Общество древнего Египта




Общество древнего Египта

Государственный строй

Суд и право

Кемет (Кеме, Кеми, Та-Кеит, реже – Та-Мети) – Черная земля, так египтяне называли свою страну. Египет – греческое название, восходящее у древнеегипетскому Хетт-Ка-Пта (Хеткупта) – «крепость души бога Пта». Кстати, одно из названий Мемфиса — Хикупта (Крепость духа Пта), от него скорее всего пошло наше искаженное — Египет, сохранившееся по сей день. Сами древние египтяне называли свое государство Кемет (Черный). Это название связано с основой основ жизни Египта — нильским илом (черной землей), в отличие от иной земли — земли пустынь, красной и засушливой, на которой ничего не росло.

Египетская цивилизация – одна из самых древних на Земле. Она сложилась в северо-восточной Африке по берегам великого Нила. Разливы реки создавали здесь плодородную почву – одно из главных условий жизни древнего человека. С запада территория Египта была ограничена Ливийской пустыней, с востока ее отделяла от Красного моря трудно преодолимая скалистая гряда, так что страна была естественно изолирована. «Фактор великой реки» стимулировал здесь раннее появление классов и государства. Первые города-государства – номы появились в IV тысячелетии до н. э. Их было более сорока. Военное соперничество номов привело в начале III тысячелетия до н. э. к образованию централизованного государства. Потребность поддерживать в исправности жизненно необходимую систему ирригации (это было возможно лишь при сильной центральной власти) также способствовала объединению Верхнего (Южного) и Нижнего (Северного) Египта.

Верхний и Нижний Египет первоначально представляли собой самостоятельные царства и были окончательно объединены при фараоне Ментухотепе в начале XXI века до н.э. Следы самостоятельности этих царств сохранились в царской титулатуре вплоть до I в. до н.э. Символом Верхнего Египта считались цветы лотоса, его покровительницей была богиня Нехебт, изображаемая в идее коршуна. Символом Нижнего Египта – папирус, покровительницей его была богиня – змея Буто (Уто). Цвета Верхнего и Нижнего Египта также символически присутствовали в окраске царского головного убора (белый и красный соответственно) и в названии палат, управляющих их делами (Белый Дом, Красный Дом).

На протяжении нескольких тысячелетий египтянам в основном удавалось сохранять страну единой, что отличает Египет от большинства других древних государств.

Периодизация истории Египта

Раннее царство (XXX–XXVIII вв. до н. э.) Период объединения страны. Правление I–II династий
Древнее царство (XXVIII–XXIII вв. до н. э.) Расцвет раннерабовладельческого государства со столицей в Мемфисе. Формирование бюрократической системы
I Переходный период (XXII в. до н. э.) Война номов, приведшая к раздробленности и упадку
Среднее царство (XXI–XVIII вв. до н. э.) Новое объединение страны под эгидой правителей города Фивы.
II Переходный период (сер. XVIII–XVII вв. до н. э.) Завоевание Египта племенами гиксосов
Новое царство (XVI–XI вв. до н. э.) Изгнание завоевателей и возрождение единства под властью фараонов XVIII династии. Период наивысшего военного и экономического могущества Египта
Поздний Египет (XI–VI вв. до н. э.) Время упадка египетского государства. Завоевание Египта персами в 525 г. до н. э.

Общество древнего Египта

 

Социальная структура египетского царства имела довольно четкое сословно-классовое деление. Высшее сословие древнего Египта составляло окружение фараона – влиятельные сановники и писцы. К нему принадлежали также жрецы и военная знать. Египетские вельможи владели колоссальными богатствами, которые значительно увеличивались в результате военных походов и захвата добычи (особенно в период больших завоеваний Нового царства). Различались «достояния по истине» (то есть, наследственные) и «достоянияпослужбе » (пожалованные фараоном).

Особую роль в обществе играли храмы и их служители – жрецы. В Египте, как и в других древневосточных государствах, жречество составило замкнутую и очень сильную касту, в каком-то смысле контролирующую жизнь общества. Храмы владели огромными землями и рабами, самостоятельно занимались торговлей и сбором податей, часто вмешивались в дела государства.

Свободные земледельцы и ремесленники были податным сословием. Они платили натуральный налог в казну и несли трудовую повинность в пользу государства и фараона. Земледельцы были объединены в общины. Общинная организация служила удобной формой эксплуатации египтян. С другой стороны, община защищала своих членов – оплачивала долги и недоимки, заботилась о вдовах и сиротах и т. п.

Самой бесправной частью населения в Египте были рабы. Рабство здесь зародилось рано. Рабами становились пленные иноземцы, а затем и обнищавшие соплеменники. Со времени Среднего царства долговое рабство в Египте приняло огромные размеры, угрожая благосостоянию государства. Попытки фараонов Позднего Египта противостоять этому были безуспешны. Рабы использовались на самых тяжелых работах, в основном, в частных хозяйствах. Они были полной собственностью хозяина.

Рабство в Египте носило патриархальный характер. Частные рабы обычно жили в доме хозяев, часто могли иметь семью и имущество. Основным создателем материальных благ оставалось свободное население.

В религии Древнего Египта присутствовал политеизм, то есть, многобожие. В каждом номе складывался свой пантеон богов, изображавшихся чаще всего в виде животных, что являлось пережитком ранних догосударственных форм религии (фетишизма и тотемизма). Очень важную роль играл заупокойный культ. По представлениям египтян, главная жизнь начинается за пределами земного существования.

 

2. Государственный строй

По своему политическому устройству Древний Египет представлял собой самое централизованное бюрократическое государство Древнего Востока. Вся полнота власти принадлежала царю – фараону. Он считался верховным собственником всех земель, административным главой государства, обладал высшей судебной властью, возглавлял военные силы и руководил религиозной жизнью страны. Подобный тип неограниченной наследственной монархии, сложившейся на Востоке, получил название деспотии.

Характерной чертой египетской государственной системы было обожествление личности фараона. Это выражалось в установлении культа правителя, считавшегося сыном бога Солнца (бога Ра), посредником между небом и землей, а также в особом почитании его при жизни и после смерти. О последнем красноречиво говорят великие пирамиды – место погребения фараонов. Все остальное население ощущало себя «подданными и рабами» царя, недостойными целовать ему ноги (это позволялось делать лишь самым близким царедворцам). Имя правителя (оно состояло из пяти или более имен) нельзя было произносить вслух. Головной убор фараона венчало изображение змеи – «глаза Pa» – символа высшей власти. Жезл и плеть – священные символы царской власти в Древнем Египте. Они символизировали две главные функции власти – сдерживать и погонять.

Однако на деле власть фараона не была абсолютной. Ему приходилось считаться с интересами высшей знати – жреческой, военной, служилой. В пору усиления жречества верховная власть приобретала черты теократии – правления, сочетающего в себе черты политического и религиозного господства.

В ранних государствах не было четкого разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. После фараона этими полномочиями в Египте обладали высшие должностные лица. Верховным сановником был визирь ближайший помощник царя, управляющий дворца, хранитель сокровищ, хранитель Дома оружия и архива, где находились податные списки. Он осуществлял высший надзор за работой всего бюрократического аппарата, следил за состоянием ирригации и сбором налогов, в отсутствие фараона возглавлял войско и т. п.

Рангом ниже стояли казначей, начальник царских работ, заготовитель припасов, правитель Дома войны (военный министр) и другие. Высшими сановниками были, как правило, родственники фараона. В административном ведомстве строго соблюдалась иерархия: низшие чины были подчинены старшим, обязанности каждого бюрократического ранга были четко определены. Важную категорию служилых людей в государстве составляли писцы. Они требовались в канцелярии царя и судах, в казначействе и царской библиотеке, в столице и отдаленных номах. Писцов готовили в специальных школах.

Местное управление осуществляли номархи – наместники в номах – и подчиненные им лица. Деятельность их контролировалась центром. Иногда номовая знать вступала в борьбу с фараоном, стремясь к независимости (особенно в ранний период). Однако раздробленность никогда не бывала длительной, так как экономические интересы страны (прежде всего, забота об ирригации) требовали централизации. Низшим звеном управления являлись общинные советы и общинные старосты, в ведении которых находились вопросы, регулирующие жизнь населения страны – административные, правовые, касающиеся собственности, сбора налогов и т. п.

Войско в Египте состояло из ополчения, которое в эпоху Нового царства было заменено постоянной профессиональной армией. В особо привилегированном положении находилась гвардия фараона. Наряду с этим использовались отряды наемников, набираемых из соседних с египтянами племен ливийцев, нубийцев, эфиопов. В середине II тыс. до н. э. появился египетский военный флот, а с распространением колеса египетское войско пополнилось отрядами боевых колесниц. Вспомогательную роль играла полиция, которая формировалась часто из пленных ливийцев. Надзор за общественными работами, за взиманием подати, обеспечение порядка и охрана преступников были делом полицейских.

Государственная организация в Египте складывалась постепенно. Ее развитие прошло путь от примитивного аппарата управления Раннего царства до сложной и разветвленной бюрократической системы, обеспечившей долгое существование и относительную стабильность Египетского государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: