Египет в эпоху Ахеменидов (525–332 до н.э.): XXVII–XXX династии.




Период первого персидского владычества (525–404 до н.э.): XXVII (Персидская) династия. В первые десятилетия персидского правления (при Камбисе и Дарии I) Египет занимал привилегированное положение в составе державы Ахеменидов. Власть персов над Египтом носила характер личной унии: в августе 525 до н.э. Камбис принял титул фараона; Ахемениды стали XXVII династией Египта. Персидские цари короновались египетской короной и пользовались традиционной египетской датировкой правлений. Персы позволили египтянам сохранить свою религию и свои обычаи. Хотя управление страной было сосредоточено в руках персидского сатрапа с резиденцией в Мемфисе, а в главных городах разместились персидские гарнизоны, ряд высших должностей остался за египтянами. Камбис возместил храмам ущерб, причиненный персами во время завоевания. Дарий I (522–486 до н.э.) осуществлял интенсивное храмовое строительство; при нем было завершено сооружение канала между Средиземным и Красным морями. Такая политика во многом диктовалась стратегической и экономической ценностью Египта для персов: он являлся одной из самых доходных сатрапий – сумма ежегодно получаемых от него податей составляла семьсот талантов серебра. См. также ДАРИЙ.

До середины 480-х до н.э. Египет оставался лояльным, если не считать сепаратистского выступления сатрапа Арианда в период династической междоусобицы в Персии в 522–521 до н.э. Однако повышение налогов в конце правления Дария I и угон египетских ремесленников в Персию на строительство царских дворцов в Сузах и Персеполе вызвали в октябре 486 до н.э. массовое восстание, которое новому персидскому царю Ксерксу(486–465 до н.э.) удалось подавить только в январе 484 до н.э. Ксеркс сурово расправился с мятежниками и радикально изменил политику по отношению к Египту: он не принял титула фараона, тем самым аннулировав личную унию, проводил широкие конфискации храмовой собственности, отказался от практики назначения египтян на административные должности. Это спровоцировало рост антиперсидских настроений.

В 461 до н.э. один из ливийских князей западной Дельты Инар поднял мятеж против персидского владычества; ему оказали военную помощь воевавшие с персами греки во главе с афинянами. Объединенная греко-египетская армия одержала в 459 до н.э. победу над персами при Папремисе, взяла Мемфис и овладела большей частью Нильской долины. Но в 455 до н.э. в Египет вторглось трехсоттысячное персидское войско под командованием Мегабиза, поддержанное сильным флотом (триста кораблей), и нанесло поражение силам союзников. Греческие и египетские отряды заняли оборону на о. Просопитида в Дельте, однако Мегабизу удалось в июне 454 до н.э. ворваться на остров и разгромить их; прибывшая на помощь оборонявшимся афинская эскадра была уничтожена в Мендесийском рукаве Нила. Остатки афинян бежали в Кирену. Инар был схвачен и предан мучительной казни.

Начавшийся во второй половине V в. до н.э. процесс ослабления державы Ахеменидов сопровождался усилением сепаратистского движения в Египте. В 405 до н.э. восстал Амиртей, владетель Саиса. Он одержал несколько побед над персами и установил контроль над Дельтой. Из-за вспыхнувшей в Персии междоусобной войны между царем Артарксерксом II и его братом Киром Младшим персы не смогли направить крупные силы для подавления восстания, и Амиртей к началу V в. до н.э. освободил весь Египет.

Период независимости Египта (405–342 до н.э.): XXVIII–XXX династии. Амиртей (405–398 до н.э.), хотя и основал XXVIII (Саисскую) династию, оказался единственным ее представителем. На смену ей пришла XXIX династия (398–380 до н.э.), происходившая из Мендеса в восточной Дельте. После насыщенного дворцовыми переворотами периода всевластия храмовой и светской знати (398–393 до н.э.), трон захватил Акорис (393–380 до н.э.), при котором произошло укрепление внутреннего и внешнего положения Египта. Акорис создал оборонительную линию на северо-восточной границе, вступил в антиперсидский союз с Киреной, Баркой, Писидией и Кипром и распространил свое влияние на Палестину и Финикию. В 385–382 до н.э. он успешно отразил персидское нашествие.

