечать постановочных элементов и художественных приёмов. Или наоборот, если зрителю будет важна художественность снимка, красота передачи события, композиция, то он не будет замечать в полном размере реалистичность фотографии.

К примеру, опять возьмём фотографию Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом». Может я её ранее пытался привести к документальной, потому что я её хочу такой видеть. А человек 50-х рассматривая фотографии с войны, будет искать наиболее художественные снимки и найдёт их в этой фотографии. «Постановочность для художественности», - вот что можно сказать об этом снимке.

В данном примере мы взяли людей из разного времени: меня – из начала XXI века и человека 50-х годов. Из этого можно заметить, что часто документальность снимка возрастает с его возрастом. Сейчас мы смотрим не на художественность старых снимков, а на документальность - детали интерьера и характер человека, свойственные тому времени.


Документальные снимки Метью Бреди и Тимати О’Салливана

Постановочное -? документальное -?

«Документальное – сама действительность, постановочное – то, что недосягаемо в жизни». Часто постановки делаются для того, чтобы воспроизвести или попытаться воспроизвести то, что не бывает или уже не будет в жизни. Сюрреальные фотографии – пример недосягаемого, постановка прошедших исторических событий – пример попытки воспроизвести то, что уже было и не будет.

«Документальное – искусство факта, художественное – искусство вымысла». Здесь рассматривается документальность с точки зрения репортажной фотографии, как искусство запечатлеть факт. Художественное, как искусство вымысла, не вбирает в себя постановку события, хотя с другой стороны, в каждой постановке есть доля вымысла. Это ещё раз доказывает близость понятий постановочное и художественное.

Образ и реальность

Рассмотрим мнение Жана Бодрийара: «В противоположность смыслу и его эстетике, ниспровергающая роль образа заключается в раскрытии буквальности в объекте (фотографический образ – вершитель исчезновения реальности). Образ исчезает под давлением реальности». Я считаю, что образ – это уже нереальность, это созданный человеком продукт искусства. Он часто является центральным и самым важным в фотографии. Он может быть материален или нематериален, но он необходим.

Мы видим лицо измученного солдата во Вьетнаме. Он человек, у него есть чувства, у него есть история, он находится в реальной обстановке. На фотографии всё это вместе взятое передать невозможно. К тому же добавим ещё строчку Бодрийара: «О чём невозможно говорить – о том следует молчать. Но о том, о чём невозможно говорить, можно молчать, показывая образы». Фотография молчит о многом, но чтобы добраться до ощущения того момента и чувств, необходим образ. Образ – это уже не тот солдат, это его перевоплощение на фотографии. Часто образ одного реального объекта подразумевает множество. Например, этот солдат может подразумевать всех молодых людей, которых насильно повезли погибать во Вьетнам на никому ненужную бесполезную войну, вместо того чтобы жить и любить. Я согласен, что образ исчезает под давлением реальности. Если мы реально знакомы с этим солдатом, знаем его в лицо, образ на фотографии теряется, остаётся факт и сочувствие данному человеку. Образ – нереален, но он важен в искусстве, потому что именно он удесятеряет значение этого искусства.


Постановочная фотография Андрея Карелина

Почему фотография нереальна? Или зачем столько знать фотографу?

Ответим на этот вопрос, попытавшись сфотографировать лесной пейзаж. Что мы получим? Реальность будет отрезана кадровой рамкой, всё изображение будет находиться на плоскости. Мы не сможем передать щебет птиц, дуновение ветра и запах цветов. Задача фотографа - средствами и приемами фотографии (живописи) передать обстановку и характер того места, которое было сфотографировано, причём это сделать только визуально. А если получиться передать тактильные ощущения, ветер и звук – это будет огромным достижением. Заметим, что всё должно быть основано на опыте зрителя, который уже испытывал данные ощущения Здесь можно сделать вывод о том, что фотография – уже нереальность, и что фотограф должен сделать из картинки нечто большее, чем мы видим в реальности, чтобы на фотографии передать всю красоту того места, где вы находились и что вы ощущали. Как раз для данной цели и используются постановка и образ, также все наши приёмы отражения объёма на плоскости, композиция, освещение, ракурс и другое.

Но с другой стороны можно привести цитату Кракауэра: «Абсолютная объективность в передаче натуры, какую требуют реалисты, недостижима. А раз это так, то зачем фотографу подавлять свои творческие способности в тщетных попытках добиться такой объективности? Если фотограф намерен раскрыть содержание снимаемой натуры, он, несомненно, вправе выбирать основную тему, границы снимка, объектив, фильтры, эмульсию и зерно. Или вернее – фотографу необходимо произвести творческий отбор. Объект съёмки не даётся фотографу, если он не осваивает его напряжением всех своих чувств, всем своим существом. Поэтому формотворческое направление отнюдь не должно противоречить реалистическому. Напротив, их взаимодействие может способствовать полноценности реализма, что не дано было понимать его приверженцам в 19 веке».

