Сарасвати-пуджа, поклонение Богине Сарасвати.
Мадхава / Магх. Гаура-панчами.
Ссылки
Тексты
Ш.Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Васанта-Панчами
»:https://vigyana-bharati.ru/katkha/5739-vasanta-panchami-2.html#more-5739
Видео
Ш.Шьям дас Бабаджи Махарадж, «Апракрита Сарасвати-пуджа»:
https://www.youtube.com/watch?v=K4s3Sow75l0
«Сарасвати-пуджа» в Индии:
https://www.youtube.com/watch?v=ns7Da8jGP5M
Подробное описание праздника
Сарасвати-пуджа
Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж
Существует две Сарасвати: Видья Сарасвати и Шуддха Сарасвати. Видье Сарасвати поклоняются материалисты, она дарует им материальное образование, благодаря чему они остаются привлечёнными бренным миром, в то время как Шуддха Сарасвати приводит нас [ищущих Абсолютную Истину] к Богу. Как можно это понять?
Все учёные были испуганы, когда приехал Дигвиджай Кешава Кашмири Пандит, непобедимый в спорах и победивший всех по всей стране. Они беспокоились: «Что же мы сможем произнести в его присутствии?» Когда Дигвиджай Пандит приблизился к ним в поисках достойного оппонента, они единогласно порекомендовали ему Нимая Пандита, учителя санскритской грамматики. Когда он подошёл к Нимаю, то сказал ему: «Я слышал, Вы обучаете Калапа-вьякаране?» Нимай Пандит смиренно ответил: «Моя деятельность похожа на обучение [в действительности я не могу учить должным образом]. Когда ученики задают вопросы, Я не способен полностью рассеять их сомнения». На что Дигвиджай Пандит усмехнулся: «Тогда Вы не сможете понять аланкара-шастру ». Нимай подтвердил: «Мне они непонятны, но Я слышал о них. У Меня есть огромное желание услышать от вас прославление Ганги. Пожалуйста, сделайте одолжение [воздайте хвалу Ганге]».
|
Как ураганный ветер, Дигвиджай Пандит мгновенно сочинил множество шлок, прославляющих Гангу. Когда он закончил их излагать, Нимай выбрал шлоку посередине его сочинения и попросил обдумать её недостатки и достоинства. Дигвиджай Пандит уверил: «В моём произведении нет никаких изъянов, оно совершенно. Но в любом случае Вы не способны его понять». Нимай Пандит сказал: «Есть причина, из-за которой Я спрашиваю». Затем Он указал на ошибку в составленной Дигвиджаем Пандитом шлоке в термине «бхавани-бхартур ». Нимай объяснил, что слово «б хавани » само по себе подразумевает жену Шивы, однако при добавлении «бхартур» это указывает на другого мужа Бхавани.
Именно тогда Дигвиджай Пандит понял, что он встретил достойного соперника, и, будучи не в состоянии противостоять критике Нимая, он сильно встревожился. Нимай Пандит подбодрил его: «Хотя бы упомяните достоинства этой шлоки». Лишённый дара речи, Дигвиджай Пандит не мог сделать и этого. Затем Нимай сказал: «Иди, на этом мы завершим сегодня, прочитай священные писания заново, а завтра мы сможем продолжить». Дигвиджай Пандит всю ночь не мог заснуть. Он в тревоге молился Сарасвати-деви: «Я одержал победу над всей Индией, но сегодня я проиграл простому ребёнку! О Деви, наверно, я совершил ужасное оскорбление!» Сарасвати ответила ему: «Нет никакого оскорбления. Я Видья Сарасвати и могу одержать победу над всем в материальном мире, но этот мальчик – мой муж. Перед Ним я не могу говорить. Но ты так удачлив. Благо образования состоит не в том, чтобы побеждать других, а в обретении преданного служения лотосным стопам Кришны. Ты очень удачлив, что получил Его даршан ».
|
В первой шлоке «Шикшаштаки»есть фраза: видья вадху дживанам. Чтобы глупцы, подобные нам, поняли [смысл этих слов правильно], Шрила Бхактивинода Тхакур дал подробное объяснение первого стиха «Шикшаштаки», подчёркивая, что видья вадху дживанам является вишуддха-видья-вадху-дживанам-рупа – жизнь невесты, как олицетворения истинного духовного знания. Можно заметить, что он использовал приставку «вишуддха», упоминая видью, что указывает на Шуддха Сарасвати. Из этого становится ясно, что есть два типа Сарасвати.