В 380 до н.э. престол узурпировал Нехтнебеф (Нектанеб) из Севеннита в восточной Дельте, основавший XXX династию (380–342 до н.э.). Нехтхенеб I (380–363 до н.э.) сумел в 373 до н.э. помешать новой попытке персов вернуть контроль над Египтом; ему помогли в этом героическая оборона Пелусия, бездарность персидского полководца и разлив Нила. Понимая ограниченность своих военных возможностей, он заключил союзный договор с самыми сильными греческими государствами – Афинами иСпартой. Во внутренней политике Нехтхенеб I всячески покровительствовал жречеству: он щедро одаривал храмы, предоставлял им налоговые льготы, привлекал жрецов к решению государственных дел и не жалел денег на храмовое строительство. Его сын и наследник Тах (363–361 до н.э.) отказался от прожреческого курса своего отца. Нуждаясь в средствах для проведения активной внешней политики, он вынудил храмы предоставить ему крупную ссуду, вызвав резкое недовольство религиозных кругов. Он также повысил старые и ввел новые чрезвычайные налоги и заставил все население сдать в казну все золото и серебро в зачет будущих податей. Это позволило ему собрать огромную армию (восемьдесят тысяч египтян и одиннадцать тысяч греческих наемников). Воспользовавшись мятежом малоазийских сатрапов против персидского царя Артаксеркса II, Тах вторгся в Финикию и Сирию, однако в Египте вспыхнуло восстание, успеху которого способствовала враждебность самых разных социальных слоев к политике фараона и поддержка спартанцев; новым царем был провозглашен его родственник Нехтгорхеб (Нектанеб II); Таху пришлось и бежать ко двору персидского царя.

Нехтгорхеб (361–342 до н.э.) полностью порвал с курсом своего предшественника: он отозвал египетскую армию из Сирии и стал всемерно покровительствовать жречеству (строительство храмов во всех частях страны, богатые подарки и жертвоприношения). При нем произошло военное ослабление Египта, что облегчило персидскую агрессию. Поход персов в 350 до н.э. сорвался не из-за сопротивления египтян, а из-за неумелых действий проводников во время перехода армии через пустыню и из-за разлива Нила. В 345 до н.э. Нехтгорхеб послал войска на помощь отложившемуся от персов Сидону, но наемники перешли на сторону противника. Зимой 343/342 до н.э. персидский царь Артак

серкс III вторгся в Египет. Фараон сосредоточил под Пелусием значительные силы (шестьдесят тысяч египтян и сорок тысяч ливийских и греческих наемников), однако персидский флот сумел прорваться в Дельту и оказался в тылу у Нехтгорхеба; фараону пришлось отступить к Мемфису. В армии обострились распри между египетскими воинами и наемниками; греки стали переходить на сторону персов и сдавать им важнейшие крепости. В этой ситуации Нехтгорхеб, не дав ни одного сражения, бежал на юг; к концу 342 до н.э. Артаксеркс III овладел Нижним и частью Верхнего Египта; фараон удержал только несколько южных областей.

Второй период персидского владычества (342–332 до н.э.). Реставрация персидского господства в Египте сопровождалась жестокими репрессиями по отношению к местному населению: персы разрушили ряд городов, конфисковали значительную часть храмовых сокровищ, надругались над религиозными святынями. После смерти Нехтгорхеба в 341 до н.э. они подчинили южную часть Египта, однако их власть оказалась очень непрочной. Уже ок. 337 до н.э. некий Хаббаш поднял мятеж, захватил Мемфис, изгнал персов и принял титул фараона. Хотя в 335 до н.э. новый персидский царь Дарий III восстановил власть над Египтом, через три года персидское владычество окончательно рухнуло, как только новый завоеватель – Александр Македонский – подошел к берегам Нила. С конца 332 до н.э. Египет стал частью мировой Македонской державы. Начался эллинистический период его истории.

Культура.

На протяжении тысячелетий древнеегипетская культура отличалась относительной замкнутостью и самодостаточностью, была мало подвержена внешним влияниям. Ей был свойственен глубокий консерватизм и верность издревле установленным принципам; новые веяния неизменно наталкивались на сильное сопротивление. В своей основе она воплощала страх человека перед неуправляемой природной стихией и преклонение перед властью фараона как организатора и хранителя мирового порядка. Ведущим образом египетской культуры являлся образ Великой Реки – Нила, – а ее ведущей идеей – идея вечности. Концепция застывшего времени и застывшего пространства выразилась в своей совершенной форме в самых знаменитых памятниках египетского гения – пирамидах.

Религия.

Египетскую религию трудно изложить в систематизированной форме, ибо ее сущность заключена не в теологии, а в культе. Она отличается крайним разнообразием; теология не смогла оказать на нее решающего унифицирующего воздействия.

Народные верования и культ существовали задолго до возникновения государства, их следы обнаруживаются еще в 6–4 тыc. до н.э. Для ранней формы египетской религии характерны обожествление окружающего мира и всех его элементов (деревьев, животных, жилищ, сил природы и т.д.) и особая живучесть животного культа. Первоначально египтяне почитали самих животных, наделяя их магическими свойствами: повсеместно был распространен культ ястреба и кошки, в отдельных областях поклонялись крокодилу и гиппопотаму. Позже в животных стали видеть воплощение тех или иных богов: черный бык с белыми пятнами олицетворял бога плодородия Аписа (Мемфис), крокодил – бога воды и разлива Нила Себека (Фаюм), ибис – бога мудрости Тота (Гермополь), львица – богиню войны и палящего солнца Сехмет (Мемфис), кошка – богиню радости и веселья Баст (Бубаст), сокол – бога охоты Гора (Бехдет) и пр. Постепенно пантеон антропоморфизировался, однако зооморфные черты, как правило, сохранялись и сосуществовали с антропоморфными: Тот превратился из ибиса в человека с головой ибиса, Баст из кошки в женщину с кошачьей головой, Гор из сокола в человека с головой сокола и т.д. Особое значение имели бык и змея. Считалось, что в начале начал все боги и богини были быками и коровами разного цвета. Культ быка в древности связывался с почитанием вождя племени, а после возникновения государства соединился с культом фараона: так, на празднике в честь тридцатиления своего правления фараон появлялся в одежде с привязанным к ней сзади бычьим хвостом. Змея олицетворяла как зло (Апоп, враг Солнца), так и добро (богиня плодородия Рененутет, богиня Нижнего Египта Уто).

Со временем в каждой общине складывается свой пантеон из местных богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, животных, растениях и др. Среди них выделяется бог-глава местного пантеона, создатель данной территории и проживающих на ней людей, их господин и покровитель – солнечные божества Атум (Гелиополь) и Гор (Эдфу), боги земледелия и плодородия Сет (восточная Дельта), Амон (Фивы), Мин (Коптос) и т.д. Затем возникает особый культ бога погребения, владыки «города мертвых» (некрополя), – Сокара в Мемфисе, Анубиса в Сиуте, Хентиаменти в Абидосе. Позже появляются общеегипетские боги, не связанные с определенной местностью, – Ра (Солнце), Ах (Луна), Нут (Небо), Геб (Земля), Хапи (Нил).

В то же время некоторые локальные культы распространяются за пределы своих общин: благодаря миграциям и завоеваниям боги переселяются вслед за своими почитателями на новые территории, где их отождествляют или связывают отношениями родства с местными богами. В результате создаются божественные триады: в Фивах к супружеской паре бога земли и плодородия Амона и богини погребений Меритсегер добавляется в качестве сына бог войны Менту из соседнего города Гермонта, а потом Меритсегер заменяется богиней восточной части Фиванского округа Мут, а Менту – богом луны Хонсу из другого примыкающего к Фивам района (фиванская триада); в Мемфисе бог земли Птах сливается с погребальным богом Сокаром, затем приобретает супругу в лице богини войны Сехмет из соседнего Латополя, которая превращается в богиню неба, а ее сын, бог растительности Нефертум, становится их общим сыном (мемфисская триада). Самым ярким примером поглощения одних богов другими с сопутствующей узурпацией функций является Осирис, бог-покровитель города Бусирис, который ассимилировался с бусирисским богом Деду, с богом Нила из соседнего Мендеса и с абидосским богом погребений Хентиаменти; в итоге он стал божеством Нила, производительных сил природы и загробного мира; центр его культа переместился в Абидос.

На следующей стадии происходит сближение общеегипетских богов с наиболее влиятельными родственными им местными богами: Ра отождествляется с солярными божествами Атумом и Гором, Ах – с лунарным богом Тотом, Нут – с небесным божеством Хатор, а Хапи – с Осирисом. С объединением государства рождается культ верховного бога, которым становится главное божество столицы или родного города правящей династии. Параллельно возрастает значение божеств наиболее крупных центров – мемфисского Птаха, абидосского Осириса, гелиопольского Атума.

С воцарением V династии, происходившей из Гелиополя, главным египетским божеством провозглашается Атум-Ра, и солярный культ распространяется по всей Нильской долине, хотя ему и не удается подавить все местные культы, особенно в центральных и южных провинциях. Создается первая теологическая концепция, цель которой – превратить как можно больше богов в солярных и отождествить их с Ра. Эта судьба постигла богов земли и плодородия Птаха, Мину, богов Нила Осириса и Хнума. Возникает полумонотеистическая система, в которой разные божества суть разные функции или разные стадии бытия одного единого бога, таинственного и недоступного: Ра-отец – вчерашнее солнце, Ра-сын – сегодняшнее; божественный жук Хепера – утреннее, Ра – полуденное, Атум – вечернее, Осирис – скрывшееся на западе (умершее). Формируется цикл солярных мифов, связывающих акт творения с рождением солнца из цветка лотоса или от огромной небесной коровы; солнце рассматривается как демиург: первые боги Шу (воздух) и Тефнут (влага) появляются в результате самооплодотворения солнца, проглатившего собственное семя, а люди – из его слез. Первые поколения богов образуют гелеопольскую эннеаду (девятку), которая почитается во всем Египте. Возникает цикл мифов о солярных богов, в которых отражаются представления о смене времен года и суток (миф об уходе и возвращении в Египет дочери Ра Тефнут, знаменующих начало и прекращение засухи, миф о ежедневном рождении и проглатывании солнца богиней неба и др.) и о борьбе солнца с мраком и злом (миф о победе Ра над змеем Апопом). Повсеместно возводятся святилища Ра, вокруг которых концентрируется большое число жрецов.

В эпоху Среднего царства солярный культ успешно завоевывает Верхний Египет: фаюмский Себек превращается в Себека-Ра, фиванский Амон – вАмона-Ра. Культ Амона-Ра приобретает особое значений благодаря возросшей политической и экономической роли Фив. В эпоху Нового царства он достигает своего пика, чему не могут помешать даже религиозные реформы Эхнатона. Амон-Ра рассматривается в этом период как демиург и как царь богов; правящий фараон считается его сыном. В южных областях фиванское жречество создает настоящий теократический режим.

В то же время с периода Среднего царства конкуренцию солярным культам начинает составлять культ Осириса как бога воскресающей и умирающей природы и как владыки загробного мира; распространяется цикл мифов о нем, о его супруге Исиде и сыне Горе (убийство Осириса его братом Сетом, злым богом пустыни, поиски и оплакивание Исидой тела своего мужа, победа Гора над Сетом и воскрешение им своего отца). К началу II тыс. до н.э. культ Осириса становится средоточием всех заупокойных верований. Если в эпоху древнего царства с Осирисом отождествлялся только покойный фараон, то в Среднее царство – каждый умерший египтянин.

Мифология Осириса нашла отражение в многочисленных обрядах. В начале весны устраивались мистерии Осириса, воспроизводившие в драматической форме основные эпизоды его мифической истории; в финале водружался особый столб «джед», символизировавший возрождение бога и всей природы. К этим мистериям приурочивался обряд коронации, во время которого молодой фараон играл роль Гора, а умерший изображался в виде восседающего на троне Осириса. Как олицетворение Осириса в его функции бога плодородия фараон совершал главные земледельческие обряды: бросал в Нил свиток с приказом реке разлиться, первым взрыхлял мотыгой почву для посева, срезал первый сноп на празднике жатвы, по окончании полевых работ приносил благодарственную жертву богине Рененутет. См. также ПТАХ; ХАТХОР;АНУБИС; ИСИДА.

Представления о загробной жизни.

Загробную жизнь египтяне считали непосредственным продолжением земной. По их убеждению, человек состоял из тела (хет), души (ба), тени (хайбет), имени (рен) и невидимого двойника (ка). Самым древним было представление о ка, который рождался вместе с человеком, неотступно следовал за ним повсюду, составлял неотъемлемую часть его существа и личности, но не исчезал с его смертью и мог продолжить жизнь в могиле в зависимости от степени сохранности тела. Именно это последнее убеждение легло в основу всех погребальных обрядов: чтобы уберечь тело от тления и сохранить ка, его с помощью бальзамирования превращали в мумию и прятали в закрытое помещение гробницы; рядом устанавливали статуи покойного, в которые мог переселиться ка в случае непредвиденного разрушения мумии; страшные заклинания должны были уберечь ее от змей и скорпионов. Веря в то, что ка может умереть от голода и жажды или покинуть могилу и мстить живым, родные наполняли гробницу провизией, вырезали на ее стенах изображения продуктов и одежды, приносили заупокойные дары и жертвы и произносили магические заклинания-просьбы о даровании покойному всего необходимого. Блаженство умершего зависело также от сохранения его имени (рен) в памяти потомков, поэтому его вырезали на стенах усыпальницы; стереть имя считалось великим святотатством. Душу (ба) представляли в виде птицы или кузнечика; она не была связана с могильным существованием и могла свободно покинуть мертвое тело, воспарить на небо и жить там среди богов. Позже родилась вера в странствия ба по земле и по подземному царству; чтобы защитить ее от всевозможных подземных чудовищ, существовали специальные молитвы и заклинания. Что касается тени (хайбет), то о ней осталось очень мало упоминаний.

В Египте не было единого представления о загробном мире. Согласно наиболее распространенной абидосской версии, царство мертвых – это царство Осириса, куда человек отправляется после смерти, чтобы возродиться к жизни. Там среди плодородных полей, на которых растут огромные хлебные злаки, он служит Осирису, как на земле служил фараону. Для облегчения его труда в гробницу, начиная со времени Среднего царства, клали множество фигурок работников, которые благодаря написанным на них заклинаниям могли заменить покойного. Царство это находилось в «полях Эару», которые египтяне помещали либо в неизведанные земли (неосвоенные районы Нильской долины, Финикия), либо на небеса (северо-восточная небесная страна). Чтобы попасть в него, нужно было или переплыть реку мертвых на пароме богов, или взлететь птицей на небо, или пройти через щель в западных горах.

Согласно мемфисской версии, царство мертвых – страна сна и тьмы, управляемая богом Сокаром, – представляло собой огромный грот или каменоломню, расположенную в глубине Ливийской пустыне. Солярная же гелиопольская традиция считала лучшим местом для умерших ладью Ра, в которой они могут избежать опасностей и наслаждаться полным блаженством, даже во время ее еженощных путешествий по подземному царству (дуат), отделенному от Нильской долины высокими горами.

В эпоху Нового царства делается попытка систематизировать учение о царстве мертвых, соединив абидосскую и гелиопольскую традиции на основе теологии Амона-Ра. Ее авторы отказываются от идеи пребывания души на земле и отождествляют загробный мир с подземным царством. Он состоит из двенадцати областей-комнат, врата которых охраняют исполинские змеи; каждая из них управляется одним из древних погребальных богов (Сокаром, Осирисом и др.). Верховным владыкой всего царства является Амон-Ра, каждую ночь на своей ладье проплывающий через дуат и принося тем самым его обитателям великое утешение.

Издревле египтяне верили, что покойный может добиться всего с помощью магии (попасть в царство мертвых, избавиться от голода и жажды), т.е. его судьба никак не зависит от его земного существования. Но позже возникает идея о загробном суде (125 глава Книги мертвых): перед лицом Осириса, восседающего на троне, Гор и его помощник Анубис взвешивают сердце умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини справедливости Маат), а Тот записывает результат на досках; праведник вознаграждается счастливой жизнью в полях Эару, а грешника пожирает чудовище Амт (лев с головой крокодила). Праведником признавался только тот, кто на земле был покорным и терпеливым, «кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя».

Погребальная церемония

начиналась с мумификации. Внутренности умершего вынимали и помещали в специальные сосуды (канопы), которые передавали под охрану богов. Вместо сердца вкладывали каменного жука-скарабея. Тело натирали натром и асфальтом, пеленали в холсты и клали в каменный или деревянный гроб (иногда в два гроба), который покрывали магическими изображениями и надписями. Затем в сопровождении родственников, друзей, жрецов и плакальщиц его перевозили на западный берег Нила, где обычно располагался некрополь. Главная церемония происходила в передней части гробницы либо у ее входа. Там разыгрывалась мистерия Осириса, во время которой жрецы совершали обряд очищения мумии или статуи усопшего; они убивали двух быков, бедра и сердца которых приносили в дар покойному. Затем следовал обряд открытия рта и глаз; таким образом умерший получал возможность пользоваться приносимыми ему дарами. Потом гроб относили во внутреннее помещение усыпальницы; вход в него замуровывали. В передней же части устраивался пир, в котором, как верили, участвовал и сам покойный.