Вывод: мы не можем изобразить реальность, так она изначально не доступна фотоаппарату. Мы в любом случае будем заниматься «постановкой» реальности. Для запечатления реальности мы отбираем главное, что и является постановкой.


Художественная фотография Анселя Адамса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спор между тем, что важнее в фотографии: документальность или постановочность – вечная тема, и даже сейчас она будет закончена. Я не отдаю предпочтение ни одной из них. Я считаю, что каждая из них важна, и всё зависит от поставленных задач. Могу только сказать, что сама миссия фотографии заключается в изображении реального мира, ведь фотография – самая объективная из искусств, а как это будет сделано – это вопрос для каждого снимка в отдельности, ответ на который и является одной из задач фотографа…

«Фотографы — художники и документалисты в равной мере — все больше становились идеологами и проводниками индивидуального взгляда на мир или критиками общепринятых ценностей, создававшими гармоничную утопическую реальность средствами фотографии» Ирина Толкачёва

«Фотография - странное искусство. Будучи одним из видов документалистики, она оставляет большой простор для художественного творчества. Люди и предметы, попавшие в объектив фотоаппарата, остаются на пленке как часть истории, как то, что было "на самом деле". Но в создании снимка участвует не только хитроумное оптическое устройство. Есть еще глаз фотографа, благодаря которому достоверное событие, открытое "для всех", поворачивается к зрителю своей уникальной стороной, из частности истории превращается в ее символическое обобщение. Фотоснимок крупного мастера способен не только зафиксировать внешний облик настоящего, но и раскрыть его внутреннюю сущность. К этому стремится любой фотограф, и работы тех, кому это удается, по праву становятся достоянием национальной культуры»


Джеймс Аннан

«Поцелуй у здания муниципалитета»


Этот снимок Робера Дуасно долгое время признавался документальным, и только после автору пришлось признать, что кадр постановочный

Самая известная фотография Дуасно «Поцелуй у здания муниципалитета» была сделана в 1950 году. Кадр выглядит абсолютно спонтанным, как будто влюбленные и не подозревают о присутствии фотографа. И сам фотограф утверждал, что фотография была сделана случайно.

Она долго пылилась в архиве агентства с которым сотрудничал Дуасно, ожидая своего часа. Всемирная известность пришла к фотографии через 30 с лишним лет, когда с нее был отпечатан плакат. А известность — это конечно и слава, и деньги: агентство и фотограф заработали на этом снимке более 650,000 долларов.

Все шло так хорошо — но фотография все-таки оказалось «стервой». Через 40 с лишним лет с того самого момента у здания муниципалитета бывшая актриса Франсуаза Борне подала на Дуасно в суд. Она утверждала, что это был вовсе не случайный снимок и что именно она со своим другом позировали фотографу. Она требовала выплатить ей 18,5 тысяч долларов и проценты от продаж. В качестве доказательства она показала суду оригинальный отпечаток, на котором стояла подпись фотографа и печать. И хотя суд отказал ей, Дуасно все же пришлось признать, что снимок был постановочным.

В 2005 году Борне потребовались деньги и она выставила собственный отпечаток фотографии на аукцион в надежде заработать 10-15 тысяч евро. Каково же было ее удивление, когда анонимный швейцарский коллекционер заплатил за снимок 155 тысяч! Удивилась не только она: по словам представителей парижского аукционного дома Briest-Poulain-Le Fur они не думали, что фотография уйдет дороже 20 тысяч. Так что если «Поцелуй» и был «стервой» — то не для всех.


«Поцелуй в зеркале заднего вида»


Эта фотография Элиота Эрвитта сочетает в себе и документальность в фотографии и постановочность
Эллиот Эрвитт был мастером пойманного момента.


В кадре «Поцелуй в зеркале заднего вида» 1955 года был пойман момент взаимного счастья 2-х людей, даже в некоторой степени кульминация этого великого чувства взаимной симпатии, любви, нежности. Причём этот короткий маленький миг показан в кадре также на маленькой плоскости овального формата – отражении в зеркале заднего вида. Овальный формат напоминает памятный медальон, который наверняка будет очень важен для главных героев, как память об этой встрече.

Запечатлено мгновение, но оно ещё взаимодействует со всем остальным в кадре: романтический пейзаж, любимое нами море… закат… солнечная дорожка… полоса изящной вытянутой тучки… блики и света на сверкающем металле автомобиля. Романтика и обстановка поддерживает основной сюжет, но при этом добавляет свои краски, и наивный стандартизированный пейзаж превращается в продолжение или скорей в некую субстанцию, обволакивающую главных героев. Всё искрится и в тоже время тает от нежности оттенков, мягкости фокуса на дальнем плане.

Большая часть кадра находится не в фокусе, что позволяет выделить главное событие. И в тоже время жёсткий по теории свет на солнечной дорожке одновременно и сверкает и светится, не отвлекая внимания, а только добавляя эффект своими мягкими разливающимися бликами. Всё в кадре едино, всё работает на сюжет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: