Специализированные формирования Роспотребнадзора Российской Федерации, как и учреждения Роспотребнадзора, предназначены для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий направленных на предупреждение и ликвидацию последствий ЧС.На базе центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов предусматривается создание следующих типов специализированных формирований: санитарно противоэпидемические отряды (СПЭО); санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ); группы разведки (ГР); на базе противочумных учреждений создаются специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ). Санитарно-противоэпидемические отряды (СПЭО) является мобильным формированием постоянной готовности, способным работать как в полном составе, так и в составе отдельных подразделений (1 или 2 бригады) в зависимости от сложившейся ситуации в ЧС. Они формируются центрами Роспотребнадзора из штатных сотрудников учреждений госсанэпидслужбы за счет функционального объединения радиологической, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад быстрого реагирования.В Штат СПЭО входят: начальник СПЭО (зам. главного врача); врач по радиационной гигиене; инженер-радиолог; два врача по общей гигиене; врач-эпидемиолог; два врача-дезинфекциониста; два врача-лаборанта; два врача-бактериолога; два техника-дозиметриста; помощник санитарного врача (фельдшер); помощник эпидемиолога; лаборант средней квалификации; инструктор-дезинфектор; два водителя. Всего 21 человек. Время подготовки СПЭО к работе в ЧС – 24 ч. Санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ) — эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические) – являются нештатными специализированными формированиями быстрого реагирования. В состав санитарно-эпидемиологических бригад входят:В штат эпидемиологической бригады входят:Начальник (врач) – 1,Врач-эпидемиолог – 1, Помощник эпидемиолога (фельдшер) - 1, Инструктор-дезинфекто – 1,Водитель автотранспорта-1. В штат радиологической бригады входят:Начальник (врач) - 1,Врач по радиационной гигиене - 1, Помощник санитарного врача (фельдшер) – 1, Техник-дозиметрист - 1, Водитель автотранспорта – 1. В штат санитарно-гигиенической (токсикологической) бригады входят: Начальник (врач), Санитарный врач-токсиколог, Помощник санитарного врача (фельдшер-лаборант), Лаборант-химик (средней квалификации), Водитель автотранспорта. Специализированная противоэпидемическая бригада (СПЭБ) – мобильное формирование постоянной готовности, предназначенное для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно-эпидемических ситуаций или при угрозе их возникновения. СПЭБ формируются на базе противочумных учреждений госсанэпидслужбы. Время подготовки СПЭБ к работе в ЧС24 ч. Управление(2 чел.)1)Эпидемиологическое отделение с зоопаразитологической группой- 12чел 2) бактериологическое отделение с вирусологической группой – 26 чел Группы разведки (ГР): Группы санитарно-эпидемиологической разведки (ГСЭР) создаются на базе областных (краевых), городских центров гигиены и эпидемиологии.В штат ГСЭР входят:Руководитель группы (врач-эпидемиолог или инфекционист), Врач-гигиенист,Врач-бактериолог,Лаборант,Водитель автотранспорта При необходимости для проведения разведки санитарно-профилактическими учреждениями формируются: группы радиационной разведки (ГРР) состав – врач-гигиенист, физик-дозиметрист, водитель-дозиметрист; группы химической разведки (ГХР) состав – врач-гигиенист (руководитель), врач-токсиколог, химик-аналитик, лаборант (пробоотборщик), шофер. Состав групп, направляемых в разведку, зависит от поставленных задач. Они оснащаются средствами защиты, соответствующими приборами, наборами для взятия проб и на период работы за группой разведки закрепляется высокопроходимый транспорт и (или) плавсредства.
|
|
14. Организация оснащения ВСМК медимуществом. Задача обеспечения СМК медицинским имуществом решается в результате выполнения целого ряда мероприятий. Учитывая их объем и значение, возникает необходимость взаимного согласования между собой по содержанию, месту, времени и исполнителям, что достигается планированием. План снабжения разрабатывается с целью полного обеспечения всей номенклатурой предметов на планируемый период. При повседневной деятельности он составляется на календарный год, а при необходимости план может разрабатываться и на перспективу. В ЧС обеспечение медицинским имуществом планируется на период работ по ликвидации ее последствий. Планирование обеспечения медицинским имуществом повседневных нужд центра медицины катастроф осуществляется отделом медицинского снабжения согласно заявкам подразделений центра и расчету потребности для накопления резервов, их пополнения и освежения. В целях своевременной замены запасов медицинского имущества, сроки годности которого истекают в планируемом году, разрабатывается план освежения. В ЧС снабжение медицинским имуществом формирований и учреждений здравоохранения осуществляется в соответствии с планами снабжения. Снабжение медицинским имуществом формирований и учреждений службы медицины катастроф организуют органы медицинского снабжения. К ним относятся: отделы медицинского снабжения центров медицины катастроф, аптеки и склады медицинской техники подчиненных им учреждений. Основные функции органов медицинского снабжения:определение потребности в медицинском имуществе, его заготовка, учет, храпение;приготовление лекарственных средств;отпуск (доставка) медицинского имущества для повседневной лечебно-профилактической деятельности и накопления запасов на случай ЧС;содержание запасов и резервов медицинского имущества в готовности к применению по предназначению;техническое обслуживание и ремонт медицинской техники;организация метрологического контроля медицинских средств измерений;контроль качественного состояния химико-фармацевтических и биологических препаратов (материалов), технического состояния медицинской техники и порядка использования (эксплуатации) медицинского имущества;выполнение научных исследований по анализу и обобщению опыта медицинского снабжения в ЧС, совершенствованию организационно-штатной структуры и деятельности органов медицинского снабжения, а также использованию медицинского оснащения службы медицины катастроф. Резерв медицинского имущества расходуется только при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на территории России или для оказания гуманитарной помощи зарубежным странам, терпящим бедствие. Расходовать лекарственные и другие средства и материалы, использовать медицинскую технику из резерва службы медицины катастроф для повседневных нужд ЗАПРЕЩАЕТСЯ.Использование резерва медицинского имущества для оказания медицинской помощи пораженным в чрезвычайной ситуации осуществляется по решению органов управления здравоохранения или директора центра медицины катастроф по принадлежности резерва, для оказания помощи зарубежным странам — Правительства Российской Федерации. Количество используемого для этих целей медицинского имущества определяется размерами санитарных потерь и объемами оказываемой помощи.Медицинское имущество, изъятое из резерва для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, передается на укомплектование медицинских формирований службы медицины катастроф или направляется в распоряжение органа здравоохранения или центра медицины катастроф в зоне чрезвычайной ситуации. Изъятое из резерва для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации медицинское имущество должно быть восстановлено в нем в течение 2 мес. Распределение медицинского имущества, поступившего в зону чрезвычайной ситуации, проводится центром медицины катастроф или органом здравоохранения по подчиненности резерва, а также центром медицины катастроф, в адрес которого поступило это имущество.
|
15. Гос система подготовки персонала учрежд здравоохранения к действиям в ЧС. Додипломная подготовка (ВУЗ), Постдипломная в 3 уровня: 1. Силами учреждений здравоохранения. 2. Усовершенствование по основной специальности+по медицине катастроф. 3. Тематическое по медицине катастроф.Настоящий стандарт устанавливает основные положения и требования к организации и проведению работ по защите жизни и здоровья населения в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС), вызванных природными стихийными бедствиями, техногенными авариями.Важной задачей штаба ГО является обучение и подготовка персонала к действиям в ЧС. Процесс обучения является многоуровневым. Он включает в себя вводный инструктаж, текущий инструктаж, ознакомление с характеристиками и способами обращения с индивидуальными и коллективными средствами защиты, проведение учебных тревог и т. д.Штаб является органом управления начальника ГО объекта, на который возлагаются: организация и обеспечение непрерывного управления ГО при любых авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;своевременное оповещение служб, формирований, рабочих, служащих и населения прилегающих населенных пунктов о возникновении ЧС;разработка плана ГО;осуществление мероприятий по защите трудового коллектива;обучение личного состава формирований ГО, рабочих и служащих;поддержание постоянной готовности сил и средств для действий в чрезвычайных ситуациях.Для организации и проведения специальных мероприятий ГО и ЧС, подготовки сил и средств, управления ими при проведении спасательных и других неотложных работ создаются службы: связи и оповещения;охраны общественного порядка;противопожарная;аварийно-техническая;убежищ и укрытий;медицинская;противорадиационной и противохимической защиты;автотранспортная; Основными задачами РСЧС являются: организация оповещения и информирование населения;проведение мероприятий по защите населения и территорий;ликвидация чрезвычайных ситуаций;оказание гуманитарной помощи;подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны. Силы и средства РСЧС подразделяются: на силы и средства наблюдения и контроля;силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.Силы и средства наблюдения и контроля включают: подразделения органов надзора;контрольно-инспекционную службу (Минэкологии); службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами; службу предупреждения о стихийных бедствиях.
16. Мероприятия по повышению устойчивости учр. зравоохр в ЧС. При определении системы надежности энергоснабжения и электроосвещения учреждений здравоохранения должны предусматриваться варианты аварийного освещения с помощью подвижных электростанций, устанавливаемых вне зданий или в защитных сооружениях и обеспечивающих подключение к сетям внутри здания. Аварийное теплоснабжение обеспечивается созданием запасов газа в баллонах и других видов топлива (для котельных или печей) на период восстановления основного источника теплоснабжения, а также возможностью подачи газа от внешних сетей с помощью гибких муфт и специальных устройств. Водоснабжение в ЧС о беспечивается путем создания запасов питьевой воды из расчета 2 л/сут. на больного (пострадавшего) и технической воды – по 10 л/сут. на койку. Аварийные емкости устанавливаются в верхней части здания или в отдельной водонапорной башне (бассейне). Канализационная система в лечебных учреждениях, которые по плану предназначены для приема пораженных с территорий, находящихся на следе радиоактивного облака, должна обеспечивать проведение дезактивации с учетом безопасности для персонала и окружающей среды (специальные отстойники в системе очистных сооружений).Максимально возможная герметичность внутренних помещений при закрытых окнах; система вентиляции должна при необходимости создавать подпор воздуха в палатах, операционных и процедурных и иметь систему фильтров в местах забора воздуха. Система внутрибольничной безопасности от поражающих факторов (пожаро- и взрывоопасные вещества, устройства и материалы; ядовитые и радиоактивные вещества; материалы, содержащие патогенные для человека бактерии, вирусы и грибы) должна планироваться и создаваться таким образом, чтобы больные и пораженные не имели контактов с перечисленными факторами. Строительство защитных сооружений (убежищ или противорадиационных укрытий). Средства связи в больнице должны обеспечивать постоянную возможность быстрой подачи сигнала тревоги во все помещения, где находятся больные и персонал, через радиосеть или другую систему громкой связи. В крупных лечебных учреждениях необходимо иметь автоматизированную систему регистрации пораженных и банк данных об историях болезни для их быстрой статистической обработки.В проекте строительства учреждений здравоохранения необходимо предусматривать специальные складские помещения для хранения комплектов имущества резерва в укладках. Эти помещения целесообразно располагать на первом этаже вблизи приемного отделения.
17. Мероприятия по предупрежд. и ликвид ЧС:При угрозе чс: оповещение и сбор персонала больницы; введение круглосуточного дежурства руководящего состава; установление постоянного наблюдения, уточнение порядка работы постов наблюдения, выдача персоналу СИЗ, приборов радиационной и химической разведки; подготовка больницы к приему пораженных; прогнозирование возможной обстановки на территории больницы; проверка готовности органов управления и врачебно-сестринских бригад к оказанию медицинской помощи пораженным в районе бедствия и медицинскому обслуживанию населения в местах его проживания (сосредоточения); усиление контроля за соблюдением правил противопожарной безопасности на объекте и готовностью звеньев пожаротушения; повышение защиты больницы от поражающих факторов; проверка готовности сил и средств больницы к эвакуации в безопасное место;закладка медицинского имущества в убежища города и объектов народного хозяйства, в стационары для нетранспортабельных; уточнение знания медицинским персоналом особенностей патологии поражения возможными факторами ожидаемой ЧС. При возникновении ЧС (режим чрезвычайной ситуации) осуществляются следующие мероприятия: о случившемся и о проводимых мероприятиях информируется вышестоящий начальник; осуществляется сбор и оповещение сотрудников;организуется медицинская разведка; в район бедствия выдвигаются силы и средства больницы; продолжается освобождение коечного фонда от легкобольных и дополнительное развертывание больничных коек;
выдаются средства индивидуальной и медицинской защиты, проводится (по показаниям) экстренная профилактика, вакцинация и др.;организуется (при необходимости) эвакуация в безопасные места персонала и больных, ценного имущества и документов больницы; осуществляется укрытие персонала и больных в защитных сооружениях;уточняется порядок дальнейшей эвакуации пораженных;организуется оказание медицинской и других видов помощи пораженным сотрудникам и больным объекта здравоохранения; обеспечивается поддержание общественного порядка, наблюдение за окружающей средой;поддерживается взаимодействие с другими службами, местными органами здравоохранения, штабами по делам ГОЧС; проводятся обеззараживание территории района бедствия, экспертиза воды, продовольствия и другие мероприятия.Для выполнения основных задач больницы в соответствии с реально имеющимися возможностями и с учетом прогнозируемой обстановки, в которой она может оказаться при возникновении наиболее вероятных ЧС, планируется проведение мероприятий при угрозе возникновения ЧС непосредственно в границах территории больницы (при пожарах, взрывах, затоплениях, террористических актах и др.), на других близко расположенных к больнице объектах, транспортных магистралях и др. Содержанием основных мероприятий являются: приведение в готовность в установленные сроки органа управления – штаба ГОЧС больницы; приведение в готовность медицинских формирований в установленные сроки, их использование в соответствии с предназначением и с учетом обстановки; приведение в готовность объектовых формирований ГО общего назначения (спасательных, пожаротушения, радиационного и химического наблюдения и др.), предназначенных для защиты больных и персонала, ведения спасательных работ на территории больницы; определение порядка их использования; выделение медицинского персонала для доукомплектования медицинских формирований и лечебно-диагностических подразделений других больниц, получивших задание для работы в ЧС;выделение медицинского персонала и медицинского имущества в целях медико-санитарного обеспечения населения при его эвакуации из города и возможных опасных зон, в местах его расселения, а также при его размещении в защитных сооружениях;выделение с учетом прогнозируемой обстановки медицинского персонала для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, которое может оказаться на радиоактивно загрязненной территории, или при возникновении массовых инфекционных заболеваний;определение порядка использования кадров и транспортных средств в больницах, имеющих в своем составе отделения экстренной и консультативной медицинской помощи, санитарную авиацию и санитарный транспорт, при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; доукомплектование больницы медицинским, санитарно-хозяйственным, специальным имуществом, транспортом; приведение в готовность защитных сооружений (в том числе стационаров для нетранспортабельных больных);эвакуация больниц из городов (если она предусмотрена) и развертывание в загородной зоне в составе больничной базы;организация защиты персонала и больных, членов семей персонала больницы в загородной зоне;мероприятия, проводимые на территории больницы, по ликвидации последствий ЧС при их возникновении в масштабе больницы и при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях территориального или регионального уровня. В зависимости от конкретной обстановки (характера воздействия поражающих факторов) больница может быть не способной вести прием пораженных (больных) в ЧС или вести его ограниченно, возможно, в более поздние сроки после возникновения ЧС;прием пораженных (больных) при возникновении ЧС, оказание квалифицированной, специализированной медицинской помощи и лечение; организация управления, учета и отчетности.
18. Основы управления и взаимодействия ВСМК. Управление Всероссийской службой медицины катастроф - это постоянная целенаправленная деятельность начальников медицинской службы и органов управления по руководству подчиненными силами и средствами, направленная на обеспечение максимальной эффективности их использования для своевременного и успешного выполнения задач медицинского обеспечения. К управлению медицинской службой предъявляется ряд требований. Основными из них являются: устойчивость, непрерывность, оперативность, квалифицированность. Управление медицинской службой – информационный процесс, включающий:непрерывный сбор и анализ информации об объектах управления и условиях их деятельности (об обстановке);принятие решения;постановку задач подчиненным;контроль своевременности и полноты выполнения отданных распоряжений. Межведомственные координационные комиссии СМК являются руководящими органами СМК по оперативным вопросам в пределах выполняемых Службой задач при ликвидации ЧС.Основными задачами МКК СМК являются:участие в разработке и осуществлении согласованных мероприятий по предупреждению ЧС и уменьшению тяжести их медико-санитарных последствий;разработка проектов законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Службы;участие в разработке и выполнении научно-технических программ по совершенствованию организации и деятельности Службы, обеспечение контроля за ходом реализации программ, использованием выделенных финансовых средств, эффективностью программных мероприятий и подготовка предложений по их корректировке;решение наиболее важных вопросов совершенствования организации и деятельности Службы, в том числе определение перечня, количества, места создания, порядка обеспечения формирований и учреждений Службы;обеспечение постоянной готовности органов управления, формирований и учреждений Службы к выполнению возложенных на них задач;решение принципиальных вопросов комплексного использования входящих в состав Службы формирований и учреждений соответствующего уровня при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;участие в разработке плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;реализация единой системы подготовки сил и средств Службы;координация создания и использования резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов Службы;определение научных и клинических баз Службы;
разработка предложений по экономическому и правовому обеспечению работы личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы.В состав комиссий входят руководители всех медицинских, медико-санитарных, санитарно-профилактических служб, учреждений скорой медицинской помощи, службы крови, органов обеспечения медицинским имуществом и медицинской техникой; директора центров медицины катастроф, расположенных на соответствующей территории.Организационно-техническое обеспечение работы МКК возлагается на соответствующие центры медицины катастроф. Взаимодействие. Для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС привлекаются разнородные силы и средства системы РСЧС (органов исполнительной власти, министерств и ведомств), поэтому успешное выполнение задач по предупреждению и ликвидации ЧС возможно лишь при условии тесного, непрерывного, оперативного и эффективного взаимодействия подсистем РСЧС, в том числе и между органами управления, учреждениями и формированиями, входящими в ВСМК. Всероссийская служба медицины катастроф, функционально объединяет службы медицины катастроф Минздравсоцразвития, Минобороны России, силы и средства медицинской службы Министерства транспорта и связи, ФСБ, МВД и других министерств и ведомств, которые участвуют в предупреждении и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Исходя из вышесказанного - организация взаимодействия является важным элементом управления службой медицины катастроф в различные периоды ее деятельности.
Взаимодействие предусматривает согласование совместных действий по целям, задачам, месту, времени и объему выполняемых задач органов управления, сил и средств службы медицины катастроф с медицинскими силами заинтересованных министерств и ведомств всех уровней, а также службами РСЧС в целях прогнозирования и оценки обстановки при ЧС, планирования и осуществления медико-санитарного обеспечения населения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, управления силами и средствами СМК при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.Основными принципами взаимодействия являются:единство взглядов в области предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, охраны здоровья населения и профилактики заболеваний;приоритет сохранения жизни и здоровья населения при ЧС любого характера;применение единых подходов и критериев при прогнозировании и оценке медико-санитарной обстановки при возникновении различных ЧС;учет возможностей аварийно-спасательных формирований, учреждений и формирований СМК.Взаимодействие обеспечивается:заблаговременно разработанными планами взаимодействия;
включением в состав КЧС полномочных представителей министерств и ведомств, принимающих участие в спасении, защите и оказании экстренной медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях;заблаговременной разработкой и реализацией при возникновении ЧС общегосударственных, региональных и территориальных планов (программ) медико-санитарного обеспечения населения при крупномасштабных медицинских последствиях ЧС, предусматривающих эшелонирование и маневр силами и средствами ВСМК всех уровней;взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органами медицинского снабжения «Медтехника», «Фармация» осуществляется на принципах распределения сфер ответственности.
19. ЧС химического характера. Химическая авария - непланируемый и неуправляемый выброс опасных химических веществ, оказывающих отрицательное действие на человека и окружающую среду. АОХВ – это обращающиеся в больших количествах в промышленности и на транспорте химические соединения, способные при разрушении (аварии) на объектах легко переходить в атмосферу и вызывать массовые поражения личного состава войск и гражданского населения. По клиническим признакам интоксикации и механизму действия среди АОХВ различают: вещества раздражающего действия (хлорацетофенон, адамсит,CS,CR); вещества пульмонотоксического действия (фосген, аммиак, хлор, оксиды азота, паракват); вещества общеядовитого действия (оксид углерода, нитро- и аминосоединения ароматического ряда, нитриты, мышьяковистый водород, синильная кислота, динитроортокрезол); вещества цитотоксического действия (неорганические соединения мышьяка, галогенизированные алифатические и ароматические арсины, диоксин, полихлорированные бифенилы) вещества нервно-паралитического действия (фосфорорганические соединения); вещества нейротоксического действия (хлорофос, метафос, карбаматы, гидразин, талий);
По скорости развития патологических нарушений и, следовательно, формирования санитарных потерь все химические вещества, подразделяются на две основные группы: вещества быстрого действия. Развитие симптомов интоксикации при этом наблюдается в течение нескольких десятков минут. К веществам этой группы относятся циановодород, акрилонитрил, сероводород, оксид углерода, оксиды азота, хлор, аммиак, инсектициды, фосфорорганические соединения и др. Ко второй группе относятся вещества замедленного действия с развитием симптомов интоксикации в течение нескольких часов (динитрофенол, диметилсульфат, метилбромид, метилхлорид, оксихлорид фосфора, окись этилена, трихлорид фосфора, фосген, хлорид серы, этиленхлорид, этиленфторид и др.). Из этой группы веществ некоторые авторы особо выделяют вещества медленного действия с развитием симптомов интоксикации в срок до двух недель, к которым можно отнести металлы, диоксины и некоторые другие вещества.В зависимости от продолжительности сохранения поражающего действия и времени формирования потерь среди населения очаги поражения АОХВ и ОВ условно могут быть разделены на 4 группы: 1. стойкие быстродействующие (ФОС);
2. стойкие медленнодействующие (азотная кислота и оксиды азота, металлы, диоксины;3 нестойкие быстродействующие (хлор, аммиак, бензол, гидразин, сероуглерод); 4 нестойкие медленнодействующие (фосген, метанол, тетраэтилсвинец).
20. Медико-тактичекая характеристика химич. катастроф. В медико-тактическом отношении очаги поражения АОХВ характеризуются: внезапностью, быстротой и массовостью возникновения поражений; зараженностью внешней среды; большим количеством тяжелых поражений; наличием комбинированных поражений (интоксикация АОХВ + ожог, механическая травма и др.). Для очагов поражения, создаваемых быстродействующими АОХВ, характерно: одномоментное (в течение минут, десятков минут) поражение значительного количества людей; быстрое течение интоксикации с преобладанием тяжелых поражений; дефицит времени у органов здравоохранения для изменения существующей организации работы и проведения ее в соответствие с возникающей ситуацией; необходимость оказания эффективной медицинской помощи непосредственно в очаге поражения (решающее значение приобретает само- и взаимопомощь) и на этапах медицинской эвакуации в максимально короткие сроки; быстрая эвакуация пораженных из очага поражения, в один рейс. Особенностями очага поражения веществами замедленного действия являются: формирование санитарных потерь идет постепенно, на протяжении нескольких часов; наличие некоторого резерва времени для корректирования работы здравоохранения с учетом сложившейся обстановки; необходимость проведения мероприятий по активному выявлению пораженных среди населения; эвакуация пораженных из очага осуществляется по мере их выявления (несколькими рейсами транспорта).
В очаге поражения стойкими веществами продолжительное время (более часа) сохраняется опасность поражения. Она сохраняется и некоторое время после выхода из очага, за счет десорбции АОХВ с одежды или в результате контакта с зараженным транспортом, различным имуществом. Необходимо проведение в кратчайшие сроки частичной санитарной обработки в очаге, а при поступлении пораженных на этапы медицинской эвакуации (в ЛПУ) - полной санитарной обработки и дегазации одежды, обуви и транспортных средств. Медицинский персонал, контактирующий с пораженными, не прошедшими санитарной обработки, работает в противогазах и средствах защиты кожи, а по завершению работы подвергается санитарной обработке. Основными мероприятиями медико-санитарного обеспечения при химической аварии являются: использование СИЗ и МСИЗ; использование коллективных средств защиты до проведения эвакуационных мероприятий; оказание в максимально короткие сроки медицинской помощи пораженным; эвакуация населения, в том числе и пораженных из очага; специальная обработка населения и территории; приближение к очагу первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; организация медико-санитарного обеспечения эвакуированного населения в местах временного размещения.
21. Радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или радиоактивному загрязнению окружающей среды. В результате аварийного выброса основную опасность представляют: внешнее гамма- и бета-облучение от разрушенной активной зоны, элементов конструкций и рассеявшихся радионуклидов; аппликация радионуклидов на коже, слизистых оболочках, одежде, СИЗ и связанное с этим контактное действие альфа-, бета- и гамма-излучений на кожные покровы; внутреннее облучение при вдыхании радиоактивных продуктов деления; внутреннее облучение в результате потребления загрязненных продуктов питания и воды; психоэмоциональное перенапряжение. Естественный фон: 10-15 до 20 мкР/ч.
22. Организационные подходы к оказанию мед помощи в радиацион аварии. Ведение пострадавших осуществляется по этапам - от места аварии до специализированного стационара. Мероприятия на этапах оказания помощи должны учитывать конкретные особенности каждой ситуации. Первым к оказанию медицинской помощи при возникновении радиационной аварии приступает персонал МСЧ данного предприятия. Сразу после аварии (1-3-и сутки) МСЧ решают следующие задачи: уточнение оперативной информации о характере и масштабе радиационной аварии; информирование органов управления здравоохранением, территориальных центров медицины катастроф, Федерального управления «Медбиоэкстрем» о предполагаемом характере медицинских последствий, принятых решениях и действиях со стороны МСЧ; предварительный прогноз доз облучения персонала аварийного предприятия и населения, находящихся на медицинском обслуживании МСЧ; оценка степени тяжести пораженных, подготовка и направление больных в специализированный стационар, организация наблюдения за лицами с возможным лучевым поражением; организация и проведение лечения по жизненным показаниям, начало патогенетического лечения; ограничение нахождения медицинского персонала в зоне аварии; назначение и контроль применения радиозащитных и других средств, необходимых персоналу объекта; участие в принятии решения о проведении йодной профилактики, укрытии и эвакуации населения и лиц, находящихся на медицинском обслуживании МСЧ; медицинское сопровождение при осуществлении этих защитных мер;проведение амбулаторного наблюдения и лечения, психологическая поддержка населения; оценка возможностей МСЧ и расчет потребностей в дополнительных силах и средствах. При возникновении радиационного очага главным остается оказание первой медицинской помощи и скорейший вывод (вынос) или выход из него пораженных. Применение срочной этиотропной терапии на первом этапе осуществляется в отсутствие точных сведений об уровне депонирования радионуклидов, получение которых требует значительного времени.Первые мероприятия по ограничению поступления радионуклидов в организм должны начинаться непосредственно на месте происшествия и включать:срочный вывод пострадавших из зоны загрязнения;наложение жгута проксимальнее локализации загрязненной нуклидами раны для усиления венозного кровотечения;срочное последовательное снятие загрязненной одежды;полный или частичный обмыв тела, ограничение распространения активности по телу и поступления нуклидов внутрь, герметизация повязкой (заклеивание) зоны плохо отмываемого загрязнения;полоскание рта, носа, промывание глаз.Первая медицинская помощь пораженным осуществляется в порядке само- и взаимопомощи, а также специально подготовленным персоналом предприятия и аварийно-спасательных бригад.После специальной санитарной обработки в санпропускнике предприятия, лиц нуждающихся в оказании медицинской помощи, направляют в здравпункт.
23. ДТП. Особенностями транспортных аварий (катастроф) является то, что:
аварии и катастрофы происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели;несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;отсутствие, как правило, на начальном этапе работ специальной техники, необходимых средств тушения пожаров и трудности в организации эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;трудность в определении числа пострадавших на месте аварии или катастрофы, сложность отправки большого их количества в медицинские учреждения с учетом требуемой специфики транспортировки и лечения;усложнение обстановки в случае аварии транспортных средств, перевозящих опасные вещества;необходимость организации поиска останков погибших и вещественных доказательств катастрофы часто на больших площадях;необходимость организации приема, размещения и обслуживания (питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения;
необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям. Большинство повреждений, полученных при ДТП – сочетанные черепон-мозговые травмы. В зависимости от обстановки, сложившейся в результате ДТП, к работам по спасению пострадавших могут привлекаться аварийно-спасательные, противопожарные и аварийно-технические формирования, учреждения и службы органов исполнительной власти, в том числе скорая медицинская помощь, подразделения медицины катастроф, а так же силы и средства территориальных подсистем РСЧС и их звеньев. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия, и организацию их взаимодействия осущест