Язык и письменность.

Язык древних египтян относился к семито-хамитской языковой семье. В своем развитии он прошел несколько стадий: древнеегипетский (период Древнего царства), среднеегипетский (классический), новоегипетский (16–8 вв. до н.э.), демотический (8 до н.э. – 5 в. н.э.) и коптский язык (3–7 вв. н.э.). На нем говорило коренное население Нильской долины, и он практически не распространился за ее пределы.

Письменность возникла в конце 4 тыс. до н.э., а возможно уже в герзейский период. Ее раннее рождение связано с хозяйственными нуждами и государственным делопроизводством, с насущной потребностью в учете всех материальных ресурсов общества. Она окончательно сложилась ко времени Среднего царства. Исходной ее формой было рисуночное письмо (пиктография), которое затем трансформировалось в иероглифическое, что стало результатом упрощения рисуночных знаков и утраты их прямой связи с изображаемым. Иероглифическое письмо («священная резьба») включало в себя словесные знаки (идеограммы), указывающие на предметы или понятия; фонетические знаки, передающие слоги, сочетания звуков (обычно двух или трех), причем исключительно согласных, или (гораздо реже) отдельные звуки; 3) стилизованные рисунки, поясняющими смысл слов и понятий (детерминативы). Общее число иероглифов достигало трех тысяч; наиболее употребительных в середине 2 тыс. до н.э. было около семисот. Иероглифические изображения охватывали весь живой и предметный мир древних египтян: основные части вселенной (небо, земля, вода), мужчины и женщины, части человеческого тела, домашние и дикие животные, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые, растения, здания, корабли и их элементы, мебель и домашняя утварь, одежда и украшения, оружие, орудия труда, письменные принадлежности, музыкальные инструменты и т.д. Иероглифическая письменность была расшифрована в 1822 французским египтологом Ж.-Ф. Шампольоном (1790–1832). См. также РОЗЕТТСКИЙ КАМЕНЬ; ШАМПОЛЬОН, ЖАН ФРАНСУА.

Иероглифы читались справа налево. Их наносили на каменную поверхность (высекали или, реже, рисовали красками), на деревянные доски и иногда на кожанные свитки, а также с начала II тыс. до н.э. на папирус. Папирус изготавливали из одноименного волокнистого растения нильских заводей, стебли которого разрезали вдоль, укладывали рядами край к краю, поперек первого слоя стелили второй и спрессовывали их; слои склеивались соком самого растения. Папирус был очень дорог; его использовали экономно, часто старую надпись стирали и поверх нее наносили новую (палимпсест). На нем писали палочкой из стебля каламуса (болотного растения) с расщепленным концом; чернила были органического происхождения; основной текст наносился черной краской, а начало строки и иногда фразы – красной. слова не отделялись друг от друга.

Египтяне были страстными любителями письменности. Они покрывали иероглифами внутренние и внешние стены гробниц и храмов, обелиски, стелы, статуи, изображения богов, саркофаги, сосуды и даже письменные приборы и посохи. Ремесло писцов высоко цинилось; для их подготовки существовали специальные школы.

Трудоемкое иероглифическое письмо уже в эпоху Древнего царства не могло удовлетворить растущие хозяйственные и культурные запросы общества. Это способствовало упрощению знаков и появлению схематичных иероглифов. Возник новый тип письма – иероглифическая скоропись (сначала книжная, а затем деловая), которая получила название иератической («жреческой»), хотя ею писали не только священные, но и большинство светских текстов. В период Среднего царства классическое иероглифическое письмо использовалось лишь для надписей на камне, тогда как иератическое монополизировало папирусы. Процесс дальнейшего сокращения и упрощения знаков привел в 8 в. до н.э. к рождению, на основе деловой скорописи, демотической («народной») письменности, предназначенной для повседневного употребления: несколько знаков сливаются в один; они окончательно утрачивают рисуночный характер; появляется более двадцати простых знаков, обозначающих отдельные согласные звуки, – зародыш алфавита; тем не менее иероглифы остаются важной составляющей демотического письма. Фараоны XVI династии сделали попытку возродить старую иероглифическую письменность. Однако с упадком древнеегипетского религиозного культа и исчезновением жреческой касты она к началу нашей эры была забыта. Во 2–3 вв. н.э. в Египте сформировалась алфавитный тип письменности – коптская. Коптский алфавит состоял из двадцати четырех букв классического греческого алфавита и семи букв демотического письма.

Литература.

Большинство памятников египетской литературы утрачено, поскольку папирус, на который обычно наносили литературные тексты, являлся весьма недолговечным материалом.

Для египетской литературы была характерна строгая перемственность жанров. В ней отразились сущностные черты египетского менталитета – представления об абсолютной власти богов и фараона, зависимости и беззащитности перед ними человека, связи земной жизни с загробным существованием. Она всегда испытывала сильное влияние религии, однако никогда не ограничивалась богословием и разрабатывала самые разнообразные жанры. Обогащению ее символической и образной системы способствовало использование иероглифического письма и ее связь с театрализованными культовыми представлениями. В ней практически отсутствовало понятие авторства, за исключением дидактической литературы, которая являлась наиболее уважаемым жанром.

Письменная египетская литература возникла в 4 тысячелетии до н.э. Она несла в себе сильную фольклорную основу (трудовые песни, притчи, поговорки, сказки). Самые ранние дошедшие до нас памятники относятся к периоду Древнего царства. Среди них выделяются Тексты пирамид, древнейшее в истории собрание магических формул и изречений, корни которых уходят еще в додинастическую эпоху; они пронизаны страстным стремлением смертных обрести бессмертие. Возникает биографический жанр: сначала это надгробные надписи, призванные увековечить имя умершего и первоначально содержавшие простое перечисление его титулов, должностей и жертвенных даров, постепенно (ко времени V–VI династий) превращаются в настоящие жизнеописания. При III–V династиях рождается дидактическая литература, представленная жанром поучений (Поучение Птахотепа, сохранившееся в рукописи периода Среднего царства). С эпохой IV–V династий связан цикл сказок о фараоне Хуфу и чародеях. Сохранившийся распорядок мемфисского храмового представления говорит о существовании протодраматического жанра. Наиболее значимый памятник религиозной поэзии этой эпохи – гимн в честь богини неба Нут.

Расцвет египетской литературы приходится на период Среднего царства. Широко распространяется дидактический жанр: Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара, относящееся еще к Первому переходному периоду, и Поучение Аменемхета I (XII династия) являются настоящими политическими трактатами об искусстве управления государством. Пишутся и наставления социально-профессионального характера (Поучение Ахтоя о превосходстве профессии писца над всеми остальными). Возникает жанр политического пророчества (Пророчество Неферти). К политико-публицистической литературе принадлежат стихотворные Речения Ипусера (обличительное обращение к фараону о бедствиях Египта). Автобиографический жанр достигает кульминации в Рассказе Синухета – высокохудожественном жизнеописании вельможи начала XII династии. В области сказочно-фантастической литературы создается новый тип сказок о заморских путешествиях (Сказка о потерпевшем кораблекрушении).Рождается бытовая повесть (Повесть о красноречивом крестьянине). Появляется жанр философского диалога – Беседа разочарованного со своей Душой, где звучит тема сомнений по поводу преимуществ загробной жизни: человек, утверждает Душа, должен наслаждаться каждым моментом своего земного существования. Еще более ярко этот мотив выражен в Песне арфиста, самом выдающемся поэтическом произведении того времени. Среди лучших образцов религиозной поэзии – гимны богу Нила Хаппи и Осирису. Жанр магических заклинаний представлен Текстами саркофагов.

Литература Нового царства продолжает художественные традиции Среднего. В большом количестве появляются сказки, особенно во время XIX–XX династий (Сказка о двух братьях, Сказка о Правде и Кривде, Сказка об обреченном царевиче, Сказка о фиванском царе Секененра и гиксосском царе Апепи), житейские наставления (Поучение Аменемопе, Поучение Ани), словословия в честь царей, новой столицы и т.д. Высокого уровня достигает любовная лирика и религиозная поэзия с ее шедевром – гимном Атону. Рождаются историография (анналы Тутмоса III) и эпическая поэзия (Песнь о Кадешской битве). Все известные от предшествующих эпох магические заклинания собраны в знаменитой Книге мертвых, своеобразном путеводителе по загробному миру.

От Позднего царства сохранились фантастические сказки (сказочный цикл о жреце Хасмуасе), наставления (Поучение Анхшешонка), эпическая поэма о фараоне Петубасте; религиозная литература представлена Книгой о вздохах (перечень заговоров, с помощью которых Исида оживляла Осириса), Книгой о прохождении вечности, Книгой о низвержении Апопа и Жалобными песнями Исиды и Нефтиды (для мистерий). В этот период развиваются разные виды исторической прозы: политическая хроника (Стела Пианхи, Хроника Осоркона, Демотическая хроника), семейная хроника (Повесть о Петеисе III), отчеты о путешествиях (Путешествие Унуамона в Библ). Рождается жанр басни, где действуют исключительно животные персонажи.

Наука.

Астрономия.

Египтяне издавна вели астрономические наблюдения. Они сгруппировали звезды по двенадцати зодиакальным созвездиям, дав им имена тех животных, чьи контуры напоминали их очертания (кошка, шакал, змея, скарабей, осел, лев, козел, корова, сокол, бабуин, ибис, крокодил); разделили весь небесный экватор на тридцать шесть частей, составили таблицы положения звезд в каждый час ночи по пятнадцатидневным периодам. Египтянам первыми в истории создали солнечный календарь. Началом года считался день первого появления звезды Сотис, или Сириус (первый день месяца тота), которое, как верили египтяне, являлось причиной разлива Нила. Египтяне исчисляли год в триста шестьдесят пять дней и членили его на три сезона (разлив, посев, жатва) по четыре месяца в каждом (тот, фаофи, атир, хойяк – тиби, мехир, фаменот, фармути – пахон, пайни, эпифи, месори); месяц состоял из трех декад по десять дней. К последнему месяцу добавляли «малый год» из пяти добавочных дней. Сутки делились на двадцать четыре часа, длительность которых не была постоянной – она зависела от времени года: короткие дневные и длинные ночные часы зимой и длинные дневные и короткие ночные часы летом. Летоисчисление велось по годам царствования каждого фараона.

Математика.

Раннее рождение математики было связано с необходимостью тщательно измерять уровень подъема воды в Ниле и учитывать имеющиеся ресурсы. Ее развитие во многом обуславливалось прогрессом в монументальном строительстве (пирамиды, храмы).

Система счета в своей основе была десятиричной. Египтяне знали дроби, но только те, у которых в числителе стояла единица. Деление заменяли последовательным вычитанием, а умножали только на 2. Они умели возводить в степень и извлекать квадратный корень. В геометрии им удавалось относительно точно определять площадь круга (как квадрат 8/9 его диаметра), однако любые четырех- и трехугольники они измеряли как прямоугольники.

Медицина.

Египетское искусство врачевания пользовалось в Восточном Средиземноморье особой славой и оказало большое влияние на греческую и арабскую медицину. Египетские врачи объясняли болезни соматическими причинами и только эпидемические заболевания связывали с волей богов. Симптомы, как правило, принимались ими за сами болезни, и терапия была направлена на борьбу с отдельными симптомами; лишь в редких случаях диагноз устанавливался по совокупности симптомов. Основными средствами определения болезни являлись осмотр, ощупывание и прослушивание. Египетская медицина отличалась значительной степенью специализации. Особых успехов она достигла в гинекологии и окулистике. Неплохо была развита и стоматология, о чем свидетельствуют хорошее состояние зубов у мумий и наличие золотых пластинок на испорченных зубах. На высоком уровне находилось и хирургическое искусство, как показывают обнаруженные хирургические инстументы и сохранившийся трактат по хирургии. Благодаря мумификации врачи обладали достаточно глубокими анатомическими знаниями. Они разработали учение о кровообращении и сердце как его главном центре. Косметика и фармакология являлись неотъемлемой частью медицины; лекарства изготовлялись преимущественно в специальных лабораториях при храмах; их основную массу составляли рвотные и слабительные средства. Все эти достижения, однако, не мешали врачам прибегать к магии и заклинаниям.

География и этнография.

Существуя в замкнутом пространстве Нильской долины, египтяне были слабо осведомлены об окружающем мире, хотя и умели составлять прекрасные топографические планы знакомой им местности. О странах за пределами Оронта и 4-го нильского порога они имели самые фантастические представления. Вселенная представлялась им плоской землей с небом, опирающимся на нее на четырех подпорках (мировых горах); под землей располагалась преисподняя, вокруг нее простирался мировой океан, а в центре ее находил



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: